Дисграфия у взрослых причины. Причины, симптомы и лечение дисграфии у детей

Дисграфия - это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности.

В последние годы наблюдается стремительный рост количества детей с дисграфическими и дислексическими нарушениями. В настоящее время в начальной школе до 50% школьников испытывают специфйические трудности в овладении письмом и чтением. Причем у большинства из них данные нарушения сохраняются и в более старших классах.

Предпосылки возникновения дисграфии у ребенка:

  • фонетико-фонематические нарушения;
  • ребенок левша;
  • в семье говорят на двух или более языках;
  • проблемы с памятью, вниманием;
  • несформированость зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;

Проявления дисграфии:

Г лавным критерием дисграфии принято считать наличие на письме так называемых "специфических ошибок".

  • пропуски букв, слогов, слов, их перестановки;
  • замены и смешения букв, близких по акустико-артикуляторным;
  • характеристикам соответствующих звуков;
  • смешения букв, сходных по начертанию;
  • нарушения грамматического согласования и управления слов в предложении;
  • неправильное построение речи.

Виды дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия. В основе этого вида дисграфии лежит неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребенок пишет слова так, как он их произносит.

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме, но недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.

Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи. (Рак - лак; стол - штол;жук - зук; ковёр - ковёл; кожа - коза; бублик - пуплик).
В ряде случаев замены букв на письме сохраняются у детей и после того, как замены звуков в устной речи устранены. Причиной этого является несформированнoсть кинестетических образов звуков, при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

2. Акустическая диcгрaфия. Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания (дифференциации фонем). Этот вид дисграфии проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушении обозначения мягкости согласных на письме. Чаще на письме смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав, а также гласные О-У, Е-И. («лУбит» вместо «лЮбит», «пиСмо» вместо «пиСЬмо»).

Чаще всего механизм этого вида дисграфии связан с неточностью слуховой дифференциации звуков, при этом: произношение звуков является нормальным.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Механизмом этого вида дисграфии является нарушение следующих форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

Несформированность анализа предложений на уровне слова обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов; в раздельном написании слов, особенно приставок и корня.
Примеры: ЛЕТАМ ПАРЕКЕ И ДУТ ПАРХОДИ (Летом по реке идут пароходы), ВДОМЕ УБАШКИ КОТ ВАСКА И САБАКА ПУШОК (В доме у бабушки кот Васька и собака Пушок).

Наиболее распространенными ошибками при этом виде дисграфии являются искажения звукобуквенной структуры слова, обусловленные недоразвитием фонематического анализа, который является наиболее сложной формой языкового анализа.

Приведем пример таких ошибок:

  • пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ - ДОЖДИ, ДЕКИ - ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ - СОСТАВЛЯЮТ);
  • пропуски гласных (ДЕВЧКИ - ДЕВОЧКИ, ПОШЛ - ПОШЛИ, ТЧКА - ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ - РАСКАЧИВАЕТ);
  • перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ - КАПЕЛЬКИ, КУЛКА - КУКЛА);
  • добавление букв (ВЕСНАЯ - ВЕСНА);
  • пропуски, добавления, перестановки слогов (ВЕСИПЕД - ВЕЛОСИПЕД).

4. Аграмматическая дисграфия. Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лексико-грамматического строя речи.

Проявления аграмматической дисграфии:

  • трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями;
  • нарушение смысловых, грамматических связей между отдельными предложениями;
  • синтаксические нарушения в виде пропуска значимых членов предложения;
  • грубые нарушения последовательности слов;
  • рассогласованность в роде, числе, падеже (словоизменение);
  • замена форм ед.числа существительными мн.числа;
  • замена окончаний слов;
  • замена приставок, суффиксов (словообразование).
  • неправильное употребление предлогов, окончаний, некоторых приставок и суффиксов, нарушение согласования.

Например: ЗА ДОМА (за домом) САРАЙ. ИСТЕПЛЫЯ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ (Из теплых стран летят грачи).

5. Оптическая дисграфия. Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно-пространственных функций и связан со смешением букв, сходных по написанию.

При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:

  • искаженное воспроизведение букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
  • замены и смешения графически сходных букв. всего смешиваются либо буквы отличающиеся одним элементом (п - т, ш - и, л - м), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (п - н, м - ш).

Одно из ярких проявлений оптической дисграфии - зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.

Смешанные формы дисграфии

Последствия дисграфии.

Наличие дисграфии у детей приводит к целому букету печальных последствий, серьезность которых зависит от степени выраженности дефекта:

  • невозможность освоения программы по русскому языку, чтению и литературе
  • существенные затруднения в освоении предметов, требующих письменных ответов учащихся
  • большая часть дисграфий тесно связана с проблемами в усвоении математики (выражается в виде перестановки цифр в числе, непонимании различий между «больше на…» и «больше в…», неусвоении классов числа)
  • трудности в обучении приводят к информационной блокаде и, как следствие, к вторичному интеллектуальному отставанию;
  • психологические проблемы (повышенная тревожность, нервная истощаемость, заниженная самооценка)
  • асоциальное поведение - 80% правонарушителей подросткового возраста имеют дисграфию.

Дети страдающие дисграфией, нуждаются в специальной коррекционной помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными педагогическими методами.

Проблемы ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ могут быть решены с п омощь ю Информационной системы «Речевые технологии».

Информационная система позволяет проводить онлайн диагностику и коррекцию Фонетико-фонематических нарушений у детей.

Среди детей дошкольного и младшего школьного возраста, проходивших диагностику речевых нарушений с помощью Информационной системы выявлено более 50% детей с нарушениями процессов чтения и письма.

В результате регулярной работы детей в программе "Речевые технологии" нарушения процессов чтения и письма разной степени выраженности у детей заметно сокращаются.

Большинство детей достигают высокого уровня развития процессов чтения и письма , необходимых для успешного обучения в школе.


Учителя отмечают:

  • заметное улучшение успеваемости,
  • снижение тревожности учащихся,
  • повышение их самооценки,
  • повышение мотивации к обучению,
  • развитие умения слушать,
  • развитие умения сосредоточиться,
  • развитие умения концентрировать свое внимание,
  • уменьшение количества ошибок при письме.

Применение Информационной системы «Речевые технологии» может стать основой значительного прогресса в преодолении речевых нарушений у дошкольников и младших школьников.

Дисграфия - это специфические расстройства обучения, из которых ребёнок не в состоянии писать слова правильно и понятно. Как правило, первые симптомы заболевания заметны у ребенка после первых нескольких лет начальной школы, потому что изначально беспорядок в записях объясняется усталостью от обучения.

Что такое дисграфия - особенности и типы

Дисграфия проявляется трудностями в обучении правильному и понятному написанию от руки. Она, вместе с дислексией , дисорфографией и дискалькулией является частью специфического расстройства обучения , а также называется расстройством письменной речи, потому что проявляется нарушением в написании графики, букв, цифр и фигур.

Как правило, расстройство возникает в третьем классе. В течение двух предшествующих лет, как правило, не придают большого значения этой проблеме, приписывая проблемы с написанием букв усталости от обучения. Навык написания не появляется автоматически, как сам язык, он требует усилий и наличие ряда факторов, тесно связанных между собой, таких как уровень интеллекта, развитие моторики, латерализация (связь глаз-рука), организации пространства-времени, фонологического кодирования (способность сопоставлять звуки графическим знакам).

Как правило, в третьем классе эти функции хорошо зафиксированы и письмо от руки становится автоматизированным, однако, если возникает неисправность одного из факторов, упомянутых выше, возникает аномалия, более или менее серьезная.

При поверхностном анализе дисграфия может показаться вторичным расстройством и совершенно незначительным, но, на самом деле, это совсем не так. По сути, дисгарфия может поставить под угрозу способности ребенка изъяснять свои идеи, приводит к плохой успеваемости в школе ребенка, который не в состоянии выполнить задачи как в школе, так и дома. Такие трудности, часто путают с вялостью или ленью.

Дисграфия встречается довольно часто - поражает до 10% детей, преимущественно мужского пола , и, если не будет своевременно обнаружена, с течением времени ухудшается и становится большой проблемой, так как обуславливает состояние дискомфорта и отчуждения, что даже может вызвать отказ от школы.

Типы дисграфии

Существуют несколько критериев для классификации дисграфии, которые исходят из того, на что похожа запись букв, например:

  • жесткая дисграфия : почерк напряженный, резкий, с наклоном вправо, буквы узкие и высокие;
  • расслабленная дисграфия : неровный почерк с маленькими и округлыми буквами;
  • импульсивная дисграфия : поспешный почерк с буквами плохо распределенными по строкам и различного размера;
  • неуклюжая дисграфия : беспорядочные и стертые буквы, разного размера;
  • медленная и точная дисграфия : почерк хорошо отформатирован и очень качественный, однако, дети с такой формой дисграфией пишут слишком медленно.

Сегодня принято различать типы дисграфии исходя из формы нарушения:

  • лица с нарушениями пространственной организации имеют почерк с пересекающимися или чрезмерно расставленными буквами, пишут не соблюдая строк и полей, по восходящей или нисходящей кривой;
  • лица с постуральными нарушениями пишут жестко держа ручку и очень давят на лист;
  • лица с трудностями в управлении двигательной активностью пишут быстро, без сохранения траектории и направления, с буквами различных форм и нечитаемые.

Как проявляется дисграфия - симптомы

Дисграфия обычно проявляется в отсутствии реального научения письму. Трудностями в графическом воспроизведении букв, цифр и даже простых рисунков:

  • ребенок с дисграфией использует ручку неправильно;
  • пишет отрывисто, без плавности и координации, таким образом, чрезмерно быстро или медленно;
  • оказывает слишком сильное давление на лист, может проткнуть страницу и перейти на окружающие листы. Чрезмерное напряжение мышц вызывает раздражающие и болезненные спазмы.

В результате таких нарушений искажается размер и пропорции букв, расстояние между буквами и словами, интервал между строками, поэтому почерк получается «грязный» или нечитаемый:

  • буквы могут быть разных размеров : очень большие или слишком маленькие, неравные, изуродованные, заполненные орнаментом или с телами эллипсоидной формы, не полностью закрытыми;
  • пространство между словами постоянно изменяется , то слишком широкое, то слишком близкое;
  • пишущий не соблюдает выравнивание в строках , происходит подъем или спуск строчки, буквы выходят из строк и иногда даже с листа;
  • часто нормальный ход слева направо, меняется на справа налево ;
  • также в записи цифр и рисования мелких геометрических фигур неправильно могут быть воспроизведены цифры (без закрытия линии или со скруглением углов).
  • не может переписывать текст или записывать под диктовку , потому что это предполагает двойную нагрузку: визуальное или звуковое декодирование слов, и последующая их запись.

В дополнение к письму ребёнок с дисграфией может иметь трудности в повседневной жизни, которые возникают из снижения способности координации движений и меньшей способности к организации в пространстве-времени .

В результате, ребёнку с дисграфией трудно выполнять даже простые операции, такие как:

  • завязать шнурки;
  • одеваться;
  • порезать мясо;
  • ориентироваться в пространстве;
  • ориентироваться во времени;
  • читать часы.

Причины дисграфии

В настоящее время ещё не установлена точная причина или причины дисграфии . Были сделаны различные предположения, но дискуссия всё ещё открыта. Предположение, которое привлекает большинство экспертов, заключается в том, что дисграфия является нарушением мозгового механизма, который позволяет осуществлять переход между понятиями звука и символа (от фонемы к графеме).

Скорее всего, существуют разные причины и разные аспекты «плохого» почерка . Это может зависеть от:

  • проблем в координации движений : что делает трудными целенаправленные движения;
  • неполная латерализация , то есть процесс, который координирует работу рук и глаз, и позволяет выполнять движения синхронизированные между видением и реализованным ввиде графики;
  • трудности ориентации во времени и пространстве;
  • расстройства дефицита внимания , характеризуется низким уровнем внимания;
  • слишком раннее обучение письму , когда у ребёнка ещё не созрели полностью все процессы, которые контролируют такого рода обучение;
  • также это может быть выражение глубокого расстройства, эмоционального характера .

Некоторые ученые видят причину дисграфии в генетических отклонениях хромосомы 6 , но эту теорию ещё следует доказать.

Как сделать правильный диагноз

Диагностику дисграфии проводит группа специалистов: психоневролог, логопед, психолог, которые, впоследствии, должны координировать терапию, в сотрудничестве с учителями школы и семьёй.

Диагностический протокол обеспечивает несколько уровней анализа, призванные дифференцировать дисграфию от других проблем с обучаемостью .

С помощью специальных тестов , на самом деле, оцениваются:

  • когнитивные способности ребенка , отражающие уровень IQ;
  • умение читать , чтобы отличить дисграфию от дислексии ;
  • способность к письму для различения дисграфии и дисортографии, последняя касается правильности письма на основе преобразования фонемы в графему;
  • логическо-математические способности для различения дисграфии и дискалькулии, это расстройство, которое вызывает трудности в подсчете и в расчетах.

Упражнения для восстановления ребенка с дисграфией

Как в диагностике расстройства, так и в терапии должна участвовать команда специалистов (психолог, логопед, психоневролог), которая будет наблюдать за ребёнком и взаимодействовать с семьей и учителями в школе.

Как правило, программа восстановления калибруется согласно психологическим особенностям пациента, и, следовательно, меняется от случая к случаю.

Но такая программа всегда включает два пути:

  • Один направлен на восстановление автоматизации базовых навыков, которых не хватает ребёнку (восприятие, организация пространства и времени, координация зрения и движений, зрительно-моторная организация, поддержание равновесия, расслабление мышц).
  • Другой направлен на восстановление и улучшение формы письма .

Программа восстановления базовых навыков включает ряд упражнений, которые охватывают всё тело ребенка, что приводит к приобретению способности правильных целенаправленных движений.

Упражнений для восстановления формы письма могут быть облегчены за счет использования специальных тетрадей, блокнотов, которые имеют разноцветную структурированную разметку листов, что способствует пространственной организации текста.

Такие тетради, как правило, выпускаются для трёх уровней:

  • Одни учат письму печатными заглавными буквами. Тетрадь имеет цветные вертикальные полосы, чтобы ограничить пространство, в пределах которого можно писать букву, и довольно большие горизонтальные, для написания писем печатными буквами в строку.
  • Другие учат написанию прописных букв. Имеют более тонкие вертикальные и горизонтальные линии.
  • Третьи позволяют перейти к записи слогов. Горизонтальные строки становятся ещё мельче, чтобы привести размер записи к норме.

Успех программы основывается на том, чтобы установить необходимые упражнения как какую-то игру, что ребёнок не уставал от монотонных действий, с удовольствием преодолевал трудности обучения.

Для успешной терапии также важно, чтобы ребёнок либо осознавал свои проблемы. Таким образом, он будет чувствовать себя удовлетворенным от небольших успехов.

Работу по восстановлению качества письма следует сопровождать и интегрировать с соответствующими упражнения на чтение и написание.

С началом школьного обучения у некоторых учеников выявляется специфическое логопедическое нарушение – дисграфия. Ребёнок с этим диагнозом в каждом слове совершает по нескольку ошибок, пишет крайне медленно и неаккуратно. Одновременно особых проблем в интеллектуальном плане у него не наблюдается.

Как же проявляется дисграфия у первоклассников и как справиться с этим патологическим явлением? Эти вопрос важны, ведь если не предпринять все необходимые меры, то школьник постепенно превратится в изгоя и неудачника.

Под этой логопедической патологией понимают локальное либо полное нарушение письменной функции, связанное с недостаточной сформированностью процессов и механизмов, которые отвечают за выполнение и контроль письменной деятельности.

Чаще всего родители узнают о трудностях с письмом именно в начальном звене, когда начинается целенаправленное обучение этому навыку. В детских прописях и тетрадках обнаруживаются различные ошибки: замена букв («з» вместо «с», «б» вместо «п»), добавление лишних и пропуск нужных букв, слитное написание слов и неправильное формирование слогов.

Просматривая ошибки ребёнка-дисграфика, можно сделать вывод об его неграмотности или лени, но проблемы кроются гораздо глубже. К примеру, сравните слова «солнечные» – «солечние» и «солнечные» – «солничные». На этом примере особенно заметна разница между дисграфией (первый пример) и плохим знанием правил языка.

Кроме того, обычно дети-дисграфики пишут медленно, неразборчиво и неровно, хотя и прилагают множество усилий, чтобы успевать за более сноровистыми одноклассниками. Постоянная неуспешность, выражающаяся в недовольстве педагога и собственных переживаний из-за учительских пометок в тетради, приводит к понижению самооценки.

Также специалисты отмечают, что дисграфия чаще всего идёт «рука об руку» с г – патологическим состоянием, при котором диагностируются выраженные трудности с чтением. Всё это существенно снижает качество обучения и восприятия новых знаний ребёнком.

Виды дисграфии и основные симптомы

Выделяют несколько видов нарушения письменной деятельности.

  • Артикуляторно-акустическая дисграфия. Ребёнок не способен верно произносить звуки, следовательно, при проговаривании неправильно пишет буквы. Терапия этого нарушения подразумевает работу над постановкой звуков.
  • Акустическая. Ошибки на письме возникают из-за проблем с фонематическим слухом. Ребёнок не дифференцирует близкие по звучанию звуки: д-т, з-с, ш-с, ж-з. Всё это не может не отразиться на письменной работе.
  • Оптическая. По причине несформированности зрительно-пространственного восприятия ребёнок неправильно пишет буквы: «зеркалит», не дописывает, чертит лишние детали, заменяет буквы, схожие по графическому признаку.
  • По причине нарушения анализа и синтеза. Ребёнок пропускает либо повторяет слова, слоговые и буквенные элементы, путает приставки и союзы, пишет слитно те слова, которые необходимо писать раздельно, и наоборот.
  • Аграмматическая. Ребёнок неверно изменяет слова в соответствии с падежами, числами и родами. Например, «красивый кошка», «яркий солнце». Нередко подобные нарушения наблюдаются у детей, которые воспитываются в двуязычных семьях.

В особо тяжёлых ситуациях у ребёнка могут сочетаться сразу несколько разновидностей дисграфии. К тому же эта патология нередко возникает на фоне других логопедических нарушений.


Причины патологии

Откуда берётся дисграфическое нарушение? Пока точный патогенетический фактор не установлен, а механизм развития расстройства до конца не изучен. Многие учёные считают главной причиной дисграфии наследственность, когда наблюдается задержка созревания конкретных отделов мозга и развития психических функций.

Читайте также: Формирование правильной речи у ребёнка: советы родителям

Кроме того, к нарушению письменной деятельности могут привести и другие патогенетические факторы.

  1. Длительные соматические заболевания, в результате которых происходит функциональное недоразвитие головного мозга, особенно тех отделов, которые отвечают за письмо и чтение.
  2. Повреждение коры полушарий мозга, которое возникает в различных периодах детского онтогенеза (внутриутробном и новорождённом) в результате таких проблем, как:
    • кислородное голодание плода;
    • асфиксия;
    • хронические заболевания матери;
    • травмы при родах;
    • инфекционные болезни ребёнка;
    • менингит.
  3. Факторы социального и психологического характера, среди которых особо выделяют:
    • нечёткое произношение звуков самими родителями;
    • билингвизм в семье;
    • речевая депривация;
    • невнимание к детскому развитию;
    • увлечённость методиками раннего образования.

У более взрослых ребятишек дисграфия может стать следствием серьёзных черепно-мозговых повреждений, мозговых опухолей, нейрохирургических операций.


Коррекция расстройства

Ребёнку, который страдает расстройством письменной деятельности, необходима квалифицированная поддержка логопеда-дефектолога. Обычной помощи педагога, который пытается привить неуспевающему ученику грамотность, недостаточно.

Курс коррекционных занятий составляется после определения типа дисграфии и тяжести логопедического расстройства. Работа дефектолога позволяет:

  • устранить недостатки произношения звуков и фонематики;
  • увеличить словарный запас;
  • усовершенствовать грамматическую сторону речевого процесса;
  • формировать связную речь;
  • развивать аналитические и синтетические возможности;
  • улучшить фонематическое и пространственное восприятие;
  • улучшить познавательные процессы.

Умения, которые были получены в ходе коррекционной работы, закрепляют с помощью письменных упражнений. Помимо логопеда, детей нужно показать неврологу, чтобы определить наличие различных функциональных и органических поражений головного мозга. Если таковые будут обнаружены, доктор назначит соответствующие лекарственные препараты, физиотерапевтические процедуры, лечебную гимнастику и прочие мероприятия.

В начальной школе многие дети имеют затруднения при грамотном письме. Следует отметить, что некоторые из них не могут грамотно писать не потому, что испытывают затруднения с грамматикой и пунктуацией, проблема носит более сложный характер, обусловленный несформированной высшей психической деятельностью. Конечно, ошибки в тексте встречаются практически у всех учеников начальной школы, но лишь у 12-20% учащихся причина кроется в дисграфии. Дисграфия — это серьезное нарушение в психике детей, которое необходимо устранять на раннем этапе.

Дети, страдающие этим расстройством, во время письма совершают серьезные ошибки: путают слова, повторяют одно и то же слово и путают буквы. Данное заболевание не является признаком задержки интеллектуального развития и поддается коррекции.

На что стоит обратить внимание:

  • Частые фонетические ошибки (слово — сово», медведь — мевет и т.д.);
  • Ошибки в очень простых словах (напр. в слове «как»);
  • Пропуск слогов, неверные окончания и т.д.

Для того чтобы писать грамотно и нормально читать, достаточно обладать средним интеллектом. Однако не стоит раньше времени бить тревогу, если кто-то из учащихся испытывает затруднение во время обучения. Важно понимать, что дисграфия никаким образом не влияет на умственное развитие. Такой человек адекватно воспринимает устную информацию и способен обучаться. Затруднения возникают именно с визуальной информацией. Часто можно встретить «отзеркаленные» буквы в тексте, который написал человек, страдающий данным недугом.

Дисграфия и дислексия являются схожими по своей природе недугами, поэтому часто люди страдают от обоих расстройств сразу.

Какие дети попадают в фактор риска:

  • левши;
  • бывшие левши (родители или учителя переучили ребенка на правую руку);
  • дети, начавшие раннее обучение в школе;
  • дети, растущие в мультиязычной семье;
  • дети, страдающие рассеянным вниманием;
  • дети, которые рано начали заниматься с логопедом.

Коррекция дисграфии является прерогативой логопедов. Специалист порекомендует необходимые упражнения и научит правильному подходу к обучению. Однако нелишним будет обратиться к психологам, так как причиной недуга могли стать: дефицит общения, некорректная или нечеткая речь окружающих, очень раннее начало обучения грамоте и т.д. В результате появившаяся психологическая травма.

Виды дисграфии

Специалисты разделяют дисграфию на следующие виды:

  • Артикуляторно — акустическая.
  • Акустическая.
  • Проблемы звукового анализа.
  • Аграмматическая.
  • Оптическая.

Коррекция дисграфии – это совместная работа учителей, родителей и логопеда. Для того чтобы в полной мере понять природу данного расстройства, следует разобраться в предмете более углубленно.

  1. Человек, невнятно произносящий отдельные звуки и путающий в речи букву «р» и «л» подвержен артикуляторно — акустической дисграфии. Неспособность правильно произнести какую-либо букву часто приводит к ее умышленному пропуску. К примеру, обследуемый испытывает затруднение при выговоре чередующихся согласных, что приводит к некорректному произношению слов: «приток – питок», «трансформация – тансфомация», «тридцать – тицать», «творог — толог» и т.д.
  2. Если человек путает буквы, то причина этому может заключаться в акустической дисграфии. Звонкие и шипящие звуки в одном слове провоцируют человека некорректно произносить и писать некоторые слова.
  3. Суммирование нескольких слов в одно, является причиной патологии, характерного для неправильного звукового анализа. Например, человек вместо «красивый интерьер» произносит «кратирьер». Часто люди, страдающие от данного расстройства склоны к написанию предлогов отдельно от слов, так как слышат между ними ярко выраженную границу: «извечный – из вечный», «перевал — пере вал» и т.д.
  4. Неспособность согласовывать слова является явным признаком аграмматического расстройства. В качестве примера можно привести следующие словосочетания: непростой решения, сложная задачи и т.д.
  5. Очень часто встречается расстройство, при котором дети пишут некоторые буквы, форма которых ярко выражена наоборот. Буквы словно отзеркаленны (Я, Р, В, Ь и т.д.). Такое расстройство обусловлено оптической дисграфией.

Это основные формы недуга, на практике часто встречаются более сложные варианты, которые суммируют в себе несколько форм. Несмотря на наличие такого количества форм, лечение дисграфии во многом проходит по одной методологии.

Дисграфия у взрослых встречается не менее часто, чем у детей. Причиной возникновения данного расстройства может стать опухоль, черепно-мозговая травма, менингит, асфиксия, родовые травмы и т.д.

Дисграфия у взрослых проявляется, так же как и у детей: ошибки во время письма, которые человек повторяет из раза в раз, при этом хорошо зная грамматику и орфографию. Часто люди, страдающие данным недугом, путают буквы, которые внешне схожи по написанию (ъ-ь, в-ь, ш-щ, г-р и т.д.)

Советы родителям, чьи дети нуждаются в коррекции речи и письма

Ни в коем случае не ругать детей с недугом и не кричать на них. Такое поведение приведет лишь к усугублению ситуации. Обследуемый должен чувствовать заботу и внимание со стороны родителей. Вся работа должна проходить в комфортной обстановке. Следует понимать, что на детей оказывается некий прессинг, который может повлиять на их психику и сформировать психологические барьеры, способные ограничить их дальнейшую жизнь.

Если преподаватель обращается с учениками грубо и постоянно упрекает в ошибках, то дети могут вырасти в аморфных людей, которые будут бросать любое начинание при первой же неудаче или ошибке.

Страдающие дисграфией вовсе не неизлечимы. В 70-80% случаев, если заняться исправлением недуга в дошкольном возрасте, то проблема решится. Следует внимательно относиться к ребенку, в таком случае его проблемы будут видны на раннем этапе, что в разы увеличит вероятность их устранения.

Обращаться за помощью следует только к опытному логопеду. Также необходимо показать ребенка психоневрологу, который сможет выявить вспомогательные отклонения. Не стоит пренебрегать услугами репетитора. Репетитор будет заниматься только одним учеником в удобной для него обстановке, зная особенности своего подопечного и учитывая их во время обучения.

В каждом деле необходима система, для достижения наилучших результатов, лечение дисграфии не исключение. Следует проводить занятия систематически, не нарушая график.
Также обязательно следует определить причины патологии.

Диагностика дисграфии у детей

Диагностика дисграфии подразумевает прохождение обследований у невролога, офтальмолога, отоларинголога и логопеда. Как уже говорилось ранее дисграфия и дислексия имеют схожие характеристики, поэтому помощь квалифицированных специалистов поможет выявить оба расстройства и устранить их.

В первую очередь необходимо точно определить, не является ли неграмотная речь обследуемого следствием патологии, а не банального незнания правил правописания.

Обследование будет проходить в несколько этапов:

  • Вначале будут исследованы письменные работы и проведен их анализ.
  • Далее необходимо послушать устную речь и определить наличие отклонений. Во время исследования ведется наблюдение за жестикуляцией манерой изъясняться, также определяется ведущая рука.
  • Во время всего обследования специалисты исследуют словарный запас, произношение различных звуков, восприятие звуков и слоговую структуру, которую составляет обследуемый во время разговора.
  • После того как исследования речи завершатся, начинается исследование письменной речи. Обследуемый переписывает сначала печатный, рукописный текст, затем выполняет диктант, составляет описания по изображениям, читает слога, слова и тексты.

Когда все процедуры закончены, логопед анализирует результаты и выносит заключение. Дислексия и дисграфия у детей, как правило, ярко выражены и их определение зачастую не составляет особых затруднений у специалиста.

Многим может показаться, что вышеуказанные процедуры можно провести дома, без помощи специалиста, но это абсолютно неверно. Для того чтобы выполнить максимально точное обследование, необходимо обладать опытом и необходимыми знаниями. В противном случае можно совершить ряд ошибок, что приведет к неправильному заключению и неверному пониманию как лечить патологию.

Коррекция дисграфии у детей школьного возраста

Лечить дисграфию необходимо совместными усилиями. Работая вместе с преподавателями, родителями и логопедом, ребенок может избавиться от данного отклонения.

Если ребенок испытывает трудности в разговорной речи, то необходимо обеспечить его систематической практикой. Такой специальный диктант должен отличаться от обычного. Следует четко проговаривать слова, указывать знаки препинания. Перед началом диктанта следует четко прочитать весь текст.

Следует избегать возникновения отрицательных эмоций. В негативной обстановке дети воспринимают любое лечение как что-то навязываемое и подсознательно будут стремиться абстрагироваться.

Не стоит проявлять чрезмерное внимание и крайнюю озабоченность данным отклонением. От повышенного внимания к проблеме, ребенок решит, что с ним что-то не так и начнет воспринимать себя неполноценным, что в корне не соответствует действительности.

Необходимо привить ребенку настроение достижение грандиозной цели. Следует хвалить (в меру) ребенка и поощрять его приятными сюрпризами, чтобы он относился к лечению с особым рвением и был нацелен на достижение отличного результата.

Лечение у логопеда будет происходить по другой системе. Логопеды основывают лечение на специальной азбуке и наборе специфических речевых игр. Упражнение с азбукой сводится к тому, что детям предлагается сложить слово и обозначить его грамматические элементы. Данное упражнение помогает запомнить структуру слов, внешний вид букв и учит правильному произношению.

Далее логопед дает ребенку понимание различий твердых и мягких и глухих звуков. Ребенок повторяет слова и подбирает свои, которые соответствуют требуемым звукам. Вовремя работы идет анализ звуков, букв и слогов из которых состоят слова.

Существует отличное упражнение, которое необязательно проходить вместе с логопедом. Ребенок пишет какой-либо текст (необязательно под диктовку) и проговаривает каждое слово. Очень важно, чтобы ребенок четко произносил слабые доли.

Пример: «сколькО стоИт мОлОко». Ведь в устной речи данная фраза произносится совсем по-другому – «сколька стоет малако».

Слабые доли в данном примере – это звуки, которые при быстрой речи могут изменяться, не влияя на смысл слова. С виду простое упражнение, но при систематическом занятии, оно очень действенно.

Профилактика дисграфии у ребенка

Узнав про дисграфию и поняв, что такое отклонение может отрицательно сказаться на ребенке в будущем, автоматически приводит к выводу, что чем раньше оно будет обнаружено, тем лучше. Желательно определить, есть ли у ребенка данный недуг еще до того, как он приступит к изучению грамоты.

Существует множество упражнений, которые отлично подходят для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста:

  • Определение предмета по контурному изображению.
  • Поиск одинаковых предметов на картинке.
  • Игра в лабиринт. На листке бумаги чертится лабиринт, ребенку необходимо провести ручкой линию через весь лабиринт не касаясь стен.
  • Определить предмет по отдельным деталям.
  • Поиск лишнего предмета на картинки, который не соответствует остальным (например, среди овалов и кружков, лишним будет треугольник или квадрат и наоборот).
  • Соотношение предметов с их силуэтом. Существуют специальные развивающие игрушки, например куб с отверстиями разной формы, в которые необходимо вставить фигурки той же формы, что и отверстия.

Коррекция дисграфии – не самый простой процесс, как для ребенка, так и для родителей. Придется проделать большую работу и проявить все свои сильные стороны, чтобы поддержать ребенка и помочь ему избавиться от недуга. Самые главные специалисты для ребенка – это его родители. Работайте с ребенком, заручитесь поддержкой логопеда и все получится.

Дисграфией называется особое нарушение психических функций человека, которые отвечают за контроль и реализацию письменной речи. В результате развития таких нарушений и происходит формирование нарушений письма различного характера. Дисграфики не могут самостоятельно составлять и выражать письменную речь.

Чаще всего дисграфия возникает у младших школьников. Однако, патология вполне может формироваться и у взрослых. Примерно 10% всех случаев расстройств письменных функций возникают во взрослом возрасте в результате различных факторов, нарушающих функционирование психики.

Почему у взрослых возникает дисграфия?

Толчком к возникновению нарушений письменной речи у взрослых могут послужить множество внешних и внутренних факторов. Оказывая отрицательное влияние на функционирование мозговых структур, такие факторы вызывают дисграфию и прочие психические дисфункции.

Среди основных причин, вызывающих проблемы с корректным письмом у взрослых, специалисты выделяют:

  • травмы головы;
  • нейрохирургические операции;
  • разрастание опухолей мозга;
  • инфекционное поражение головного мозга (менингококковые инфекции);
  • воспалительные процессы, поражающие головной мозг (менингит);
  • инсульты;
  • травмы при родах;
  • соответствующие социальные условия;
  • недостаточная насыщенность крови кислородом (асфиксия).

Как проявляется дисграфия у взрослых?

Нарушения письменной речи имеют достаточно характерные проявления. Человек с дисграфией совершает достаточно характерные ошибки при написании слов и предложений. Ошибки имеют устойчивый типичный характер и повторяются каждый раз при письменной передаче информации. Достаточно важным является тот факт, что взрослый человек хорошо знает правила грамматики и орфографии.

Дисграфия у взрослых проявляется в виде классических ошибок, таких как:

  • замена или смешение схожих по написанию букв (например, ш и щ, л и п, ъ и ь);
  • подмена при написании похожих по звучанию букв (п и б, к и х);
  • нарушение слитности или раздельности при написании отдельных слов;
  • неправильное согласование слов в предложении;
  • слишком медленное написание букв;
  • искажение расположения букв, слогов, их неправильная расстановка или пропуск;
  • неясный почерк (неодинаковая высота букв, различный наклон символов, неуместное написание больших и маленьких знаков и др.).

Помимо обозначенных проявлений, специалисты также выделяют характерную симптоматику, не связанную с письмом, которая включает:

  • неврологические отклонения;
  • расстройства когнитивной сферы;
  • сложности с восприятием информации;
  • нарушения памяти;
  • легкую отвлекаемость;
  • отклонения в моторике;
  • сниженную работоспособность;
  • временную или пространственную дезориентацию.

Данные проявления являются свидетельством нарушений связей между мозговыми отделами. При этом следует учитывать, что дисграфия совершенно никак не воздействует на уровень интеллекта либо качество образования человека.

Обозначенные симптомы не исчезнут сами по себе. Необходимо целенаправленное обучение и систематическая работа над коррекцией дисграфии.

Выявление дисграфии у взрослых

Лечение нарушений письма у взрослых, так же, как и в детском возрасте, начинается с изучения специалистом письменных работ, выполненных по специальным методикам. Прежде всего, логопеду необходимо выявить, являются ли дефекты написания проявлением дисграфии, или же представляют собой результат безграмотности человека. Испытуемый выполняет ряд письменных заданий, среди которых:

  • списывание текстового материала (печатного и написанного от руки);
  • написание диктанта;
  • составление описаний к картинкам;
  • чтение целостного текста, а также отдельных слов и раздельных слогов.

В ходе диагностики также проводится изучение состояния устной речи, которое включает:

  • оценку правильности произношения звуков;
  • изучение словарного запаса;
  • анализ умений определять звуки на слух.

После проведения необходимых тестов логопед анализирует ошибки, определяя среди них типичные для определенных типов дисграфии. Далее составляется логопедическое заключение. Если диагноз подтверждается, обязательно проводится дальнейшая коррекция дефекта.

Лечение дисграфии у взрослых

Все работы логопеда по устранению дисграфии во взрослом возрасте разрабатываются исходя из формы нарушения и особенностей ее возникновения. Важно помнить, что простое механическое исправление ошибок не будет иметь результата, ведь проблема кроется гораздо глубже – в искаженном анализе и синтезе мозговыми структурами письменных символов, слогов, слов и предложений.

Сегодня существует значительное количество прогрессивных коррекционных программ лечения дисграфии, которые состоят из комплексных реабилитационных циклов. Такие программы помогают корректировать письменные нарушения и формировать правильные навыки.

Ключевые направления логопедического исправления дисграфии предусматривают:

  • восполнение дефектов в произношении звуков;
  • расширение запаса используемых в речи слов;
  • правильное формирование грамматических знаний и навыков;
  • развитие связной устной речи;
  • повышение аналитических способностей;
  • формирование умений восприятия информации на слух;
  • улучшение мыслительных способностей и развитие памяти.

Коррекционная работа предусматривает выполнение письменных упражнений различного характера, призванных восполнить и развить различные письменные навыки.

Помимо этого, взрослым людям с диагностированной дисграфией дополнительно могут быть назначены:

  • успокоительная терапия с помощью медикаментозных препаратов;
  • физиотерапия;
  • курсы массажа;
  • водное лечение;
  • лечебная физкультура.

Систематическая и правильная работа с логопедом, а в некоторых случаях – и с неврологом, помогает дисграфику улучшить письменные навыки, исправить недочеты в устной речи и развить память. При этом существенно повышается самооценка человека, улучшаются его коммуникативные навыки и решается значительное количество личностных проблем. В зависимости от причин развития дисграфии, коррекция может быть направлена на эффективное восстановление психического здоровья человека.

Поделиться