Как должна располагаться фотография. Мифы фотокомпозиции: мифы про расположение объектов в кадре

Фотографирование людей как правило не самое простое направление для начинающего фотографа. Всем нравится рассматривать хорошие портретные фотографии, будь то семья, друзья или просто интересное лицо. И, как у фотографов, у нас есть возможность делать очень интересные фотографии, но из-за неопытности мы часто злимся, когда наши ожидания не оправдываются. Учитывая вышесказанное, вот несколько технических советов, которые помогут вам улучшить качество вашей портретной фотографии и использовать нужные настройки камеры для этого. И наконец перестать бояться фотографировать людей.

Фокусировка

Sony a99, 135mm, f/1.8, 1/250s, ISO 200

У нас есть пять (или около того) чувств, но то, которое мы используем больше всего, – это наше зрение. Это означает, что глаза на фотографии должны быть резкими, независимо от того, сколько людей на ней. Вот несколько советов, чтобы глаза получились в резкости.

Старайтесь использовать фокусировку по одной точке. Автоматические режимы не всегда попадают точно в цель, даже если камера настроена фокусироваться на глаза. Используйте одну точку и наведите фокус на ближайший глаз. Заблокируйте фокус и немного перекомпонуйте кадр, если необходимо, чтобы получить нужную композицию перед съемкой.

После нескольких снимков проверьте резкость. Обязательно увеличьте фотографию на экранчике, чтобы более детально рассмотреть глаза. Снимайте снова, если не попали в резкость. Если же в процессе всеравно не получается добиться идеального результата, то скорее всего дело в настройках вашей камеры. Поэтому вот некоторые из этих настроек, которые могут влиять на промахи в фокусировке.

Выдержка в портретной фотографии


Canon 6D, 135ммм, f/2.0s, 1/1600s, ISO 50

Есть много правил по вычислению максимальной длинной выдержки для определенных объективов, но не всегда им нужно следовать, особенно если вы фотографируете живого человека, который естественно будет двигаться.

Использование 50-миллиметрового объектива не является веской причиной для того, чтобы выставлять выдержку 1/60 секунды. Если фотографируете не статичный предмет, лучше выбрать выдержку 1/320 в данном случае. Она не сильно заморозит движение в кадре и не будет никого смаза. Как ни странно, многие фотографы заметили, что на данной выдержке фотографии получаются будто с продолжением движения, более живые. Конечно, если в кадре маленький ребенок, тут нужна будет выдержка еще короче. Ведь дети – это вечные двигатели.

Не полагайтесь на технические характеристики камеры, такие как стабилизация оптического изображения. Стабилизация может компенсировать небольшое дрожание рук, но не решит проблему с быстрым движением в кадре. Поэтому пусть она будет включена, но чтобы не придумали производители техники дальше, руководит съемкой всегда фотограф.


Sony a99, 135.0mm, f/1.8, 1/1000s, ISO 200

Чтобы снять довольно интересный портрет на улице, лучше максимально открыть диафрагму , чтобы получить размытый фон. В студии фон в основном однородный для портретов, а вот на улице в кадр может попасть множество отвлекающих предметов (прохожие, торчащие ветки деревьев и т.д.). Для наглядности, обязательно попропробуйте снять портрет с открытой диафрагмой (например f 1.8 ) и с закрытой (f 5.6 ), тогда вы точно увидите разницу. Портрет с размытым фоном будет более приятен глазу и все внимание будет приковано только к объекту съемки. Но и тут могут быть исключения, если к примеру фон соответствует задумке фото, можно и немного прикрыть диаврагму (например до f 2.8 ). Всё зависит от того, что вы хотите рассказать этой фотографией.

Также очень важен свет, например снимая при полуденном солнце, скорее всего получатся резкие переходы в тенях и светах, поэтому в данном случае, советую найти тенёк или же снимать на закате, когда свет будет гораздо мягче и приятнее.

Выбор правильного фокусного расстояния

Nikon D7000, 240мм, f/5,3, 1/320s, ISO 400

Для крупных портретов идеально подходят объективы с фокусным расстоянием более 85мм. Объектив 50мм подойдёт только на кропнутой камере (там он как раз покажет себя ка 85мм).

Всё дело в искажении перспективы, и чем шире объектив, тем больше у нас будут заметны искажения пропорций лица. Но есть исключения конечно, есть фотографы, которые очень умело снимают на 50mm крупные портреты, но они они понимают, что не всем людям это подойдёт.

Для начала всё же лучше взять объектив с расстоянием 85mm, при съемке на него, мы почти не увидим никаких искажений пропорций.

Настройки камеры для групповых портретов


Canon EOS 6D, 85mm, f/2.2, 1/250s, ISO 400

Фотографировать группу людей само по себе непросто, нужно следить за всеми, и чтобы в фокус попали и чтобы в камеру смотрели (если нужно).

Сейчас нас интересует только техническая часть, то есть как снять группу людей так, чтобы все они были в фокусе.

Самое простое, что вы можете сделать, если съемка постановочная, поставить людей в ряд, на одном расстоянии от вас. Если группа большая, кто-то может встать за чьей-то спиной, но при этом, лицо его должно обязательно быть в одном ряду с другими. Чтобы они были все в одной зоне резкости.

А насколько эта зона резкости будет большой, зависит опять же от фокусного расстояния объектива и расстояния от вас до группы людей.

Дальше уже подберите нужную диафрагму, в зависимости от объектива, на который снимаете, кстати тут и 50мм может пригодиться. Для этого сфокусируйтесь на ближайшего к вам человека в группе, сделайте кадр и посмотрите насколько получились остальные в резкости. Диафрагма тут может быть от f 2.8 до f 5.6 . Также не забывайте про ISO, если сильно закрываете диафрагму, то скорее всего ISO нужно будет увеличивать.

И как только подберете все нужные настройки камеры и сделаете несколько пробных кадров, можно уже начинать работать с людьми – веселить их, привлекать внимание самых маленьких, или просто ловить моменты их взаимодействия друг с другом.

«5 простых советов, как фотографировать …» - наша регулярная серия статей, в которой мы рассказываем, как правильно снимать те или иные объекты. Наши материалы посвящены пяти самым популярным сюжетным линиям. Мы расскажем вам, как правильно настроить камеру, и какое фотооборудование вам понадобится для получения хороших результатов.

Третью часть нашей серии мы посвящаем фотографированию людей, созданию портретов. Этот аспект фотоискусства является особенно сложным, его, безусловно, можно отнести к элитной категории фотографирования. В отличие от двух других объектов фотографирования, о которых мы уже рассказывали ( и ), ваши модели для портретной съемки могут вам сообщить, что фотография, с их точки зрения, не удалась. Поэтому очень важно выбрать правильные настройки и знать некоторые тонкости создания фотопортретов. Наши пять простых советов помогут вам в этом.

Как фотографировать людей и создавать портреты: Вовсе не обязательно снимать портреты в вертикальном «портретном» формате.

1 Используйте подходящую технику

Для съемки портретов наиболее подходящими фокусными расстояниями считаются 85 мм и 135 мм. Оба фокусных расстояния лежат в «теле-области», что обеспечивает корректное отображение пропорций. Неестественно выглядящие широкоугольные искажения почти не возникают. Большое фокусное расстояние требует большого значения открытия диафрагмы, например F1,8 или F1,4, чтобы фон получился размытым, а модель четко. Отличные портретные объективы по сравнительно невысоким ценам предлагают разные производители, например: Canon EF 85мм F1,8, Nikkor AF-S 85mm F1,8.

Конечно же, вы можете поэкспериментировать и с другими фокусными расстояниями. Используйтесь, например, ультра широкоугольные объективы, из-за соответствующих искажений ноги модели будут казаться длиннее. Если хотите создать поясной портрет или сфотографировать человека целиком, то попробуйте поработать с фокусными расстояниями 35 или 50 мм. Поэкспериментируйте с очень длинными фокусными расстояниями, это приведет к искажению перспективы, и фон визуально станет ближе к модели.


Как фотографировать людей и создавать портреты: Чтобы сфотографировать человека в полный рост, используйте широкоугольные и нормальные объективы.

2 Настройте камеру

Начнем с выдержки: люди - это довольно сложные объекты для съемки, они постоянно движутся, поэтому советуем вам работать с короткими выдержками 1/125 секунды и еще короче. Иначе даже небольшие движения модели могут стать причиной размытия изображения. В условиях плохого освещения можно повысить светочувствительность (ISO) или использовать вспышку.

При этом обратите внимание на скорость синхронизации вспышки, под этим подразумевается самая короткая стандартная выдержка при включенной вспышке. Если время свечения вспышки будет короче, а вспышка при этом не поддерживает высокоскоростную синхронизацию, то на изображении появится черная полоса - тень от шторки затвора. Если хотите, чтобы фон на портретном снимке был нерезкий, раскройте диафрагму на максимум.


Как фотографировать людей и создавать портреты: При съемке портретов особенно важна постановка света. Мягкий свет будет для вашей модели наиболее выигрышным.

3 Правильная подготовка

Важно! Поговорите со своей моделью. Наш основной совет - планируйте фотосессию заранее, объясните модели, что и как вы планируете фотографировать. Важно договориться даже о таких мелочах, как команды «направо», «налево» - чтобы ваша модель сразу понимала, имеете вы в виду справа от себя или от нее. Прорепетируйте заранее сложные моменты, попросите модель изобразить разные эмоциональные состояния (в зависимости от цели фотосессии), например, высокомерие, печаль или задумчивость. Если у вас достаточно времени, снимайте два кадра подряд, иначе (в худшем случае) может оказаться, что на одном снимке модель моргает, и фотография будет безнадежно испорчена. Профессионалы обычно заранее создают эскиз фотографии, на котором они изображают выражение лица, позу модели и постановку света.

Еще один важный аспект (вряд ли вас это удивит) - это свет. Небольшие источники света, такие как системные вспышки и солнце дают очень жесткий свет, который может подчеркнуть недостатки внешности. Поэкспериментируйте с искусственным светом, используйте рассеиватели света, например, студийный зонт или софтбокс. При fashion-съемке вы можете использовать рефлекторы для жесткого света, например, портретную тарелку Beauty Dish или обычный отражатель - выбирайте по своему вкусу. При съемке на открытом воздухе лучший мягкий свет солнце дает поздним утром или вечером. Можете провести фотосессию и при дневном освещении, например, в тени дерева, направляя свет большим складным отражателем.


Как фотографировать людей и создавать портреты: Фрагментарное кадрирование по принципу «только лицо» концентрирует внимание зрителя именно на лице модели.

4 Правильно компонуйте кадр

Как и в любом направлении искусства в фотографировании людей нет «правильного» или «неправильного» - правда, если вы, не снимаете фотографии на паспорт. Съемка художественных портретов дает гораздо большую свободу творчества. Классический портрет принято снимать в вертикальном, «портретном» формате. Но горизонтальный формат (так называемая «альбомная ориентация») тоже вовсе не запрещен, он дает возможность лучше показать фон.

Но что важно в 99% случаев при съемке портретов - это правильный фокус. Всегда фокусируйтесь на глазах модели, или, по крайней мере, на ближайшем к зрителю глазе. Главное правило - изменяйте значение диафрагмы, пока все показатели не будут вас устраивать. Так как этот параметр зависит от ситуации, то есть фокусного расстояния и расстояния до объекта, то мы не сможем вам посоветовать точную величину. Просто поэкспериментируйте.


Как фотографировать людей и создавать портреты: Взгляд камеры сверху вниз создает впечатление, что модель изображает покорность.

Одна из самых распространенных ошибок новичков - неправильное кадрирование: обрезанные локти, голени и пальцы выглядят странно, это касается и ситуации, когда модель держит руки в карманах. Предложите вашей модели, например, скрестить руки на груди (поза решительности), поднять руки на уровень лица (уязвленное выражение) или пусть он или она возьмет что-нибудь в руку.

Также важную роль играет перспектива. Если вы снимаете снизу вверх (съёмка с нижней точки), то ваша модель будет выглядеть доминирующе, а при съемке с верхней точке человек выглядит слабым и зависимым. По этой причине детей лучше фотографировать на уровне глаз, для этого можно опуститься на корточки.

В заключение мы ответим на еще один часто задаваемый вопрос: бывают ли фотогеничные люди? Если отвечать в двух словах, то - да, бывают. При съемке некоторых моделей кажется вообще неважным, какой источник света, какая перспектива - они на фотографиях получаются отлично в любом случае. Другие хорошо выглядят, если их снять в фас, фотографии в профиль получаются не очень. Фотогеничность - это уровень сложности поставленной задачи для фотографа, а задачи нужно уметь правильно решать. Начиная работать с новой моделью, попробуйте сфотографировать ее в разных позах с разным выражением лица. Создание красивого портрета полностью зависит от фотографа, то есть от вас.

Часто не имеют ни малейшего представления как правильно расположить на фотоснимке основной его объект. Нередко они просто располагают его посередине, полагая, что это единственно правильное и возможное для него место. Насколько ошибочными могут быть такие действия?

Эта статья поможет вам поместить снимаемый объект в кадре надлежащим образом.

  • Центральное расположение

Несмотря на все вышесказанное о центральном местоположении главного снимаемого объекта, в фотографии все же имеется для него место, только в очень узких рамках. С центральным расположением снимаемого объекта хорошо смотрятся, например портреты людей. Неплохо будут смотреться объекты, имеющие симметричную форму — здания или снятые спереди автомобили, а также отдельные предметы в кадре с сильно обрезанными краями. Так что будьте предельно осторожны и внимательны при выборе центрального расположения ваших снимаемых объектов.

  • 2. Расположение вне центра

Если вам необходимо расположить снимаемый объект посередине сцены, постарайтесь немного сместить его в любую сторону, так чтобы он не находился точно в центре кадра. Это поможет сделать ваше изображение более приятным для зрительного восприятия.

  • 3. Правило третей

Возможно, вы уже слышали об , открытом древними греками и используемом на протяжении веков в искусстве и живописи. Знания правил и возможных мест расположения снимаемого объекта позволяют нарушать эти же правила, если это работает в направлении создания лучшего или более динамичного изображения. Но, вернемся к правилу третей или к правилу двух третей, как его тоже часто называют.

Представьте себе поле для игры в крестики-нолики: две вертикальные и две горизонтальные линии, разделяющие снимаемую сцену на трети. Там, где эти линии пересекаются и находятся ваши ключевые точки. Это и есть те точки, на которых вы можете поместить ваш главный снимаемый объект для получения наилучшего зрительного эффекта.

Взгляните на фотографии или обложки популярных журналов и убедитесь, на скольких из них использовано именно это правило. Но не только эти точки помогают создавать превосходные фотоснимки — вертикальные или горизонтальные линии делают то же самое. Если вы снимаете высокий объект или стоящего в полный рост человека, расположите их в кадре на одной из двух вертикальных прямых. То же самое относится и к с отображением горизонта. Горизонт всегда должен находиться на одной из горизонтальных линий (а не посередине кадра), создавая поразительные ландшафтные фотоснимки.

При расположении снимаемого объекта в соответствии с правилом двух третей, изображение становится более сбалансированным и приятным для глаз зрителя. Вы можете добавить другой (дополнительный) координационный центр в ваш сюжет, но он никогда не должен конкурировать с основной темой, поэтому он должен быть меньшим и не доминирующим на фотографии.

Поделиться