Служебный этикет в органах внутренних дел (ОВД). Понятие, сущность и специфика профессиональной этики сотрудников овд Этические нормы сотрудников овд

Правоохранительные органы, и полиция в первую очередь, предназначены для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности.

При исполнении своих служебных обязанностей сотрудники полиции должны ориентироваться на потребности общества и государства. Это, в свою очередь, должно повысить уровень доверия граждан к деятельности полиции и каждого её отдельного сотрудника. Для того чтобы эффективно решать задачи по предупреждению преступности, необходимо изучить причины, которые на неё влияют, и стараться их исключить. Таким образом, деятельность сотрудников полиции направлена на устранение причин, влияющих на состояние преступности. Однако полиция самостоятельно, без сторонней помощи, не может в полной мере противостоять преступности. Вот почему при решении этой наисложнейшей в условиях развития нашего общества задачи органам внутренних дел просто необходима поддержка граждан и общественных структур.

Эта поддержка общества важна, с одной стороны, для получения информации, необходимой для предотвращения, раскрытия и расследования преступлений. С другой стороны, взаимодействие с гражданами повышает доверие населения к полиции, позволяет гражданам вносить вклад в обеспечение собственной безопасности и в какой-то мере координировать деятельность полиции, в зависимости от потребностей современного общества и общественного уклада в конкретном регионе. Кроме того, за счёт такого взаимодействия граждане начинают чувствовать и за собой ответственность за поддержание правопорядка и общественной безопасности, решение социальных проблем в своём районе.

Доверие населения к полиции тесно связано с поведением сотрудников полиции по отношению к гражданам, и в особенности с соблюдением норм профессиональной этики как при исполнении служебных обязанностей, так и в частной жизни, обычных бытовых ситуациях. Всё - внешний вид, форма одежды, манера общения, уважение сотрудниками полиции достоинства и основных свобод и прав человека, неравнодушие к чужим проблемам и бедам, элементарное внимание - способствует налаживанию доверительных отношений.

Новый подход основывается на идеях служения полиции обществу и предполагает высокую степень социальной важности её работы, повышения уровня ответственности за результаты своей деятельности не только перед государством, но, в первую очередь, перед обществом и каждым отдельным гражданином.

Исходя из вышесказанного, задачами полиции являются: поддержание общественного спокойствия и правопорядка, защита и уважение прав и свобод личности, предотвращение преступности и борьба с ней, оказание помощи гражданам.

Защита и уважение прав человека как наиглавнейшая задача правоохранительных органов - отличительная черта функционирования полиции в демократическом обществе. Обязанность полиции быть на страже прав человека становится приоритетной, и залогом успеха в данном случае является хорошо организованная профилактика преступности, то есть её предупреждение. При выполнении этой задачи взаимодействие полиции с гражданами и обществом в целом, а также государственными органами приобретает наибольшее значение, так как только в таком взаимодействии мероприятия по предупреждению преступлений и недопущению их негативных проявлений могут быть максимально эффективными.

Однако работа в данном направлении до настоящего времени была организована не в должной степени, так как взаимодействие такого рода было слабо отражено и раскрыто российским законодательством в сфере правоохранительной деятельности, а гражданами и вовсе воспринималось негативно. В законе РФ «О полиции» взаимодействие правоохранительных органов с гражданским обществом и гражданами не только нашло своё должное отражение, но и выделено как приоритетное направление в деятельности полиции и её сотрудников.

Так как любая обязательная к выполнению задача предполагает ответственное отношение к процессу и результатам её выполнения, то такая новая задача органов внутренних дел, как организация взаимодействия с обществом и гражданином, предполагает выработку новых механизмов и поиск новых путей её решения.

В данном случае повышение уровня профессиональной этики, развитие личностной и профессиональной культуры, этическое и интеллектуальное развитие каждого отдельного сотрудника являются обязательным и просто необходимым элементом решения и выполнения одной из важнейших задач полиции. Подтверждение этому - следующие факторы:

Во-первых, борьба с преступностью и иными правонарушениями - это не только правовая, но и моральная проблема, поскольку нельзя вести борьбу с преступностью и причинами её порождающими, не укрепляя моральные устои общества, а без борьбы с преступностью невозможно обеспечить всемерное развитие и проявление морального фактора в его конструктивной, созидательной роли.

Во-вторых, сотрудникам органов внутренних дел приходится иметь дело, как правило, не с лучшей частью общества, что, с одной стороны, весьма неблагоприятно воздействует на их собственный моральный облик и способно при определённых условиях привести к профессиональной деформации. С другой стороны, служебная этика обязывает каждого сотрудника полиции проявлять такт, выдержку, морально воздействовать на задержанного, арестованного, осуждённого. К тому же, нравственная культура сотрудников органов внутренних дел оказывает заметное дисциплинирующее, воспитательное воздействие на граждан, а также определяет степень их доверия к правоохранительным органам.

Не секрет также, что в условиях демократизации и гуманизации общества, расширения гласности в отношении деятельности правоохранительных органов значение профессиональной морали сотрудников заметно возрастает, так как в первую очередь именно негативные проявления становятся достоянием общественности.

Профессиональная этика рассматривается как определённые моральные требования к сотрудникам, обусловленные спецификой их профессии. Мораль утратила бы свои функции наиболее универсального регулятора поведения и деятельности людей, если бы её требования, нормы не были бы столь универсальны и общезначимы в обществе. Таким образом, требования к профессионально-этической культуре сотрудников органов внутренних дел вдвое выше, чем к рядовому гражданину. Даже правильно проведённая беседа может стать благоприятной и нередко единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, поможет склонить его к принятию правильного решения и создаст предпосылки к изменению, если не мировоззрения в целом, но оценки своего конкретного поступка или отношения к конкретной проблеме. Нужно помнить, что человек, которого вы смогли расположить к себе, окажет значительно большую помощь, чем тот, кого вы пытаетесь заставить говорить с вами. В общении с любым гражданином, даже если это представитель маргинального сообщества, особенно важно умение внимательно слушать. Умение слушать, а главное, услышать собеседника -
в сложной ситуации залог взаимопонимания.

Правила поведения сотрудников органов внутренних дел, определяющие вежливое и внимательное обращение к гражданам, неукоснительное соблюдение их прав и свобод, разработаны на основе норм Конституции РФ, общепризнанных принципов международного права, а также других нормативных правовых актов и отражены в Кодексе профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённом приказом МВД России от 24.12.2008 года № 1139.

Каждый гражданин нашей страны должен чувствовать себя в безопасности, видеть в полицейском своего защитника, способного надёжно оградить его жизнь, здоровье, честь и достоинство от преступных посягательств, достойного стать примером для подрастающего поколения, вызывающего уважение.

Обладая широкими правами и полномочиями, предоставленными законом, сотрудники полиции должны пользоваться ими умело и разумно, проявляя при этом выдержку и высокую культуру, придерживаясь высоких моральных устоев. Одновременно сотрудники полиции обязаны быть решительными при пресечении правонарушений, но в то же время их действия должны быть безупречными в правовом отношении, исключающими нарушение законности, понятными и обоснованными для окружающих, исключающими ущемление прав граждан, в том числе задержанных и арестованных.

Сотрудники органов внутренних дел должны помнить, что они постоянно находятся на виду у населения и от их поведения во многом зависит авторитет полиции в целом, доверие к каждому конкретному сотруднику и поддержка граждан. Как показывает жизнь, людьми на первое место ставятся профессионализм, культура поведения и общее интеллектуальное развитие сотрудника, его способность эффективно, грамотно и уверенно исполнять свои служебные обязанности, стремление к социальной справедливости и неукоснительному соблюдению законности, а также высокие морально-волевые, этические качества, способность брать на себя ответственность и противостоять любым действиям, нарушающим закон, права и свободы граждан. Также граждане считают, что не менее необходимые качества сотрудника - это порядочность, нравственность, доброта и сопереживание, великодушие и стремление помочь человеку словом и делом, то есть общепризнанные и общечеловеческие, а значит, наиболее ценные.

Если оценивать пожелания граждан принципиально, то их требования абсолютно правомерны и по-человечески понятны. Такими и должны быть сотрудники органов внутренних дел в правовом высокоразвитом государстве, стремящемся к совершенству.

В заключение могу лишь сказать, что этику, издревле называют ещё и практической философией. Её изучают не только для того чтобы узнать, что такое добродетель, а для того, прежде всего, чтобы быть добродетельным. Цель этики - не знания, а поступки. Она не подменяет живого человека в его индивидуальных нравственных усилиях и не может снять с личности ответственность за принимаемые решения или хотя бы смягчить её. За этику нельзя спрятаться, на неё можно опереться. Она может помочь только тому, кто ищет её помощи, искренне желает искоренить зло в себе и помочь в этом другим, стать лучше самому и сделать лучше мир вокруг себя.

Леонид РОТАРУ,

помощник начальника ОМВД России по району Крюково г. Москвы

по работе с личным составом,

подполковник внутренней службы

Нравственная культура является результатом всего духовного развития личности. Она характеризуется уровнем восприятия моральных ценностей, а также участием человека в их создании и распространении. Нравственная культура – это мощный фактор нравственного формирования развития человека Ее зрелость измеряется тем, в какой мере человек согласует свои поступки, свой образ жизни с моральными нормами, в какой мере он сориентирован на нравственные ценности (каковы его отношения к природе, обществу, самому себе).

Правовая культура является своеобразной проекцией правовой культуры данного общества, результатом совместного творчества и взаимодействия людей.

Специфика правовой культуры сотрудников ОВД вытекает из основных задач, которые стоят перед ними:

Охрана общественного порядка;

Предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и других правонарушений;

Охрана собственности, прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций;

Обеспечение безопастности дорожного движения;

Обеспечение пожарной безопастности;

Исправление и перевоспитание осужденных.

Специфика правовой культуры сотрудников ОВД определяется также видами деятельности по выполнению поставленных задач:

Рассмотренные задачи и виды деятельности позволяют сформулировать основные особенности, непосредственно обуславливающие специфику правовой культуры работников ОВД. К ним относятся:

1). проведение в жизнь политики государства и участие в осуществлении его функций;

2). Реализация права не только в форме соблюдения, исполнения, использования, но и в форме применения;

3). принятие решений в ситуациях, детально не урегулированных законом, в том числе и экстремальных;

Сферами проявления правовой активности сотрудников ОВД являются:

Правотворческая – подготовка и обсуждение нормативно – правовых актов;

Правоохранительная – защита прав и свобод граждан с использованием мер государственного принуждения;

Морально-этическая – отстаивание собственных убеждений и противостояние необоснованному вмешательству в процесс осуществления функциональных обязанностей;

Образовательная- повышение своего профессионального и культурного уровня;

Воспитательная – осуществление право воспитательной работы среди населения.

Морально-нравственные принципы нашли свое отражение в Законе «О милиции», в Присяге рядового и начальствующего состава ОВД РБ (1992 г.), Кодексе чести работников органов и подразделений внутренних дел РБ, а также в Положении «О прохождении службы личным составом ОВД РБ и в других документах.



Более подробно этические нормы изложены в Кодексе Чести работника органов и подразделений внутренних дел РБ (1994 г

Специфика профессиональной морали сотрудников ОВД определяется характером и содержанием их труда, а также спецификой их общения. Для сотрудника личность преступника интересна с точки зрения нравственно мировоззренческой деформации.

Изначально, в моральном отношении к преступившему закон требуется снисхождение, независимо от того, какое эмоциональное отвращение имеет место в душе сотрудника милиции. В этом состоит одна из дилемм для профессиональной милицейской морали: ненавидеть порок и относится с сочувствием к потерянному достоинству в личности преступника. Уважать и наказывать. Гуманистический смысл наказания в том, что оно служит самому человеку во имя его же блага, является необходимой силой право нормативного воздействия на личность, способной восстановить в ней, утраченное достоинство.

Для профессиональной морали сотрудников ОВД возникает проблема нравственных границ.

Таким образом, в системе ценностей любого работника правоохранительных органов особое место занимают проблемы профессиональной этики. Это обусловлено рядом объективных причин.

Профессиональный или служебный долг работника ОВД – это совокупность обязанностей, налагаемых на него по должности и осознаваемых им как нравственная необходимость.

Важно при этом заметить, что честь сотрудника органов внутрен­них дел определяется не его служебным или материальным поло­жением, специальным званием, образованием, а только его лич­ными качествами (моральными, деловыми, политическими, ин­теллектуальными и иными) как гражданина, как работника, как представителя органов внутренних дел.

Моральная культура сотрудника очень тесно связана с культурой эс­тетической, но если первая отражает внутреннюю культуру лич­ности, то вторую, как правило, рассматривают как культуру внешнюю. Бесспорно, форменная одежда сотрудника и даже стиль, качество его партикулярного (штатского) платья сами по себе оказы­вают влияние (и порой существенное) на поведение работника.

Служебная эстетика включает в себя культуру труда и речи сотрудника, этику служебного быта и внешний вид работника, манеру общения с гражданами и сослуживцами, грамотность оформления служебных документов, культуру поведения сотрудника за пределами служебного кабинета. Не сек­рет, что небрежное оформление протокола осмотра места проис­шествия или задержание правонарушителя нередко ведет к оши­бочному заключению дознавателя или следователя, а от надмен­ного выражения лица сотрудника до высокомерного отношения к людям всего полшага.

Показателем уровня культуры личности является этикет. Служебный этикет –это совокупность требований, свод правил, регламентирующих поведение сотрудников на службе, их привет­ствие, внешний вид и т.д.

Своеобразие милицейского этикета состоит в том, что эстетические требования не только тесно связаны с моральными нормами, но и, как правило, закреплены в нормативных докумен­тах и поэтому носят обязательный характер для всех сотрудни­ков.

Можно сказать, что этикет, правовая эстетика в целом стоят на страже чести, личного достоинства и авторитета сотрудников органов внутренних дел и требует от них того же по отношению к гражданам. Исходя из «золотого правила» этики: «Не позволяй себе того, что считаешь непозволительным для других», сотрудни­ки должны быть особо щепетильны не только к своему внешнему виду, но и к своей речи, поступкам, к выбору средств восстанов­ления общественного порядка, пресечения противоправных дей­ствий..

Таким образом, знание основ профессиональной этики и служебной эстетики и применение их на практике не только делают сотрудника куль­турным гражданином и работником, но и позволяют ему более эффективно выполнять служебные обязанности, повышают его авторитет среди коллег и населения, укрепляют статус сотрудника органов внутренних дел

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Уральский юридический институт

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Курс лекций

Екатеринбург

ISBN 5-88437-098-9

Обсужден на заседании кафедры философии УрЮИ МВД России (протокол № 9 от 25 октября 2001 г.).

Одобрен редакционно-издательским советом УрЮИ МВД России (протокол № 33 от 29 ноября 2001 г.).

© УрЮИ МВД России, 2001

ТЕМА 1. Мораль как предмет этики................................................ 4
ТЕМА 2. История этики.................................................................... 16
ТЕМА 3. Основные категории этики................................................ 29
ТЕМА 4. Мораль и право.................................................................. 42
ТЕМА 5. Профессиональная мораль................................................. 66
ТЕМА 6. Нормативно-правовая основа профессиональной морали сотрудников ОВД.............................................................................. 83
ТЕМА 7. Этика делового общения и служебный этикет сотрудников правоохранительных органов..................................................... 103
ТЕМА 8. Нравственные аспекты деятельности сотрудников оперативных служб и следственных подразделений............................................. 144
ТЕМА 9. Проблемы профессионально-нравственной деформации сотрудников ОВД.............................................................................. 163

Тема 1. МОРАЛЬ КАК ПРЕДМЕТ ЭТИКИ

1. Введение.

2. Понятие “мораль”, ее происхождение, структура.

1. Введение

Хорошо известные слова мораль, нравственность, этика часто используются как синонимы или по наитию, в зависимости от созвучия слов в предложении. Если взять историю появления этих терминов, то известно, что этимологически слово этика происходит от ethos (греч.) и в переводе означает обычай, нрав, характер. Латинское слово mos переводится тоже как обычай, нрав. Цицерон, ориентируясь на греческий перевод, образовал от слова mos прилагательное moralis (относящийся к нравам), а от него позднее возникает термин moralitas (мораль). Следовательно, как пишут в некоторых учебниках, по этимологии значения греческого ethica и латинского moralitas совпадают и соответствуют русскому слову нравственность.

Однако в рамках научного знания эти термины имеют свое специфическое содержание и смысловую нагрузку. Это различие осмыслил и терминологически закрепил Г. Гегель, у которого мораль и нравственность выступают как два самостоятельных и исторически сменяющих друг друга понятия.

Во-первых, нравственность закреплена традицией, индивид включен в нее непосредственно, как во внешний мир, мораль есть выражение внутренней убежденности, в ней реальность принимается индивидом в той мере, в какой она выдержала проверку перед критической мыслью.

Во-вторых, нравственность совпадает с нравами, фактически практикуемыми формами поведения, мораль вытекает из отрицательного отношения к реальности и является субъектным должествованием.

В-третьих, нравственность можно определить как общественную мораль, она выражает точку зрения общности (семьи, государства, общества), мораль, напротив, есть нечто вроде индивидуальной нравственности, она исходит из идеи самоценности человеческой личности.

В современной литературе наряду с отождествлением этих понятий выделяются их различия. Под моралью понимается форма общественного сознания, в которой фиксируются моральные требования и представления о должном. Нравственность – это реально существующие формы и модели поведения людей и отношения между ними.

В понимании термина этика можно выделить два подхода. Первый – традиционный – под этикой понимает науку о морали. В современном значении этика – это философская наука о сущности, возникновении, развитии и структуре морали. Указание на ее философский характер показывает, что мораль, нравственность осмысливаются с определенных мировоззренческих позиций.

Второй подход состоит в понимании этики как учения о морали. Его особенность заключается в том, что не всякое учение является научным. Научность – это высшая форма знания, предполагающая истинность, доказательность, проверяемость знания. По отношению к этике этого не всегда возможно достичь. Этика не просто отображает нравы, обычаи, а дает их критически – осуществляет ценностный анализ. Она является способом осознании общественного бытия, включена в моральное сознание в качестве высшего уровня. Научно-этические представления о морали в некоторой степени вливаются в массовое сознание и оказывают обратное влияние на развитие морали и нравственности.

Соответственно, в структуре этики выделяются две части: теоретическая, которая описывает и объясняет мораль, и прикладная, которая учит морали, т.е. прививает определенные моральные представления и принципы.

Среди разделов этики выделяют профессиональную этику. Это понятие часто используется для обозначения нравственного кодекса людей определенной профессии. Некоторые авторы разделяют понятия “профес-сиональная этика” и “профессиональная мораль”. Под первой понимается раздел этической науки, а под второй – нравственность, совокупность сложившихся норм поведения и отношений между людьми. Общепринятым является следующее определение профессиональной этики как системы норм и правил поведения определенной социальной группы, в профессиональной деятельности которой специфически проявляется действие общеэтических и профессиональных норм морали; это раздел этического учения, изучающий особенности функционирования морали в различных видах профессиональной деятельности. Термин “профессиональная этика” условен, поскольку он означает прежде всего профессиональные моральные кодексы. Однако использование термина “профессиональная этика” оправданно, так как делает ударение на необходимость продуманной разработки ее норм. Термин “профессиональная мораль” подразумевает известную стихийность в образовании таких норм.

Существование профессиональной этики обусловлено исторически сложившимся разделением труда, групповыми интересами, традициями и стереотипами профессиональной деятельности. Разумеется, в любом виде деятельности могут возникать нравственные проблемы и противоречия. Однако можно выделить особую группу профессий, к которой предъявляются повышенные нравственные требования. Это, прежде всего, профессии, объектом которых является человек. Для закрепления этих повышенных нравственных требований к субъектам профессиональной деятельности создают “моральный кодекс”, закрепленный в клятвах, уставах, положениях и т.п. Обычно выделяют этику врача, педагога, офицера, журналиста и др. В связи с этим для представителей данных профессий важно не только знание нравственных норм, но и особое умение воплощать нравственные принципы в специфических условиях своей деятельности. Нормы профессиональной этики создаются под непосредственным влиянием заинтересованных организаций. В них содержится больший элемент рационального обоснования, чем в общей морали, так как у указанных профессиональных групп технологически целесообразные и собственно-моральные стороны деятельности совпадают.

Профессиональная мораль находится в тесной связи с общей моралью. Любые попытки пренебречь этой связью завершаются либо подменой определенного морального кодекса внеморальными установками (уставами, инструкциями), либо абстрактными декларациями. Эта связь глубинная, необходимая. Общие моральные нормы, принципы основательнее, существеннее улавливают перемены в общественных требованиях к деятельности конкретных профессиональных групп. Поэтому именно они прежде всего стимулируют обобщение нравственной практики и появление новых норм и запретов в профессиональной морали. Главной особенностью норм профессиональной морали является их рекомендательный характер.

Особое место занимает профессиональная этика сотрудников ОВД, которая носит деонтологический характер. Это значит, что моральные требования, предъявляемые к сотрудникам ОВД, носят строго обязательный характер и обеспечиваются административными санкциями (например, Кодекс чести, приказы и инструкции МВД, дисциплинарные уставы, определяющие формы поведения и общения).

Деятельность сотрудников ОВД носит государственный характер, так как они являются представителями власти. Действия и решения различных подразделений органов внутренних дел затрагивают коренные права и интересы граждан. Поэтому их деятельность должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга и ответственности.

М.А. Ермошина

кандидат экономических наук, доцент

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

MODERN ASPECTS OF PROFESSIONAL ETHICS OF LAW ENFORCEMENT OFFICIALS

Рассматриваются наиболее актуальные вопросы профессиональной этики сотрудников органов внутренних дел. Анализируется современный аспект данной проблемы применительно к деятельности милиции в целом, а также подразделений органов внутренних дел.

The paper is devoted to most vital questions of professional conduct of law enforcement officials. Some modern aspect of the problem concerned in relation to the militia activities on the whole and to law enforcement bodies as well is analyzed.

Бороться с преступностью в современных ус -ловиях невозможно без укрепления правоохранительных органов, их очищения от коррупционеров, повышения престижа милицейской службы и доверия граждан к органам внутренних дел. Т рудная и кропотливая работа по очищению милицейской среды от безнравственных людей является одной из ключевых, наиболее сложных задач современного Российского государства. Учитывать это особенно необходимо сегодня, когда проблемы соотношения права и этики, права и нравственности являются одним из важнейших факторов жизни современного общества.

Формирование высоких нравственно-этичес -ких качеств у сотрудников - верность служеб -ному долгу и присяге, честность, неподкупность, внимательное отношение к людям, общая и пра -вовая культура - обеспечивает профессионально-этическую состоятельность кадров внутрен-них дел, их устойчивость к воздействию нега -тивных факторов и профессиональной деформа -ции, а значит, повышает их надёжность в борьбе с преступностью .

Как указывается в главе 2 (ст. ст. 4-7) Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ, «профессиональные долг, честь и достоинство выступают важнейшими критериями моральной зрелости сотрудника...»; «неуклонное следование нравственным принци-пам - дело чести и долга сотрудника органов внутренних дел»; « безупречное выполнение нравственных обязательств обеспечивает моральное право сотрудника на общественное доверие, уважение, признание и поддержку граждан»; «нравственные ценности составляют основу морального духа сотрудника, воплощающего осознание причастности к благородному делу защиты правопорядка, героической истории органов внут -ренних дел, победам, достижениям, успехам пре -дыдущих поколений» .

Профессиональная этика сотрудников мили -ции имеет характер деонтологии (от греч. deontos

Должное). Её нормы более строги и обеспе-чиваются административными санкциями: несо -блюдение Кодекса профессиональной этики со -трудника органов внутренних дел РФ может по -влечь увольнение из органов. Профессиональная

этика милиционера включает в себя как основ -ные категории и составляющие общечеловеческой нравственности - справедливость, долг, ответственность, гуманизм и др., так и особенные - беспристрастность, пунктуальность и пр.

Милиционеры не должны: прибегать к не -нужной силе; брать взятки; проявлять злобу; ис -пользовать незаконные методы работы; выбирать неподходящие средства для выполнения своего профессионального долга; позволять личным симпатиям, дружеским чувствам, предрассудкам, предубеждениям влиять на принимаемые ими решения; желать каких-либо привилегий.

Таким образом, по мере гуманизации и де-мократизации общества роль этических элемен-тов в поведении и деятельности работников пра -воохранительных органов неуклонно возрастает.

Соблюдение принципов нравственно-эти -ческого поведения является залогом эффектив -ности деятельности различных подразделений органов внутренних дел.

Многочисл енные о бязанно сти сотруд ников подразделений милиции общественной безопас-ности: от контроля состояния автодорог и пра -вильности оформления ценников в магазинах до посещения неблагополучных семей и содействия в трудоустройстве лиц, освободившихся из мест лишения свободы, - заставляют милиционеров ежедневно общаться с десятками различных людей в самых неожиданных ситуациях.

Соответствующая специфика обязывает представителей указанных подразделений иметь не только необходимую профессиональную под -готовку, быть дисциплинированными и бдительными, при выполнении служебных обязанностей действовать решительно, смело и настойчиво, но и обладать высокими морально-этическими ка -чествами, стойко переносить все трудности, связанные со службой, не щадить своих сил, а если потребуется - самой жизни для выполнения служебного долга. Сотрудник должен проявлять самоотверженность и постоянную готовность к выполнению своего служебного долга, ответст-венность за обеспечение правопорядка, непримиримость к правонарушителям, совершенство -вать профессионализм и т. д. Все указанные тре -

бования носят не только профессионально необ -ходимый характер, но и этический .

Особое значение данный аспект имеет для участковых уполномоченных милиции. Достаточная эффективность работы участкового уполномоченного возможна лишь в случае, если ему удастся расположить к себе граждан. Задача участкового уполномоченного во время короткого знакомства

Оставить самое благоприятное впечатление о себе, что невозможно достичь при нарушении этических норм. Опираясь только на свои властные полномочия, участковый не справится с поставленными перед ним задачами, а основным инструментом участкового уполномоченного является убеждение. Опираясь же на свой авторитет, он, возможно, рашит многие проблемы в ходе короткой беседы, иногда даже по телефону. Примером служат ежедневные семейные конфликты и конфликты между соседями .

Отличительной особенностью работы строе -вых подразделений милиции, несущих службу по охране общественного порядка, являются контакты с гражданами по инициативе сотрудника милиции. Грубости и провокационны м действи-ям правонарушителя, если они имеют место, следует противопоставить решительность дейст -вий в сочетании с корректностью, выдержкой, самообладанием, спокойствием и обдуманно -стью принимаемых решений. При этом сотруд-ник должен быть предельно собран, бдителен и внимателен. При разрешении конфликтных си -туаций желательно заручиться поддержкой и содействием окружающих граждан. Предъявляемые к нарушителю требования должны осно -вываться только на действующих нормативно -правовых актах, быть понятными, излагаться в вежливой, тактичной и убедительной форме. Принимая меры к предотвращению или пресече -нию нарушений общественного порядка, сотруд -ник должен действовать решительно, но спо -койно и корректно, ибо грубое обращение с на -рушителем может вызвать отрицательную реак -цию у окружающих. Не следует без особой на -добности высказывать угрозы применения спе-циальных мер воздействия (физической силы, спецсредств, огнестрельного оружия), отвлекаться на разговоры с окружающими .

В любых условиях сотрудник милиции дол -жен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорб -ляющих их честь и достоинство .

Сотрудник будет выглядеть достойно и вызовет уважени е, симпатию и поддержку граждан, если его действия в совокупности с требовательностью, твердостью и решительностью будут правомерны и понятны окружающим.

Нормы профессиональной этики предписывают сотруднику органов внутренних дел: вести себя с чувством собственного достоинства, доброжелательно и открыто, внимательно и преду-предительно, вызывая уважение граждан к органам внутренних дел и готовность сотрудничать с ними; постоянно контролировать своё поведе -ние, чувства и эмоции, не позволяя личным сим -патиям или антипатиям, неприязни, недоброму

настроению или дружеским чувствам влиять на служебные решения, уметь предвидеть послед -ствия своих поступков и действий; обращаться одинаково корректно с гражданами независимо от их служебно го или со циального положения, не проявляя подобострастия к социально успешным и пренебрежения к людям с низким соци-альным статусом; оказывать уважение и внима -ние старшим по званию или возрасту, всегда первым приветствовать: младший - старшего, подчинённый - начальника, мужчина - жен -щину; придерживаться делового стиля поведе -ния, основанного на самодисциплине и выра-жающегося в профессиональной компетентно -сти, обязательности, аккуратности, точности, внимательности, умении ценить своё и чужое время; в поведении с коллегами проявлять простоту и скромность, умение искренне радоваться успех ам сослуживцев, содействовать успешно му выполнению ими трудных поручений, быть не -терпимым к бахвальству и хвастовству, зависти и недоброжелательности .

Сотрудник милиции должен помнить, что аморальное поведение, неразборчивость и нечистоплотность в личных связях, отсутствие навыков самодисциплины и распущенность, болтливость и несобранность наносят непоправимый ущерб репутации и авторитету органов внутренних дел.

Для сотрудника милиции недопустимы: по -спешность в принятии решений, пренебрежение процессуальными и моральными нормами, использование средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам; провокационные действия, связанные с подстрекательством, склонением, побуждением в прямой или косвенной форме к совершению пра -вонарушений; разглашение фактов и обстоятельств частной жизни, ставших известными в ходе следственных действий; избирательный подход в принятии мер к нарушителям закона, правил дорожного движения; равнодушие, без -деятельность и пассивность в предупреждении и пресечении правонарушений .

Культура речи является важным показателем профессионализма сотрудника милиции и проявляется в его умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли. Культура речи обязывает сотрудника придерживаться следующих речевых норм: ясности, грамотности, содержательности, логичности, доказательности, лаконичности, уместности. Сотруднику необходимо соблюдать и отстаивать чистоту русского языка. В речи сотрудника органов внутренних дел исключается использование нецензурной брани, сквернословия и выражений, подчеркивающих негативное, презрительное отношение к людям, жаргонизмы и другие элементы криминальной субкультуры в общении с коллегами и гражданами.

Достойный внешний вид сотрудника мили -ции обеспечивает моральное право на самоува -жение, способствует укреплению доверия граж -дан к органам внутренних дел, оказывает влияние на поведение и поступки людей.

Утрата служебного удостоверения является грубым нарушением не только служебной дис-циплины, но и норм профессиональной этики. Сотрудник органов внутренних дел должен счи -

тать неприемлемым для себя: передавать слу-жебное удостоверение другим лицам, оставлять его в качестве залога или на хранение; использовать (предъявлять) служебное удостоверение в интересах, не связанных с выполнением служеб -ных задач; носить служебное удостоверение в кошельках, барсетках и других местах, не обес -печивающих его сохранности .

Сотруднику независимо от занимаемого им служебного положения следует предпринимать меры антикоррупционной защиты, состоящие в предотвращении и решительном преодолении коррупционно опасных ситуаций и их последст -вий. Нравственная чистоплотность, неподкуп -ность сотрудника, его преданность интересам службы, верность служебному долгу составляют основу профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения .

Т аким образом, соблюдение принципов и норм профессиональной этики является залогом эффективности деятельности органов внутренних дел.

ЛИТЕРАТУРА

2. Профессиональная этика сотрудников ОВД: учеб. пособие. - Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2007. - 151 с.

3. Профессиональная этика: учебник / под ред. Г.В. Дубова, А.В. Опалева - М.: ЮНИТИ, 2002. - 612 с.

4. Сокова З.К. Профессиональная этика: курс лекций. - М.: ЦИ и НМО КП МВД России, 2000. - 204 с.

Каждый гражданин РФ, вступающий в ряды сотрудников органов внутренних дел, посвящает свою жизнь исполнению Долга беззаветного служения Отечеству и защиты благородных общественных идеалов: свободы, демократии, торжества законности и правопорядка.

Высшим нравственным смыслом служебной деятельности сотрудника является защита человека, его жизни и здоровья, чести и личного достоинства, неотъемлемых прав и свобод.

Сотрудник ОВД, сознавая личную ответственность за историческую судьбу Отечества, считает своим долгом беречь и приумножать основополагающие нравственные ценности: 1.гражданственность - как преданность РФ, осознание единства прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;

2. государственность - как утверждение идеи правового, демократического, сильного, неделимого Российского государства;

3. патриотизм - как глубокое и возвышенное чувство любви к Родине, верность Присяге сотрудника органов внутренних дел РФ, избранной профессии и служебному долгу.

Нравственные ценности составляют основу морального духа сотрудника, воплощающего осознание причастности к благородному делу защиты правопорядка, героической истории органов внутренних дел, победам, достижениям, успехам предыдущих поколений.

Профессиональные долг, честь и достоинство являются главными моральными ориентирами на служебном пути защитника правопорядка и наряду с совестью составляют нравственный стержень личности сотрудника органов внутренних дел.

Долг сотрудника состоит в безусловном выполнении закреплённых Присягой, законами и профессионально-этическими нормами обязанностей по обеспечению надёжной защиты правопорядка, законности, общественной безопасности.

Честь сотрудника выражается в заслуженной репутации, добром имени, личном авторитете и проявляется в верности гражданскому и служебному долгу, данному слову и принятым нравственным обязательствам.

Достоинство неразрывно связано с долгом и честью, представляя собой единство морального духа и высоких нравственных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе и других людях.

Профессиональные долг, честь и достоинство выступают важнейшими критериями моральной зрелости сотрудника и показателями его готовности к выполнению оперативно-служебных задач.


3. Профессиональная этика сотрудников ОВД: основные понятия, категории, правовые основы.

Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов.

Профессиональная этика изучает:

Отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;

Нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;

Взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;

Особенности профессионального воспитания.

Профессиональная этика может рассматриваться либо как теория профессиональной морали, либо как определенные моральные требования к работникам, обусловленные спецификой их профессии.

Профессиональная этика здесь характеризуется такими категориями как “профессиональный долг”, “служебное достоинство”, “профессиональная честь мундира”. Имеют вполне определенное профессиональное звучание в практике ОВД и такие этические категории как “ответственность”, “справедливость”, “гуманизм”, “коллективизм” и ряд других.

Как правило, сотрудник определяет свою линию поведения, конкретные поступки, отношение к службе и людям, сверяя их с его пониманием “личного и служебного достоинства”, “профессионального долга и чести”. Если его предполагаемые действия соответствуют представлениям работника о долге, чести, достоинстве, то он охотно выполняет свои обязанности, действует инициативно, не боится взять на себя ответственность, т.к. морально он одобряет и поощряет свои действия. От сотрудника ОВД профессиональная этика требует неподкупности, верности духу и букве закона, соблюдения равенства всех перед законом.

Так, например, мужество, смелость, решительность - весьма положительные качества любого работника, но если данные качества выступают как желательные для пекаря, парикмахера, фотографа ателье, то по отношению к работнику ОВД они являются профессионально необходимыми.

В понятие профессиональной этики сотрудника правоохранительных органов входит особая, порой даже пунктуальная и педантичная приверженность духу и букве закона, соблюдение принципов справедливости и гуманизма, твёрдое моральное убеждение в необходимости строгого соблюдения требований закона независимо от личных и служебных выгод или трудностей. Сотрудник ОВД всегда должен помнить, что именно ему общество доверило охрану правопорядка и потому сам он должен быть образцом, эталоном в его соблюдении. И никакие личные выгоды не должны стоять между ним и требованиями закона.

Поделиться