Презентация для чего нужна артикуляционная гимнастика. Презентация "Для чего нужна артикуляционная гимнастика" презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Артикуляционная гимнастика для дошкольников Мастер-класс Подготовила: Учитель-логопед Арбекова Н.П.

МАДОУ детский сад «Буратино» п. Пруды

Формирование артикуляционной моторики

Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

  • Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:
  • а) в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий
  • б) в детском саду с воспитателем и самостоятельно;

    в) с родителями дома.

    2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки.

    3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

    4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

    5. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

    6. Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

«Улыбочка»

«Трубочка» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти. «ФУТБОЛ» Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики». «ЧАСИКИ» Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. «КАЧЕЛИ» Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна. «ЧИСТИМ ЗУБКИ» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, затем верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо - влево. Нижняя челюсть при этом не двигается. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой). «МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. «ПАРУС» Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счёт до восьми, потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза. «КИСКА СЕРДИТСЯ» Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается «ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. «ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка. Спасибо за внимание!

Для чистого произношения звуков нужны сильные и подвижные органы речи. Все речевые органы состоят из мышц.. Чтобы их тренировать существует артикуляционная гимнастика.. Гимнастику следует выполнять сидя перед зеркалом. Продолжительность 10-15 мин.

Желаю успехов!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация на тему: «Артикуляционная гимнастика» Презентацию подготовила: учитель-логопед Улюмджиева Делгр Эрдниевна

Что такое артикуляционная гимнастика? Гимнастика для рук, ног- дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы- чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык- главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения произношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Начнем выполнять артикуляционную гимнастику: 1. «Окошко» -Широко открыть рот – «жарко» -Закрыть рот – «холодно»

2. «Чистим зубки» -Улыбнуться, открыть рот -Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы. 3. «Месим тесто» -Улыбнуться -Пошлепать языком между губами « пя-пя-пя-пя-пя » -Покусать кончик языка зубками (Чередовать эти два движения)

4. «Чашечка» -Улыбнуться -Широко открыть рот -Высунуть широкий язык -Придать ему форму «чашечки» 5. «Дудочка» -С напряжением вытянуть губы (зубы сомкнуты)

6. «Заборчик» -Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы 7. «Маляр» -Губы в улыбке -Приоткрыть рот -Кончиком языка «покрасить» (погладить) нёбо

8. «Грибочек» -Улыбнуться - Покоцать языком, (будто едешь на лошадке) -Присосать к небу широкий язык 9. «Киска» -Губы в улыбке, рот открыт -Кончик языка упирается в нижние зубы -Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

10. «Поймаем мышку» -Губы в улыбке -Произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик) 11. «Лошадка» -Вытянуть губы -Приоткрыть рот - Покоцать узким «языком» (как цокают копытами лошадки)

12. «Пароход гудит» -Губы в улыбке -Открыть рот -С напряжением произнести долгое « ы-ы-ы …» 13. «Слоник пьет» -Вытянув вперед губы трубочкой, образовать «хоботок слоника». «Набирать водичку»

14. «Индюки болтают» -Языком быстро двигать по верхней губе « бл-бл-бл-бл » 15. «Орешки» -Рот закрыт -Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки -На щеках образуются твердые шарики- «орешки»

16. «Качели» -Улыбнуться -Открыть рот -Кончик языка за верхние зубы -Кончик зыка за нижние зубы 17. «Часики» -Улыбнуться, открыть рот -Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

18. «Блинчик» -Улыбнуться -Приоткрыть рот -Положить широкий язык на нижнюю губу 19. «Вкусное варенье» -Улыбнуться -Открыть рот -Широким язычком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу

20. «Шарик» -Надуть щеки -Сдуть щеки 21. «Гармошка» -Улыбнуться -Сделать «грибочек» (т.е. присосать широкий язык к нёбу) -Не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

22. «Барабанщик» -Улыбнуться -Открыть рот -Кончик языка за верхними зубами: « дэ-дэ-дэ » 23. « Парашютик » -На кончик носа положить ватку -Широким языком в форме « чащечки », прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

24. «Загнать мяч в ворота» -«Вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)

Спасибо за просмотр!


Слайд 1

Презентация на тему: «Артикуляционная гимнастика»

Презентацию подготовила: учитель-логопед Манжосина Наталья Зурабовна детский сад № 102 г. Калининград.

Слайд 2

Что такое артикуляционная гимнастика?

Гимнастика для рук, ног- дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы- чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»? Оказывается, язык- главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Слайд 3

Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее «поставить» правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения произношения. Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут.

Слайд 4

Начнем выполнять артикуляционную гимнастику:

1. «Окошко» -Широко открыть рот – «жарко» -Закрыть рот – «холодно»

Слайд 5

2. «Чистим зубки» -Улыбнуться, открыть рот -Кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

3. «Месим тесто» -Улыбнуться -Пошлепать языком между губами «пя-пя-пя-пя-пя» -Покусать кончик языка зубками (Чередовать эти два движения)

Слайд 6

4. «Чашечка» -Улыбнуться -Широко открыть рот -Высунуть широкий язык -Придать ему форму «чашечки»

5. «Дудочка» -С напряжением вытянуть губы (зубы сомкнуты)

Слайд 7

6. «Заборчик» -Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

7. «Маляр» -Губы в улыбке -Приоткрыть рот -Кончиком языка «покрасить» (погладить) нёбо

Слайд 8

8. «Грибочек» -Улыбнуться -Покоцать языком, (будто едешь на лошадке) -Присосать к небу широкий язык

9. «Киска» -Губы в улыбке, рот открыт -Кончик языка упирается в нижние зубы -Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы

Слайд 9

10. «Поймаем мышку» -Губы в улыбке -Произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)

11. «Лошадка» -Вытянуть губы -Приоткрыть рот -Покоцать узким «языком» (как цокают копытами лошадки)

Слайд 10

12. «Пароход гудит» -Губы в улыбке -Открыть рот -С напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»

13. «Слоник пьет» -Вытянув вперед губы трубочкой, образовать «хоботок слоника». «Набирать водичку»

Слайд 11

14. «Индюки болтают» -Языком быстро двигать по верхней губе «бл-бл-бл-бл»

15. «Орешки» -Рот закрыт -Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки -На щеках образуются твердые шарики- «орешки»

Слайд 12

16. «Качели» -Улыбнуться -Открыть рот -Кончик языка за верхние зубы -Кончик зыка за нижние зубы

17. «Часики» -Улыбнуться, открыть рот -Кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

Слайд 13

18. «Блинчик» -Улыбнуться -Приоткрыть рот -Положить широкий язык на нижнюю губу

19. «Вкусное варенье» -Улыбнуться -Открыть рот -Широким язычком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу

Ирина Карелина
Презентация «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников»

Артикуляционная гимнастика , как средство развития речи дошкольников .

Важную роль в формировании звукопроизношения играет :

Чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов ;

Быстрое и плавное переключению с одного движения на другое;

Удержание заданной артикуляционной позы .

Первостепенное значение имеют :

Устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата ;

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков

Правила проведения артикуляционной гимнастики :

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно , в течение 3-5 минут.

Выполнять два упражнения. Одно - для повторения и закрепления, другое - новое.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя за столом.

Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы :

1. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата ;

2. Упражнения способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата , необходимых для правильного произнесения свистящих звуков.

3. Упражнения, необходимые для правильного произнесения шипящих звуков.

4. Упражнения, необходимые для правильного произнесения звука Л.

5. Упражнения, необходимые для правильного произнесения

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Артикуляционная гимнастика Составитель: учитель-логопед Козырева Татьяна Дмитриевна МКДОУ детский сад «Сказка» г.Тайшет

Органы артикуляционного аппарата Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических; процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, грудной клетки.

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно, в процессе речевой деятельности. В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата, на начальном этапе, проводится в форме артикуляционной гимнастики для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики 1. Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день: а) в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий б) в детском саду с воспитателем и самостоятельно; в) с родителями дома. 2. Выполняется артикуляционная гимнастика, стоя или сидя перед зеркалом, с обязательным соблюдением правильной осанки. 3. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений. 4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается. 5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений. 6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений. 7. Возможно, и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками и т.д.

Артикуляционные упражнения и методика их выполнения

«Толстяки и худышки» « Толстяк» - надуть обе щеки. «Худой» - втянуть щеки.

«Полоскаем зубки» Поочередно надуваем щеки.

Чередование «улыбочка» – «бублик» «Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы видны. « Бублик (рупор)» - зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

«Лопатка» Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 - 5, 5 - 10. Методические указания: - Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения. - Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. - Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу. - Боковые края языка должны касаться уголков рта. - Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

«Накажем непослушный язычок» Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук « пя - пя - пя ». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 - 5, 5 - 10. Методические указания: - Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. - Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. - Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

«Качели» Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении некоторых звуков с гласными а, ы, о, у. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 - 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 - 5. Так поочередно менять положение языка 4 - 6 раз. Методические указания: - Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

«Часики» Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбку, кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет к уголкам рта.

«Иголочка» Р от открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд.

«Змейка» Рот широко открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.

«Конфетка» или «Футбол» Рот закрыт, напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку.

«Трубочка» Высунуть язык, подворачивая боковые края языка губами сделать «Трубочку» и подуть в неё.

«Горка» Рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

«Парус» Рот открыт, кончик языка упирается в верхние резцы, спинка языка опущена вниз.

«Чашечка» Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. Описание: улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Методические указания: - Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму. - Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками. - При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

«Вкусное варенье» Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш. Описание: слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать верхнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Методические указания: - Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. - Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. - Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

«Лошадка» Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх. Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка. Методические указания: - Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее. - Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. - Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

«Грибок» Рот открыт, язык присосать к нёбу.

«Маляр» Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность. Описание: улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд - назад. Методические указания: - Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. - Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

«Автомат» Цель: Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка. Описание: Р от открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т - т - т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп. Методические указания: Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха.

«Пароход гудит» Закусываем кончик языка резцами, губы в улыбке и длительно произносим звук Ы (потом Л).

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой: Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ним начнет заниматься логопед: их мышцы уже будут подготовлены. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.


Поделиться