Проектные работы по татарскому языку. Творческий проект по обучению татарскому языку «В цирке» — «Циркта


Актуальность проекта. Россия богата народными традициями, обычаями, народными праздниками. Наше желание через данный проект познакомить детей с народными обычаями и традициями нашей страны, вызвать желание и интерес у детей к народным праздникам, добиваться того, чтобы дети помнили культуру и знали прошлое нашей страны. Проектная деятельность - это важнейший процесс воспитания, желание познать культуру своего народа (через праздники). Проекты по праздникам являются групповыми, творческими. Проектной деятельностью могут заниматься дети разного возраста, с разными способностями. Участие в проекте «Народные праздники» способствует развитию интеллектуальных возможностей детей, их творческих способностей, любознательности, повышает интерес к народному празднику и обогащает кругозор детей и взрослых. Народные (фольклорные) праздники - это часть духовного наследия народа (обрядов, ритуалов, традиций и т.п.). Восстановление народных, природных праздников прошлого необходимо для восстановления экологической культуры: преклонения перед природой, ее красотой, бережного отношения к ней. В рамках данного проекта решается широкий круг задач нравственного и художественно-эстетического направления. Изучая свои истоки, дети лучше узнают исторический путь своего народа и вместе с тем глубже понимают мировую общность, приобщаются к народным идеалам мужества, красоты, юмора, любви к родной земле. А использование метода проектной деятельности в исследовании народного богатства дает возможность детям раскрыться в полной мере, творчески реализоваться через сотрудничество, проявить себя как личность, выразить внимание к другим людям, быть полезным им, заслужить одобрение и признание окружающих, позволяет испытать чувство собственной значимости.




Задачи: - Вызвать у детей интерес к истории и народным традициям Татарстана; - раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр, образу жизни и др.) для формирования культуры, нравственных качеств русского народа; - формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе; - развивать навыки работы в группе, выполнять различные роли, взаимодействовать с другими людьми; - воспитывать любовь и уважение к татарскому народному творчеству; - воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.


Этапы проекта: 1Подготовительный (погружение в проект, заинтересованность проблемой, подбор материала). 2. Деятельностный (разучивание потешек, поговорок, стихов, песен, чтение художественной литературы, разучивание игр, занятия ручным трудом, составление папок-передвижек, стенгазет, презентаций по темам). 3. Оценочный (представление и защита проекта).







Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Планируемые результаты при изучении произведения Клары Булатовой “Шушы яктан, шушы туфрактан без” по татарской литературы (уку) Проектная работа Работу выполнила: читель татарского языка и литературы МБОУ “СОШ №21”Альметьевск Давлетшина Г.Р. Научный руководитель: Маснавиева А.И. – к.п.н., доцент

Концепция проекта Стандарт устанавливает обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей начального общего образования. Одним из которых является литературное чтение: литературное чтение на родном языке: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций, осознание значимости чтения для личного развития, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу.

Цель проекта Формирование метапредметных результатов при изучении произведения Клары Булатовой « Шушы яктан, шушы туфрактан без» по внеклассному чтению (уку)

Задачи проекта формировать личностные учебные действия: привить ребёнку любовь к слову, языку, и самое главное, к чтению осознание себя как гражданина, как представителя татарского народа, определённой культуры воспитание чувства патриотизма формировать регулятивные учебные действия: уметь выстраивать последовательность анализа, построить план с выделением существенной и дополнительной информации формировать познавательные учебные действия: уметь высказывать свои предположения о теме, героях произведения, последовательности событий формировать коммуникативные учебные действия: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выражать свои мысли: построить логическую цепь рассуждений

Формировать личностные учебные действия привить ребёнку любовь к слову, языку, к чтению осознание себя как гражданина, как представителя татарского народа, определённой культуры воспитание любви к родному краю

Средства достижения – ирешү ысуллары Шигыр ьне уку. С үзлек өстендә эш. Шигыр ьне эчт ән, пышылдап уку. Шигыр ьне сәнгатьле итеп уку. Шигыр ьне горурланып уку. Җыр тыңлау.

Клара Булатова кем ул?

Клара Гариф кызы Булатова 1936 елның 18 мартында Татарстан АССРның Сарман районы Татар Карамалысы авылында хезмәткәр гаиләсендә туган. Аның әтисе дә, әнисе дә укытучылар була, шуңа күрә Кларага бала чактан ук әти-әниләре белән бергә бер төбәктән икенче төбәккә күчен йөрергә һәм төрле авыл мәктәпләрендә укырга туры килә . 1944 елда ул Сарман районының Югары Чыршылы авылында беренче класска керә , өченче класстан Ләке авылы җидееллык мәктәбендә укый, ә урта белемне Сарман урта мәктәбендә 1954 елда алып чыга. Шул ук елның кезеннән К. Булатова хезмәт юлын башлый - Түбән Ләшәү мәктәбендә башлангыч классларда балалар укыта, аннан соң төзелештә эшли, Әлмәттәге кенкүреш комбинатында кассир, «Төзүчеләр» клубында оештыручы була. 1962-1965 елларда ул яңадан мәктәптә - Әлмәт районының Колшәрип авылында тел-әдәбият, тарих укыта. Шунда, 1964 елда, КПСС сафларына алына.

1965-1969 елларда К. Булатова В. И. Ульянов-Ленин исемендәге Казан дәүләт университетының татар теле һәм әдәбияты бүлегендә укый. Уку белән бергә иҗат эшен дә дәвам иттерә: 1965 елда аның шигъри бәйләме « Дуслык » исемле күмәк җыентыкта басылып чыга. Шагыйрәнең исеме тәнкыйтьтә җылы сүз белән телгә алына башлый. 1967 елда « Язлар алда » исемле мөстәкыйль китабы - лирик шигырьләр җыентыгы дөнья күрә . 1965-1969 елларда К. Булатова В. И. Ульянов-Ленин исемендәге Казан дәүләт университетының татар теле һәм әдәбияты бүлегендә укый. Уку белән бергә иҗат эшен дә дәвам иттерә: 1965 елда аның шигъри бәйләме « Дуслык » исемле күмәк җыентыкта басылып чыга. Шагыйрәнең исеме тәнкыйтьтә җылы сүз белән телгә алына башлый. 1967 елда « Язлар алда » исемле мөстәкыйль китабы - лирик шигырьләр җыентыгы дөнья күрә .

Клара Булатова “Шушы яктан, шушы туфрактан без” Шушы яктан, шушы туфрактан без. Китә калсак үзгә бер якка, Таллар җырлап, чишмәләре чыңлап, Өянкеләр елап озата.

Шушы яктан, шушы туфрактан без. Читтә йөрсәк, шуңа күрәдер Чишмә чыңлап, өянкеләр елап, Таллар җырлап төшкә керәдер.

Шушы якта безнең эзләр калсын, Мирас булып килер яшьләргә. Шушы яктан, шушы туфрактан без, Шул туфракта язсын яшәргә.

Клара Булатова сүзләренә язылган җырлар Бәлки син үзедер Кызара инде миләшләр Кырга чыктым, юлга чыктым Кыңгырау чәчәкләре Онытма (икенче вариант) Су буенда кыяк үлән Тамчы җыры Туган як сагышлары Төштә күрдем Шушы яктан, шушы туфрактан без Шушындый тыныч төннәрдә Язлар кайтты Язлары еракта гомеремнең Язмышымда язлар булып кал Асылмалы к ү пер

Формировать регулятивные учебные действия уметь выстраивать последовательность анализа, построить план с выделением существенной и дополнительной информации

Средства достижения - ирешү ысуллары Шигырьдә К.Булатова туган ягыбызның матурлыгын күрергә ничек өйрәтә ? Сез туган җиребезнең кайсы яклары белән горурланасыз? Әлмәт кайсы яклары белән кунакларны җәлеп итә ала? Шигырь өстендә эшләгәндә сезгә кайсы сыйныфташларыгызның фикерләве ошады? Сез аларның эшен ничек бәяләр идегез?

Формировать познавательные учебные действия уметь высказывать свои предположения о теме, последовательности событий

Средства достижения - ирешү ысуллары Шагыйрь нәрсә белән горурлана? Горурлык хисләрен ничек чагылдыра? “ Шушы якта безнең эзләр калсын, Мирас булып килер яшьләргә. Шушы яктан, шушы туфрактан без, Шул туфракта язсын яшәргә. ” дигән юлларны сез ничек аңлыйсыз? Шигырьдә нәрсәләргә игътибар бирелә? Әлмәтне күрергә килгән кунаклар нинди караш, нинди хис-тойгылар белән китә ала?

Формировать коммуникативные учебные действия уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выражать свои мысли: построить логическую цепь рассуждений

Средства достижения – ирешү ысуллары Сезгә “ Шушы яктан, шушы туфрактан без»” шигыре ошадымы?Шигырь нәрсә турында? Шигырьдән чыгып,Әлмәтнең табигате турында сез нәрсә әйтә аласыз? (укучыларның жаваплары нигезендә дәфтәрләрдә эш алып барыла) Шигырьдә сез күреп белгән урыннар бармы? Шигырь аша шагыйрьнең нәрсә әйтәсе килә? Ни өчен сез шулай дип уйлыйсыз? Фикерегезне раслагыз.

Ожидаемые результаты реализации проекта У детей появится интерес к слову, языку, и самое главное, к чтению. Формируется осознание себя как гражданина, как представителя татарского народа, определённой культуры, чувство патриотизма. Научатся выстраивать последовательность анализа, построить план с выделением существенной и дополнительной информации. Научатся высказывать свои предположения о теме, последовательности событий. Приобретут умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание, выражать свои мысли: построить логическую цепь рассуждений

Кулланылган әдәбият Основное о новом ФГОС начального образования.http:// pichscool.ucoz.ru / index / fgos_novogo_pokolenija /0-33 Карабанова, О.А. Учимся учиться! Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. [Электронный ресурс]: http:// www.prosv.ru / umk / perspektiva /info.aspx?ob_no=12250Даутов Р. Балачак әдипләре. – Казан: «Мәгариф» нәшр., 2002. Каурый канат – Җил Атым: Ш игырьл әр, поэмалар/Булатова К.Г. – Казан: Татар.кит.нәшр., 2006.-286б. Клара Булатова. Яшел каләм. – Казан: Рухият, 2003. – 160б. Сәяхәтнамәләр: шигыр ь ләр/ Клара Булатова. – Казан: Татар.кит.нәшр., 2013.- 127б.


Анастасия натальина
Творческий проект по обучению татарскому языку «В цирке» - «Циркта»

Творческий проект

«В цирке »

Структура творческого проекта

I. Пояснительная записка :

1) Паспорт проекта :

Участники проекта : дети и воспитатели подготовительной группы,

помощник воспитателя, родители.

Срок реализации : 1 неделя с 11.03.2013 по 15.03.2013 г. г.

Тип проекта :

По числу детей – групповой

По доминирующему методу – ролево – игровой

По образовательным областям : «Коммуникация» , «Познание» , «Художественное творчество » , , «Физическая культура» , «Социализация» , «Труд» , «Безопасность» , «Музыка» , «Здоровье» .

Методика дошкольного образования : «Обучение татарскому языку русскоязычных детей » .

2) Актуальность проекта .

«Воспитывает всё: вещи, явление, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

А. С. Макаренко.

Мы живем в прекрасной республике Татарстан . Мы ценим благосостояние родного края, но на фоне этих прелестей забываем о втором государственном татарском языке . По определению известного литератора Г. Д. Грачева, «двуязычие – это диалог мировоззрений систем мира. Причем получается стереоскопичность зрения, объемность мышления. С другой стороны – на этом уровне появляется плодотворная самокритика мысли и слова. Ибо «двуязычник» , живя между двух моделей мира, явственно ощущает недостаточность каждой из них, чего не видит самоуверенный «одноязычник» , на каком бы великом языке он ни мыслил ». Изучая еще один язык – татарский у детей возникает гораздо более объемное и многогранное представление о мире, это же богатство. Они начинают понимать, что мир многогранен, все мы друзья, это же великий социальный опыт для наших детей". Ребенок должен научиться открыто на татарском языке выражать свои мысли , эмоции, чувства. Такое выражение возможно в танце, в рисунке, пении, театрализованной деятельности, сочинении рассказов, в игре. Все перечисленное, на наш взгляд, можно охватить какой-нибудь одной темой, в нашем случае темой “Цирк” . Не найдется ни одного ребенка, которому не был бы интересен цирк . Его любят все. Дети мечтают стать цирковыми артистами , выступать смелыми дрессировщиками диких животных, превращаться в настоящих волшебников и удивлять зрителей всевозможными фокусами. Ну и, конечно, есть одна мечта на всех - стать клоунами, смешить людей. Ведь если посмотреть с точки зрения взрослых, то клоун – это большой ребенок : проказливый, с виду неловкий, трогательный и всегда добрый. Может быть, потому всем детям близок этот образ и они так хотят им стать. Мы решили дать им такую возможность.

3) Цель : повысить качество знания татарского языка у детей через ролево – игровую деятельность.

Задачи :

Образовательные :

. («Познание» )

Упражнять детей в счете в пределах 10 на татарском языке . («Познание» )

«Животные» , «Основные цвета» , «Выполни команду» (буре, крпе, ат, аю, тч, тычкан, тлке, згр, кызыл, ак, сары, кара, яшел, сикерэ, йоклый, утыра, жырлый, уйный, бии, йгере, эч) («Коммуникация» )

Формировать представления о правилах безопасности дорожного движения во время экскурсии («Безопасность» )

Расширять представления о труде взрослых (жонглер, дрессировщик) («Труд» )

Развивающие

татарском языке («Познание» )

Формировать потребность в двигательной активности («Физическая культура» )

Формировать желание организовывать сюжетно-ролевые игры («Социализация» )

«Социализация» )

Развивать творческую инициативу «Художественное творчество » )

Продолжать развивать интерес к художественной литературе на татарском языке («Чтение художественной литературы» )

творческое воображение . Развивать творческие способности («Художественное творчество » )

Развивать желание детей петь и допевать татарские мелодии песен и веселых мелодий («Музыка» ).

Воспитательные

«Безопасность» )

Воспитывать умение договариваться, налаживать контакты в совместной игре («Социализация» )

«Труд» )

татарском языке . («Социализация» )

Воспитывать интерес к различным доступным видам двигательной деятельности («Здоровье» )

4) Ожидаемые педагогические результаты.

II. Теоретическое обоснование проекта

Методика обучения второму языку является отраслью педагогической науки и имеет свои цели, задачи и содержание. Однако не все используемые на сегодняшний день методы обучения могут с максимальным успехом развить у дошкольников необходимые речевые умения и способности, так как опираются на закономерности механического запоминания. А это, в свою очередь, негативно влияет на формирование у детей мотивации к данному виду деятельности. Сама практика выдвигает перед наукой необходимость обновления содержания обучения , опирающегося на особенности детского развития : образное мышление, словотворчество и игру как ведущий вид деятельности. Во многом эти закономерности обусловлены особенностями

детского восприятия. Особенности овладения вторым языком в дошкольном возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящим на другом языке , со спонтанным овладением иными формами общения.

Ребенок дошкольного возраста не осознает, зачем ему нужно знать второй

язык . Цели взрослого для него слишком абстрактны. Мотивация дошкольников действует по принципу «здесь и теперь» , т. е. ребенок не задается отдаленными целями. Поэтому весь процесс постижения второго языка выстраивается как процесс удовлетворения личностных , познавательных, игровых потребностей ребенка в интересном общении со взрослыми и детьми. Важно построить процесс общения наиболее рационально, с учетом психофизических возможностей детей, в том

числе - особенностей развития памяти.

1) Раскрытие сущности основных понятий, отражающих проблему проекта .

В республике Татарстан проживают люди разных национальностей, которые должны знать второй государственный язык – татарский . Усвоение татарского языка находит препятствие из-за недостаточной триединой направленности : воспитатель- родитель – ребенок. Взрослые не в полной мере уделяют значению изучения татарского языка в семье , что в свою очередь влияет на процесс замедления познания языка .

2) Основные принципы, лежащие в основе проекта .

Принцип адресного подхода в формировании гражданской позиции у подрастающего поколения, предполагающий использование различных форм и методов воспитательной работы.

Принцип активности, который предусматривает разумную инициативу в трансформации мировоззрения детей.

Принцип комплексной помощи в формировании эмоционально - ценностных отношений ребенка к родному народу, языку , культуре.

5) Материал :

Иллюстрации по теме «Цирк » (Мктпкч яшьтгелр лифбасы)

Видеофильм о цирке

2 картинки с клоунами

Макет для арены

Театр на ладошке

Маски животных

Черная шляпа для фокусника

Цифры до 10

Бумага, клей, кисточки, салфетки – по количеству детей.

ТСО – музыкальный центр, фотоаппарат, мультимедийное оборудование.

Предполагаемый результат :

Совершенствование знания татарского языка у детей через непосредственное участие в ролево- игровой деятельности.

Повышение познавательного интереса среди детей и родителей к татарскому языку и его культуре .

Создание атмосферы радости в совместной деятельности детей и взрослых.

Организация деятельности родителей :

Мотивация : мы с детьми работаем над проектом «В цирке » .

Веселый клоун задал детям множество вопросов. Мы просим вас помочь нам найти на них ответы. Для каждой семьи расписать конкретный план действий дома вплоть до вопросов, какие надо задать детям для закрепления татарского языка . Определить сроки выполнения задания. Веселые зверушки из цирка просят нарисовать дома на тему «Мы в цирке » .

Примерно-тематический план по творческому проекту

День недели Непосредственная образовательная деятельность Совместная работа воспитателя с детьми Индивидуальная работа детей Работа с родителями

Понедельник

11.03.2013 Окружающий мир

«Знакомство с цирком » Просмотр видеофильма «Детям о цирке »

12.03.2013 Экскурсия в цирк Дидактическая игра «Животные в цирке »

13.03.2013 Аппликация «На арене цирка » дети самостоятельно вырезают силуэты животных и приклеивают, проговаривая их названия. Игра «Выполни команду дрессировщика»

Конкурс рисунков «Мы в цирке »

14.03.2013 Игра «Что покажет фокусник» (закрепление счета до 10) Дидактическая игра «Дорисуй клоуну шарик»

15.03.2013 Физкультурное Псхогимнастика «Изобрази животное» Вечер отдыха «Циркта »

Выставка рисунков.

Составление презентации «В цирке »

Приложение

Экскурсия в цирк

Программное содержание

Систематизировать представления детей о цирке . («Познание» )

Познакомить детей с профессиями работников цирка . («Познание» )

Повторение правил дорожного движения. Закрепление их на практике.

Воспитывать умение правильно вести себя во время экскурсии («Безопасность» )

Обсуждение маршрута

Перед выходом проверить одежду, обувь детей.

Дидактическая игра «Животные в цирке » (буре, крпе, ат, аю, тч, тычкан, тлке)

В игре участвуют до 7 детей.

Цель :

Систематизировать представления детей о цирке и животных на татарском языке . («Познание» )

Уточнить и активизировать словарь по теме «Животные» , (буре, крпе, ат, аю, тч, тычкан, тлке, сикерэ, йоклый, утыра, жырлый, уйный, бии, йгере, эч) («Коммуникация» )

Развивать умение классифицировать домашние и дикие животные на татарском языке («Познание» )

Способствовать обогащению игры новыми сюжетами с помощью атрибутов («Социализация» )

Воспитывать умение работать в коллективе, давать критическую самооценку и оценивать деятельность других, готовность оказывать поддержку друг другу, совершенствовать навыки общения на татарском языке . («Социализация»

Дидактический материал : рисунок цирковой арены , карточки с рисунками животных (буре, крпе, ат, аю, тч, тычкан, тлке, карточки – схемы для команды животным (сикерэ, йоклый, утыра, жырлый, уйный, бии, йгере, эч)

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям выбрать животных, назвать его на татарском языке . Затем педагог берет карточку – схему с нарисованной командой, а дети проговаривают на татарском языке , что нужно выполнить его животному и выполняют движение. Фишку получает тот ребенок, который смог без ошибок назвать все слова правильно.

Аппликация «На арене цирка »

Программное содержание :

Развивать творческую инициативу , фантазию в продуктивных видах деятельности («Художественное творчество » )

Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память, творческое воображение . Развивать творческие способности («Художественное творчество » )

Воспитывать аккуратность при изготовлении игрушек из бросового материала («Труд» )

Материал :

Лист А-3 с изображением манежа

Картинки с животными

Бросовый материал : пуговицы, киндер - колпачок, фольга, пух, палочки деревянные.

Ход работы:

Воспитатель предлагает картину с нарисованным манежем и картинки животных и предлагает создать картину выступления животных в цирке . Дети самостоятельно вырезают силуэты животных и приклеивают, проговаривая их названия на татарском языке .

Дидактическая игра «Дорисуй клоуну шарик»

(згр, кызыл, ак, сары, кара, яшел)

Программное содержание :

Уточнить и активизировать словарь по теме «Основные цвета» (кызыл, ак, сары, кара, яшел, сикерэ, йоклый, утыра, жырлый, уйный, бии, йгере, эч) («Коммуникация» )

Развивать творческую инициативу , фантазию в продуктивных видах деятельности («Художественное творчество » )

Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое мышление, память, творческое воображение . Развивать творческие способности («Художественное творчество » )

Воспитывать аккуратность при изготовлении игрушек из бросового материала («Труд» )

Материал :

Силуэт клоуна

Лист бумаги, карандаши цветные, или краски по количеству детей.

Ход игры:

Воспитатель показывает изображение клоуна, предлагает детям нарисовать воздушные шары в руку. Дети проговаривают нарисованные цвета шаров на татарском языке . Фишку получат, тот ребенок, который не ошибся в назывании цветов.

Поделиться