Химия в повседневной жизни презентация. Химия и повседневная жизнь человека

Введение Повсюду нас окружают предметы и изделия, изготовленные из веществ и материалов, которые получены на химических заводах и фабриках. Кроме того, в повседневной жизни, сам того не подозревая, каждый человек осуществляет химические реакции. Например, умывание с мылом, стирка с использованием моющих средств и др. Зажигая спичку, замешивая песок и цемент с водой, обжигая кирпич, мы осуществляем настоящие, а иногда и довольно сложные химические реакции. Приготовление пищи это тоже химические процессы. Необходимо лишь отметить, что в любом живом организме в огромных количествах осуществляются различные химические реакции. Процессы усвоения пищи, дыхания животного и человека основаны на химических реакциях.


Домашняя аптечка Пероксид водорода (H 2 O 2)- отличный антисептик. Нашатырный спирт (водный раствор аммиака NH 3) возбуждает дыхательный центр. Аспирин, или ацетилсалициловая кислота - один из препаратов, который широко применяют как жаропонижающие, противовоспалительное, болеутоляющее и противоревматическое средство. Лекарства для лечения сердечно - сосудистой системы - это валидол, корвалол, нитро глицерин. Средства для лечения пищеварительной системы. Антибиотики. Витамины - средство укрепления организма, повышения общего тонуса, сопротивления заболеваниям Лекарственные препараты - сильнодействующие средства.


Спички и зажигалки В зажигалке воспламенение горючего производится под действием искры, получающейся от сгорания мельчайшей частицы « кремня », срезанной зубчатым колесиком. Существует несколько разновидностей современных спичек. По назначению различают спички, зажигающиеся в обычных условиях, влагоупорные (рассчитанные на зажигание после хранения во влажных условиях, например в тропиках), ветровые (зажигающиеся на ветру) и др.


Карандаши Для изготовления рабочей части графитового карандаша готовят смесь графита и глины с добавкой небольшого количества гидрированного подсолнечного масла. В зависимости от соотношения графита и глины получают грифель различной мягкости чем больше графита, тем более мягкий грифель. В состав грифелей цветных карандашей входят каолин, тальк, стеарин и стеарат кальция (кальциевое мыло).


Стекло В стекловарении используют только самые чистые разновидности кварцевого песка, в которых общее количество загрязнений не превышает 23 %. В состав стекла входят оксиды SiO 2, Na 2 О и СаО, а также содержится немного глинозема А l 2 О 3. Оксид борной кислоты В 2 О 3 делает стекло более устойчивым к резким температурным изменениям. Окраску стекла осуществляют введением в него оксидов некоторых металлов или образованием коллоидных частиц определенных элементов.


Хрусталь Это силикатное стекло, содержащее различное количество оксида свинца. Часто на маркировке изделия указывается содержание свинца. Чем больше его количество, тем выше качество хрусталя. Хрусталь характеризуется высокой прозрачностью, хорошим блеском и большой плотностью.


Пеностекло Пеностекло пористый материал, представляющий собой стеклянную массу, пронизанную многочисленными пустотами. Оно обладает тепло - и звукоизоляционными свойствами, небольшой плотностью и высокой прочностью, сравнимой с бетоном. Пеностекло является исключительно эффективным материалом для заполнения внутренних и наружных стен зданий.


Мыла Мыла Французским химик Шеврель открыл стеариновую, пальмитиновую и олеиновую кислоты, как продукты разложения жиров при их омылении водой и щелочами. Сладкое вещество было Шеврелем названо глицерином. В производстве мыла давно используют канифоль. Введение канифоли в больших количествах делает мыло мягким и липким. Кроме использования мыла в качестве моющего средства оно широко применяется при отделке тканей, в производстве косметических средств, для изготовления полировочных составов и водоэмульсионных красок.


Чистящие средства При воздействии чистящих средств на поверхностный слой материала происходит сложный комплекс физико - химических процессов, в том числе смачивание, диспергирование и сорбция частиц загрязнений, предотвращение их обратного осаждения на обрабатываемую поверхность. Чистящие средства применяют в виде порошков, жидкостей, паст, суспензий, эмульсий. В состав порошкообразных препаратов могут входить ПАВ, метасиликат и триполифосфат натрия, Na 2 СО 3, отдушки, глицерин и этиленгликоль, триполифосфат натрия, Na 2 CO 3, дезинфектанты ПАВ, мочевину, органические растворители и др.


Химические средства гигиены и косметики Химические средства гигиены и косметики Косметика и гигиена тесно соприкасаются, так как имеются косметические средства (лосьон, кремы, шампуни, гели), которые выполняют гигиеническую функцию. К важным гигиеническим средствам относится, прежде всего, мыла и моющие средства.


Средства ухода за зубами Важнейшим средством ухода за зубами являются зубные пасты. Основные компоненты зубной пасты: абразивные, связующие, пенообразующие вещества и загустители. Первые из них обеспечивают механическую очистку зубов от налета и полировку. Чаще всего в качестве абразива применяют химически осажденный карбонат кальция, а также фосфаты кальция и полимерный метафосфата натрия.


Дезодоранты Дезодоранты выпускают в твердом виде, шариковые и в аэрозольной упаковке. В аэрозольных баллонах используют сжиженные газы, температура кипения которого очень низка. Они легко переходят в газовую фазу и не только выталкивают основу из баллона, но, расширяясь, распыляют ее на мелкие капельки. Долгое время эту роль выполняли только фторхлоруглеводы.


Косметические средства Перламутровый эффект в косметических средствах создается солями висмутила В iO С l и BiO(NO3) или титанированной слюдой перламутровым порошком, содержащим около 40 % Т iO2. Для создания специальных косметических средств (гримов) применяют оксид цинка ZnO. В медицине его используют в присыпках и для изготовления мазей. В качестве красителя для волос используются разбавленные водные растворы хорошо растворимых солей свинца, серебра, меди, висмута. Осветление волос производят с помощью 3% раствора пероксида водорода. В состав красящих шампуней входят п - фенилендиамин, резорцин и другие аналогичные соединения.


Свеча и электрическая лампочка Свечи состоят из смеси парафина и церезина. Лампочка состоит из стеклянного баллона, в который введены держатели спирали, и из самой спирали. Спираль изготовлена из вольфрама одного из наиболее тугоплавких металлов. Держатель изготовлен из молибдена. При нагревании он так же, как и стекло изменяет размеры синхронно, последнее не трескается и потому не нарушается герметизация.




Жиры Жиры составляют существенную часть нашей пищи. Они содержатся в мясе, рыбе, молочных продуктах, зерне. Компоненты природного жира, важными из них являются фосфатиды, стерины, витамины, пигменты и носители запаха. Фосфатиды - это фактически тоже сложные эфиры, но в их состав входят остатки фосфорной кислоты и аминоспирта. Стерины - природные полициклические соединения очень сложной конфигурации. Представителем является холестерин. Витамины. Ими богата печень рыбы и морского зверя, растительные жиры, а также сливочное масло. Пигменты - вещества, придающие окраску жирам. Носители запаха очень разнообразны и сложны по строению, их более 20 в составе сливочного масла.


Углеводы Углеводы - главные постановщики энергии организму человека. Мы получаем углеводы из зерновых, бобовых культур, картофеля, фруктов и овощей. Глюкоза - моносахарид (C 6 H 12 O 6). Глюкоза легко усваивается организмом. Глюкоза содержится в фруктах, ягодах. Фруктоза (C 6 H 12 O 6)- это тоже моносахарид, изомер глюкозы. Сахароза - дисахарид (C 12 H 22 O 11). В обычной жизни просто сахар. Лактоза - дисахарид (C 12 H 22 O 11) Преимущественно содержится в молоке животных. Крахмал - полисахарид ((C 6 H 10 O 5) n)- основной углевод пищи. Содержится в картофеле и зерновых. Гликоген (« животный крахмал ») Целлюлоза ((C 6 H 10 O 5) n)- растительный полисахарид. Поступает в организм с растительной пищей.


Белки Белки - природные высокомолекулярные соединения, структурную основу которых составляют полипептидные цепи, построенные из остатков альфааминокислот. Белки являются основой всего живого на Земле и выполняют в организмах многообразные функции. Белки, поступающие в организм с животной и растительной пищей, гидролизуются в конечном счете до альфааминокислот. Гидролиз белков и синтез новых из продуктов гидролиза позволяют уменьшить опасность белкового дефицита; организм сам создает то, что ему необходимо.




Развитие пищевой промышленности Медики рекомендуют для рационального и диетического питания включать в меню хлеб из муки, содержащей тонкоизмельченные отруби. Сейчас часто говорят об искусственной пищи. Хотя этот термин не означает получение продуктов питания путем химических реакций. Речь идет о том, чтобы природным белковым продуктам придать вкус и вид традиционных продуктов, включая и деликатесы. Пищевые добавки способствуют сохранности продукта, придают ему аромат, нужную окраску и т. д.


Пищевые добавки Пищевые добавки Е 100- Е 182- красители Е 200- Е 299- консерванты Е 300- Е 399- вещества, которые замедляют процессы брожения и окисления в продуктах питания Е 400- Е 409- стабилизаторы (обеспечивают длительное сохранение консистенции) Е 500- Е 599- эмульгаторы Е 600- Е 699- ароматизаторы (усиливают или придают вкус пищевым продуктам) Е 900- Е 999- антифламинги, которые не позволяют слеживаться муке, сахарному песку, соли, соде, лимонной кислоте, разрыхлителям теста, а также такие вещества, которые препятствуют образованию пены в напитках.


Заключение Химия, обладая огромными возможностями, создает не виданные материалы, умножает плодородие почвы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, изменяет внешность людей. Но та же химия может стать и опасной для здоровья человека, даже смертельно опасной.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Презентацию на тему "«Химические вещества в повседневной жизни человека»" (9 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Химия. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 2

Цель урока

Обобщить знания о химических веществах, применяемых в повседневной жизни человека; Акцентировать внимание на экологических проблемах чистой воды; С помощью тестирования выявить приобретенные знания по теме.

Слайд 3

После объявления учителем темы урока и его цели все учащиеся разделяются на 6 творческих групп: «Вода», «Бумага», «Спички», «Поваренная соль», «Стекло», «Керамика». Каждая группа готовит выступление по своей теме, пользуясь слайдами. Причем в группах есть по одному учащемуся, который готовил сообщение. Темы сообщений: 1. «Проблемы чистой воды» 2. «История бумажных денег» 3. «Кто придумал деньги» 4. «Поваренная соль» 5. «История возникновения стекла» 6. «Керамика». После прослушивания всего подготовленного группами материала по теме учащиеся приступают к выполнению тестовых заданий (слайд №9). Подводится итог урока по итогам теста и выполненных по теме заданий выставляется зачет.

Слайд 4

Вода Пресная вода Лед

Экологические проблемы чистой воды

Вода в масштабе планеты

Вода в организме человека

Слайд 5

Поваренная соль

Роль поваренной соли в обмене веществ человека. Солевой баланс в организме человека. Получение поваренной соли. Использование поваренной соли в химической промышленности.

Слайд 6

История возникновения спичек. Виды спичек. Процессы, происходящие при зажигании спичек.

Слайд 7

Бумага. Бумага

История появления бумаги. Виды бумаги. Хлопчато - бумажные ткани. Макулатура.

Слайд 8

История возникновения стекла. Получение стекла. Виды стекла. Посуда из стекла.

Слайд 9

Керамика

Терракота. Майолика. Фаянс. Фарфор.

Слайд 10

1)Организм человека состоит из воды на: а)70%, б)65%, в)90% г)100% 2)Болотная вода является крупным резервом пресной воды так как в ней содержится: а)соль, б) спирт, в)карболовая кислота, г)серная кислота 3)Развитие гнилостных бактерий прекращается при содержании в воде поваренной соли: а)10-15%, б)5-10%, в)3-6%, г)1-3%. 4)Первая спичечная фабрика в России зарегистрирована в: а)1837г, б)1848г, в)1913г, г)1858г. 5)Первое бумажное производство в Московском государстве было налажено в: а) 1550г, б)1590г, в)1670г, г)1367г. 6)Хрусталём называют: а)натриево-калиевое стекло, б)свинцово-калиевое стекло, в)калиевое стекло, г)натриевое стекло. 7)Терракота в переводе с итальянского обозначает: а)обожжённая земля,б)соляная глазурь, в)промораживание, г)обжиг.

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.

Конспект урока химии

2 курс на тему

«Химия и повседневная жизнь человека»

Цель:

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения комплекса знаний и способов деятельности на примере химических веществ, окружающих человека в повседневной жизни; организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности.

Задачи:

обобщение знаний учащихся о практическом значении химических веществ в повседневной жизни человека;

развитие познавательного интереса к предмету, развитие умений применять знания, полученные на уроках, на практике;

формирование коммуникативных компетенций – умения работать в коллективе, группе, выражать и отстаивать собственную точку зрения;

создание комфортных условий с учетом индивидуальных психических особенностей обучающихся и индивидуального темпа работы, организация самостоятельной работы учащихся со справочным материалом и другими информационными ресурсами, формирование навыков здорового образа жизни.

Ход урока .

1 . Организационный момент, постановка цели урока

Наш сегодняшний урок посвящен теме «Химия и повседневная жизнь человека». В любой отрасли человеческой деятельности, следовательно, в любой профессиональной деятельности, связанной с материальным миром, мы неизбежно соприкасаемся с веществами и используем их свойства и взаимодействие между собой. Химия, обладая огромными возможностями, создает невиданные ранее материалы, умножает плодородие почвы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, изменяет внешность людей. Использование людьми достижений современной химии требует высокой общей культуры, большой ответственности и, конечно, знаний. Именно с этой целью мы проводим этот урок, и, надеюсь, он будет интересен и полезен также тем, кто считает химию скучным, бесполезным для себя школьным предметом, далеким от повседневной жизни обычного человека

Как сказал М.В. Ломоносов «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». И это действительно так. Объять необъятное невозможно, поэтому мы разобьем обозначенную проблему на несколько тем,

Рано утром мы встаем и отправляемся умываться и приводить себя в порядок, поэтому первая тема - «Гигиена и косметика»

Затем мы бежим на кухню завтракать, вторая тема - «Химия и пища».

Ну и конечно, никто не станет спорить, что именно в «Домашней аптечке» находится квинтэссенция того, что даже бабушки называют словом «Химия».

И на сегодняшнем уроке мы обсудим только эти три темы. Кроме того, приближается священная для нас дата – 65-летие Великой Победы. Эта Победа досталась нашему народу очень нелегко. Цена Победы - это многие миллионы человеческих жизней, это боль, это страдание, это великий подвиг не только солдат, но и тех, кто оставался в тылу. Свой вклад во всеобщее дело Победы внесла и химия. Мы не будем сегодня говорить о выплавке металла, изготовлении пороха и т.д. – это и так очевидно. А вот как и какие вещества помогали жить и выживать в те трудные годы – на эту тему вам будут предложены дополнительные задания. В зависимости от того, насколько плотно мы сегодня поработаем, вы выполните их в классе, или они станут для вас домашними.

Итак, начнем.

2. Основной этап – презентация информационных проектов.

Вы пришли на урок не только с багажом теоретических знаний, полученных за четыре года на наших уроках, некоторые из вас именно к этим темам готовили информационные проекты, поэтому вам и первое слово.

1 проект «Гигиена и косметика»

После каждого проекта озвучиваются задания, они же представляются на слайде, и на распечатках для каждого.

Задание №1 –Во время Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы, когда был дефицит мыла, многие мыли волосы процеженным настоем древесной золы. Как можно объяснить применение золы для этих целей? Напишите уравнения соответствующих реакций.

2 проект «Химия и пища»

Какой была война, живущим сегодня, к счастью, трудно представить. Но даже в те тяжелые времена жизнь не останавливалась.

Из воспоминаний Ирины Ивановны Коршуновой, отличника просвещения СССР и РСФСР, жительницы блокадного Ленинграда: «Мне часто снятся по ночам 125 блокадных граммов хлеба с огнем и кровью пополам. Этот кусочек для нас был на вес золота, белый-белый - его пекли из отрубей и бумаги. Хлеб до сих пор остается для меня святыней»

Задание № 2 – Рассчитайте, какую долю от суточной потребности в энергии для взрослого человека (средняя норма 3000 калорий) составляла блокадный паек хлеба массой 125 г, если его энергетическая ценность равна 200 калориям на 100 г.

3 проект - «Домашняя аптечка»

В годы ВОВ многие ученые-химики создавали лекарственные препараты, необходимые для лечения раненых. Так, полимер винилбутилового спирта, полученный М. Ф. Шостаковским, - густая вязкая жидкость - оказался хорошим средством для заживления ран, он использовался в госпиталях под названием «бальзам Шостаковского». Академик А. В. Палладий синтезировал средства для остановки кровотечения. Учеными Московского университета был синтезирован фермент тромбон - препарат для свертывания крови. В СССР первый пенициллин был получен З.В. Ермольевой в 1942 году. Разработка методов биологического синтеза пенициллина в массовых масштабах, его выделения и очистки, выяснение химической природы, изготовление лекарственных препаратов создали условия для медицинского применения антибиотиков. В годы войны пенициллин применялся для лечения осложнённых инфицированных ран и спас жизни многим советским воинам.

Задание № 3 - В годы Великой Отечественной войны для лечения раненых использовался раствор 0, 018г пенициллина (С 16 Н 18 N 2 O 4 S) в 1 л раствора глюкозы (плотность равна 1 г/мл). Рассчитайте молярную концентрацию (С, в молях на литр) такого раствора.

3. Подведение итогов

Наш разговор подошел к завершению. На следующих уроках мы продолжим обсуждение вопросов о значении химии в современном мире, ну а сейчас в качестве рефлексии сегодняшнего урока я попрошу вас обсудить следующий проблемный вопрос «Наука Химия приносит человеку больше пользы, чем вреда?» У вас на рабочих листах есть два поля – «Аргументы «за» и «Аргументы «против». Приведите не менее трех аргументов в каждом поле. Можете обсудить это в парах, а затем поговорим вместе.

Работа в парах, индивидуальная – по выбору учащихся.

Общее обсуждение – высказывают свое мнение все учащиеся

Что же более весомо - «Аргументы «за» или «Аргументы «против»?

На доске – высказывания:

Истинная наука не знает ни симпатий, ни антипатий: единственная цель ее - истина. (Грове Уильям)

Материальные успехи, которыми человечество обязано науке, - еще наименьшее из благ, являющихся результатом ее деятельности: она предъявляет законные права на область несравненно более обширную, на область нравственную и социальную. (Бертло Пьер Эжен Марсельен)

Итак, я думаю, что сегодня каждый из вас убедился, что химия как наука, а также вещества, их взаимодействия, явления, сопровождающие эти взаимодействия, не просто приносят пользу человеку, но являются неотъемлемой частью повседневной жизни.


Химия, обладая огромными возможностями, создает не виданные ранее материалы, умножает плодородие почвы, облегчает труд человека, экономит его время, одевает, сохраняет его здоровье, создает ему уют и комфорт, изменяет внешность людей. Но та же химия может стать и опасной для здоровья человека, даже смертельно опасной.


Лекарства Пероксид водорода (Н202) отличный антисептик. Однако если перепутать 12% -ный раствор нерокепда с пергидролем (30%- ным раствором), то можно получить сильные ожоги на коже, слизистых оболочках. Нашатырный спирт (водный раствор аммиака) возбуждает дыхательный центр, а большие дозы аммиака могут вовсе остановить дыхание. Аспирин, или ацетилсалициловая кислота один из препаратов, который широко применяют как жаропонижающее, а т.к. это кислота, то её избыток может способствовать раздражению слизистой оболочки желудка и появлению язвы.




Средства для борьбы с бытовыми насекомыми Регулярно убирая помещение, сохраняя в идеальной чистоте посуду, плиту, полы, белье, вы все- таки не гарантированы от появления в доме вредных бытовых насекомых. Если они появились, то на помощь приходят инсектициды средства для борьбы с насекомыми. Инсектициды применяют в виде растворов, эмульсий, суспензий, аэрозолей.



Развитие пищевой промышленности Искусственная пища дешевле, она подготовлена и уже готова к употреблению. Ее производство позволяет решать проблемы некоторых дефицитных продуктов. Например, черная икра, лососина, различные заливные блюда, суп куриный, бульон мясной и рыбный, мармелад различных сортов, соки.

Поделиться