Установка объектива никон. Использование советских объективов на бюджетных зеркальных камерах Nikon

Тестируя некоторые объективы Canon EF на Canon 5D Mark III, я решил попробовать сравнить их с последними объективами Nikon и посмотреть, как они представят себя бок о бок. Сначала мой план был установить объектив Nikon на D800 и объектив Canon на 5D Mark III, а затем взглянуть на изображения в масштабе 100%. Но я понял, что будет достаточно сложно сделать справедливое сравнение, так как камеры разные. Вот тогда я подумал об использовании объективов Nikon на камере Canon с адаптером. Я знал, что это возможно, так как некоторые люди любят использовать Nikon 14-24 мм f/2.8G на камере Canon. В этой статье я поделюсь своими мыслями и опытом использования объективов Nikon с зеркалками Canon.

NIKON D3S + 105 мм f/2.8 @ 105 мм , ISO 800, 1/80, f/8.0

Можно ли установить объектив Nikon на камеру Canon ?

Как я уже сказал, да, вы можете установить все объективы Nikon F (даже последние типа «G» без кольца диафрагмы на любую цифровую зеркальную камеру Canon – вам понадобится адаптер с Nikon на Canon, чтобы сделать это. Есть множество доступных вариантов от различных брендов. Обычные адаптеры можно купить менее, чем за $20, но они будут работать только со старыми объективами Nikkor с кольцами диафрагмы. Для объективов типа «G» понадобится специальный адаптер, который может стоить порядка $300 USD.

Можно ли установить объектив Canon на камеру Nikon ?

Нет, нельзя. Технически возможно разработать такой адаптер, но вы не сможете сфокусироваться. Все потому, что у камер Nikon расстояние между фланцем и сенсором (фокальная плоскость) больше, что заставляет работать объектив Canon почти как удлинительное кольцо. У Nikon рабочий отрезок составляет 46,5 мм, а у крепления Canon EF – 44 мм. Так что, если адаптер толщиной в 2,5 мм и может быть использован на камерах Canon, то для камер Nikon было бы невозможно пойти в обратном направлении.

Зачем это делать?

Итак, зачем устанавливать объектив Nikon на камеру Canon? Обычно в этом нет необходимости. Объективы Nikon разработаны для использования с камерами Nikon, а объективы Canon специально созданы для камер Canon. Но иногда все же это будет необходимо. Вот несколько причин, которые пришли мне в голову:

  1. Вы снимаете как на камеру Nikon, так и на Canon, и у вас есть хорошие объективы Nikon, которые вы бы хотели использовать с зеркалкой Canon. Вы не хотите покупать аналогичный объектив производства Canon, так что покупка адаптера была бы более экономичной альтернативой.
  2. Вы снимаете видео на камеру Canon и хотите иметь возможность изменить диафрагму объектива бесшумно с помощью адаптера, а не вращая кольцо диафрагмы объектива или диск на камере.
  3. Вы действительно любите Nikon 14-24 мм f/2.8G и хотите использовать его с 5D Mark III.
  4. Вы перешли от Nikon к Canon, но у вас остались классические объективы Nikkor, с которыми вы не хотите расставаться. Использование их через адаптер на камере Canon – хороший вариант.
  5. Вы хотите сделать это для развлечения!

Из-за отличий в типах и размерах обычно невозможно приспособить объективы одного производителя на камеру другого производителя; если только объективы не производятся третьей стороной специально для конкретного крепления. Например, Sigma, Tamron и Zeiss производят объективы для разных видов крепления. Так что, если вы не используете объективы третьей стороны, то единственным способом установить объектив одного производителя на камеру другого, будет использование адаптера. Если он существует, конечно.

Последствия использования адаптера

Если вы решили все-таки приобрести адаптер и использовать объектив Nikon на камере Canon, тогда вам необходимо знать о некоторых вещах:

  1. Автофокус работать не будет.
  2. Оптический стабилизатор и автоматическое управление диафрагмой работать не будет.
  3. Сфокусироваться вручную может быть сложно в условиях слабой освещенности. Вам нужно будет открыть диафрагму, зафиксировать фокус и затем вернуться на желаемое значение диафрагмы.
  4. Если вы покупаете не чипованный адаптер, то подтверждения фокусировки не будет.
  5. Если вы покупаете не чипованный программируемый адаптер, то EXIF информации, относящейся к объективу, не будет.
  6. Замер будет работать, но в некоторых случаях будет затруднен.
  7. Если вы не хотите постоянно переставлять адаптер на разные объективы, то лучше купить для каждого отдельный адаптер, что может быть затратно.
  8. Лучше использовать объективы с кольцами диафрагмы.
  9. При использовании объективов Nikkor типа «G» невозможно выбрать другую диафрагму, кроме минимума и максимума. Ручка управления не имеет четкой индикации диафрагмы, так что вам часто придется догадываться о замерах камеры.
  10. Вам возможно придется удалить защитную резиновую прокладку на объективе «G», чтобы адаптер функционировал нормально.

Как видите, для большинства людей установка объектива Nikon на камеру Canon будет не такой уж хорошей идеей. Со всем придется управляться вручную.

Выбор адаптера

При выборе адаптера убедитесь, что он сделан из высококачественного металла и подходит как объективу, так и камере. Хороший адаптер должен быть прочным и надежным. Последнее, что вы захотите, это уронить объектив только потому, что он был плохо закреплен. Также адаптеры дешевых брендов могут быть сделаны из металла низкого качества, что может быть причиной попадания мелких металлических осколков в камеру и в конце концов повредить зеркало или даже сенсор. Так что прежде, чем устанавливать свой 14-24 мм на плохой адаптер, подумайте еще раз.

NIKON D3S + 105 мм f/2.8 @ 105 мм , ISO 500, 1/100, f/8.0

Покупка адаптера с Nikon F на Canon EF

Лучшие переходники с Nikon на Canon, которые сейчас представлены на рынке, это адаптеры производства Novoflex и 16:9. Первый работает отлично, но последний от 16:9 можно купить с программируемым чипом (можно программировать такие вещи, как фокусное расстояние и диафрагму в объективе). Лично я использую адаптер Novoflex (посмотрите обзор адаптера Novoflex с Nikon на Canon) и работает он достаточно хорошо.

Наверное, каждый задавался вопросом, как использовать объектив Nikon на Canon. Вот и нас во время тестирования ряда объективов Canon EF на Canon 5D Mark III посетила идея попробовать сравнить новые объективы Canon с объективами их основного конкурента. Изначально наш план состоял в том, чтобы установить тестируемые объективы Nikon на D 800, объективы Canon – на 5D Mark III , соответственно, а затем сравнить полученные снимки.

Но немного подумав, мы поняли, что такой способ не даст объективных результатов, поскольку камеры совершенно разные и, соответственно, говорить о сравнении исключительно объективов не приходится. В этот момент мы подумали о возможности использования объективов Nikon на тушке Canon при помощи адаптера.

Можно ли использовать объектив Nikon на зеркалке Canon?

Сразу же ответим на вопрос, вынесенный в заголовок пункта: да, вы можете установить все объективы Nikon F (и даже объективы G -типа) на любую зеркалку Canon – для этого вам понадобится адаптер объектива Nikon —Canon .

В настоящее время рынок предлагает множество вариантов таких адаптеров, что называется, на любой вкус и кошелёк. Универсальные адаптеры можно приобрести менее чем за 50$, но тем, кто нацелен на работу с топовыми объективами Nikon G -типа понадобятся специализированные адаптеры, цены на которые могут доходить до 300$.

Можно ли использовать объектив Canon на зеркалке Nikon?

Как бы ни хотелось здесь продублировать ответ на предыдущий вопрос, но сделать этого мы не можем. Увы, объективы Canon установить на зеркалки Nikon нельзя. С технической стороны, это, конечно же, возможно. Проблема заключается не в разработке адаптера для крепления объектива, а в том, что, даже установив объектив Canon на камеру Nikon , вы не сможете сфокусироваться до бесконечности.

Дело в том, что камеры Nikon имеют большее расстояние от крепления объектива до сенсора (фокальной плоскости), в результате чего объективы Canon, при установке на камеру Nikon , превращаются, практически, в удлинительные кольца. Рабочий отрезок Nikon – 46.5 мм, в то время как у Canon EF он составляет 44 мм (подробнее об этом вы можете узнать ).

И если для зеркалок Canon может быть использован адаптер толщиной 2,5 мм, увеличивающий рабочий отрезок до рабочего отрезка Nikon , то для уменьшения рабочего отрезка на Nikon при использовании объективов Canon нет никакой возможности.

Для чего использовать объектив Nikon на Canon?

Итак, зачем монтировать объективы Nikon на зеркалку Canon? В обычной ситуации у вас, скорее всего, не возникнет такой необходимости. Очевидно, что объективы Nikon приобретаются для использования с камерами Nikon, а объективы Canon – с зеркалками Canon. Однако, мы можем назвать несколько причин, когда вам может понадобиться такое нестандартное использование:

  • Вы снимаете камерами обоих производителей и у вас есть хорошие объективы Nikon. Естественно, вам хотелось бы иметь возможность использовать объективы схожего качества и для зеркалки Canon, но вы прекрасно понимаете, что покупать аналогичный объектив для Canon – весьма недёшево и, возможно, нецелесообразно. В этом случае, приобретение адаптера может быть весьма уместной и более экономной альтернативой.
  • Вы фанат легендарного Ni kkor 14-24mm f/2.8G и вы хотите иметь возможность использовать его с камерой Canon .
  • Вы перешли с Nikon на Canon , но у вас остались объективы Nikkor , с которыми вам не хочется расставаться.
  • Вы просто хотите сделать это ради удовольствия.

Кроме того, использование адаптера может быть оправдано, если есть необходимость использования объектива стороннего производителя – например, Sigma, Tamron или Zeiss – а такой объектив для вашей камеры отсутствует.


Объектив:Nikon 24mm f/1.4G, камера:Canon 5D Mark III

Результаты использования адаптера

Если же вы все-таки решили приобрести адаптер, и намерены использовать объектив Nikon с зеркалкой Canon, есть несколько вещей, о которых вы должны знать:

  • Не будет работать автофокус объектива.
  • Не будет работать с истема подавления вибраций и автоматическое управление диафрагмой.
  • При недостаточном освещении ручная фокусировка может быть затруднена. Возможно, вам будет необходимо открыть диафрагму, сфокусироваться, а затем прикрыть диафрагму до необходимого значения.
  • В случае покупки дешёвого адаптера, возможно, не будет работать подтверждение автофокуса.
  • В случае приобретения недорогого программируемого адаптера возможно некорректное отображение информации в EXIF .
  • Если вы не хотите постоянно перекидывать адаптер между объективами, вам будет необходимо приобрести адаптер для каждого объектива, что может быть весьма дорогостоящим.
  • Объективы с кольцом управления диафрагмой оптимальны для использования с адаптером.
  • При съёмке с объективами Nikon G -типа будет невозможно точно установить значения диафрагмы, кроме максимального и минимального. Рычаг изменения диафрагмы не имеет какой-либо шкалы для определения установленной диафрагмы.
  • Кроме того, для нормального функционирования адаптера, вам, возможно, потребуется обрезать или иным способом удалить резиновую прокладку, используемую на G -объективах Nikon .

Меня уже давно просили написать блог, об использовании советских объективов на зеркальных камерах, в данном случае это Nikon D5100. И вот этот момент настал. Первое с чего хотелось бы начать, это то, с чего вообще началось мое увлечение фотографией. На зеркальный фотоаппарат я фотографирую примерно семь месяцев, и в моем арсенале Nikon D5100, и три объектива, это китовый 18-105, Гелиос 44-2, и Гелиос 81н, собственно о них и пойдет речь. Увлечение фото у меня началось с мобильного телефона (ляпографии) , а точнее с Iphone 3GS, а позже 4S, несколько раз становился обладателем флешки, в Mobifoto, позже появилось желание переступить на другую ступень фотографии, и попробовать поснимать на зеркалку. В выборе фотоаппарата я особо не заморачивался, просто пошел и купил тот который позволяли средства в данный момент. Свое предпочтение отдал марке Nikon, так как у меня когда то был Canon PowerShot a570 is, и он в сервисном центре был чаще чем я на него фотографировал, в итоге я его продал. Я не говорю что все фотоаппараты данной марки плохие, возможно мне попалась такая модель, но неприятный осадок остался. Так я и купил себе Nikon D5100 с китовым объективом 18-105 мм. Практически сразу после покупки, мне попалась статья об использовании советских объективов на ЦЗК, и у меня возникло огромное желание попробовать на них поснимать, тем более что цены на них не высокие. Как раз у моего знакомого обнаружился Зенит ЕТ с Гелиосом 44-2. Позже я приобрел себе и Гелиос 81н, но об этом я расскажу дальше в блоге. А сейчас вернемся к Гелиос 44-2.

Гелиос 44-2

Первое с чем я столкнулся, это в необходимости использования переходника, и отсутствии фокусировки на бесконечность. Приобрести переходник не составило большого труда, заказал, оплатил, получил. А вот с фокусировкой пришлось немного повозится. Нужно было разобрать объектив, что тоже оказалось не так просто (пришлось приложить много усилий чтоб его раскрутить, он упорно сопротивлялся) и путем подбора юстировочных колец настроить бесконечность. Кольца пришлось изготовить самому, и несколько штук разной толщины, благо есть такая возможность и инструмент. В конечном итоге бесконечности добиться не удалось, но фокусироваться стало возможно примерно до 50 метров, (в отличии от полтора метра без переделки) чего мне было вполне достаточно для выполнения моих задач.

Но как оказалось это были не последние сложности. Оказалось что мой фотоаппарат не поддерживает замер экспозиции с мануальными не чипированными стеклами, к примеру так как это возможно на старших моделях, типа D7000. Что очень усложняло работу с данной связкой. Приходилось на глаз устанавливать значение выдержки и диафрагмы, причем по несколько раз для получения желаемого результата. Да и с учетом практически отсутствия опыта, было потеряно много интересных моментов. Да и очень часто забывал о том что при смене освещения нужно изменить значения выдержки, в итоге получал или пересвет или слишком темное изображение.

В дальнейшем стало все намного проще, я приловчился к этому стеклу, и значения экспозиции получалось установить за два три кадра.

Потом в “App Store” я нашел приложение, которое с помощью камеры Iphone производит замер экспозиции, оно так и называется “Экспонометр”. В нем можно вручную установить к примеру диафрагму, а выдержку и ISO приложение подберет автоматически, или наоборот установить выдержку а остальные параметры установит программа. После определения параметров вводишь их в фотоаппарат, что намного упрощает работу.

Еще хотелось бы добавить,что на открытой диафрагме тяжело попасть в резкость, малейшее отклонение и объект съемки получается не резким. Особенно сложно снимать природу (растительный мир) в ветреную погоду, причем достаточно маленького ветерка чтоб усложнить фокусировку, и чтоб снимок получился резким нужно проявить большое терпение и настойчивость.

Забыл сказать о самом главном, на фотоаппаратах по типу D5100, фотать можно будет только в режиме М. В других режимах фотоаппарат пишет “Объектив не присоединен” .

Еще нужно добавить что на объективе есть кольцо предварительной установки диафрагмы, то есть наводишься на резкость с полностью открытой диафрагмой, потом поворачиваешь это кольцо и фотографируешь, иногда про него тоже забываешь. Что собственно не удобно, в отличии от объективов с прыгалкой, что и послужило принятию решения о покупке Гелиос 81н.

Гелиос 81н

Этот объектив я приобрел на барахолке через интернет, их в нете предостаточно, начиная от потрепанных до стекол в идеальном, практически новом состоянии. Цена тоже зависит от состояния (ну и наглости продавца) 350-900 грн. Свой экземпляр я купил за 450 грн.

Первое главное отличие то 44-2, как я уже писал выше это прыгалка, и никоновский байонет (то есть отсутствие переходников и возможность фокусировки на бесконечность, без танцев с бубнами). Установил объектив, нужное значение диафрагма и пошел снимать, ни нужно крутить ни каких колец.

Второе преимущество 81н, на практике оказалось что на открытых диафрагмах он резче чем 44-2. На резкость как оказалось наводится намного легче, как по зеленой точке в видоискателе, так и через дисплей камеры. Еще одним минусом в использовании советских стекол на D5100, является не работающий дальномер, как в D7000 (на котором я тоже попробовал снимать с данным стеклом). А это значит, что возле зеленой точки загораются стрелочки указывающие на то в какую сторону вращать кольцо фокусировки для попадания в резкость.

Практически сразу после покупки 81н я поехал на выставку VDM В Киеве, которая проходила в закрытом помещении, и наличие светосильного объектива оказалось кстати. У брата я взял D7000 и установил свой гелик, а ему отдал свой D5100 c 18-105.

Что очень порадовало при использовании данной связки, так это работающий замер экспозиции, и дальномер о котором я говорил выше.

Nikon и Canon – это две системы фотооборудования и оптики, которые прекрасно зарекомендовали себя уже за много десятилетий. Говорить о плюсах одного бренда перед другим довольно глупо. И Nikon, и Canon производят великолепные камеры и объективы, вкладывая значительные ресурсы в их разработку. Различия между двумя брендами заключаются лишь в особенностях управления, интерфейсе и логике меню, то есть в тех моментах, которые являются объектом сугубо личных предпочтений для любого фотографа. Если фотографу комфортно работать с одной системой, то он обычно использует ее по максимуму, приобретая для нее самые разные объективы. Благо обе японские компании предлагают огромный ассортимент оптики, что называется на все случаи жизни. Впрочем, бывает так, что фотографу хочется использовать объективы одной системы на камерах другой. Сегодня мы поговорим о том, можно ли использовать объективы Nikkor (Nikon) на зеркальных фотоаппаратах Canon.

Сразу ответим на этот вопрос – да, можно устанавливать объективы Nikkor на зеркалки Canon. Для этого Вам всего на всего потребуется переходник. Но для начала немного углубимся в тему. Что касается создания оптики, то между компаниями Canon и Nikon есть существенное отличие. Дело в том, что байонет Nikon F практически не изменился с 60-х годов прошлого столетия, поэтому современные зеркалки этой фирмы позволяют устанавливать совместимую старую оптику вплоть до самых первых линз Nikkor. Это, конечно, очень похвальное отношение к своему историческому наследию, однако за это компании пришлось заплатить определенную цену. В 1986 году для того, чтобы сохранить старую систему, японская фирма прибегла к использованию довольно неуклюжего механического привода автофокуса, который проигрывал по быстроте электронному автофокусу Canon, появившемуся годом спустя. В руководстве Canon решили создать полностью новый байонет EF, отказавшись от старого, с более прогрессивной автофокусной системой, в которой мотор фокусировки располагался непосредственно в объективе. В результате такого маневра компания Canon получила преимущество. Nikon немного утратила свои позиции, и ей пришлось спешно догонять. В настоящее время объективы Nikon также располагают встроенным фокусировочным мотором.

Если сравнивать две системы (Nikon F и Сanon EF), то нетрудно заметить, что рабочий отрезок у Canon меньше, чем у зеркалок Nikon. Соответственно, объективы Nikkor вполне можно установить на любую камеру Canon посредством специального адаптера. Это касается и современных объективов G-типа. Самое важное, что при использовании адаптера Nikon — Canon сохраняется возможность наведения на резкость на бесконечности. Правда, сразу нужно отметить, что современный рынок фото аксессуаров предлагаем нам огромное разнообразие таких переходников. Выбирая переходник, в первую очередь, убедитесь в том, что он полностью совместим с Вашей моделью камеры Canon и соответствующей оптикой Nikkor. Также обратите внимание на то, чтобы он был изготовлен из качественных материалов – переходник должен быть надежным и прочным, чтобы риск падения оптики по причине слабой фиксации был сведен к минимуму.

Вкратце можно выделить следующие виды адаптеров Nikon – Canon:

— Дешевые устройства, гарантирующие простой механический переход. Это эконом вариант, стоящий обычно в пределах 7 – 15 долларов.

— Переходники с механическим управлением диафрагмой. Они снабжены кольцом, позволяющим плавно изменять значение диафрагмы. Этот вариант предназначен, в первую очередь, для использования с объективами G-типа, которые не имеют механической регулировки диафрагмы. Стоимость подобных устройств выше обычной.

— Адаптеры с чипом подтверждения фокусировки. Адаптер с чипом позволяет автоматически подтверждать фокусировку при использовании неродной оптики. Вы можете крутить ручной автофокус на линзе, наполовину зажимая кнопку спуска. При достижении дистанции фокусировки загорится предупреждающая лампочка. Стоимость таких переходников еще выше.

— Наконец самыми дорогими являются переходники с чипом подтверждения и механическим управлением диафрагмой. Это идеальный вариант, если Вы хотите прикрепить к байонету EF современный объектив Nikkor G-серии. Благодаря такому переходнику Вы сможете настроить значение диафрагмы вручную и установить нужную дистанцию фокусировки, либо настроить компенсацию фокуса.

Итак, как мы уже отметили, объективы Nikkor можно легко применять на зеркалках Canon, главное только выбрать подходящий адаптер. Наведение на резкость на бесконечность сохраняется, но при этом утрачивается возможность работы с автофокусом, а при использовании некоторых объективов или переходников определенного типа теряется и управление диафрагмой. Лучший вариант – это если в Вашем распоряжении имеется оптика Nikkor не G-типа. Это преимущественно старая оптика, которая снабжена кольцом управления диафрагмой, что позволяет спокойно использовать ее на зеркальных фотоаппаратах Canon. В данном случае наведение на резкость осуществляется вручную посредством вращения кольца на объективе.

А вот при установке современных объективов Nikkor G-типа, не имеющих кольца управления диафрагмой, в принципе, Вы лишаетесь возможности изменять диафрагму — она окажется максимально закрытой. Поэтому тут Вам понадобится более дорогой адаптер с механическим управлением диафрагмой и (желательно) чипом подтверждения фокусировки. Впрочем, можно применять и обычный, дешевый переходник, и фотографировать всегда на открытой диафрагме. Вам потребуется блокировать рычаг передачи значения диафрагмы в открытом положении, воспользовавшись кусочком картона или любыми другими подручными средствами. Таким образом, в этом случае при использовании объектива G-типа Вы сможете снимать только при максимальной/минимальной диафрагме.

Когда вообще у Вас может возникнуть необходимость в установке объектива Nikkor на зеркальную камеру Canon? На самом деле варианты могут быть самые разные. Наиболее очевидный – если Вы по каким-то причинам перешли с системы Nikon на Canon, но в Вашем распоряжении остались объективы Nikkor, которые Вы хотите использовать на своей новой зеркалке. Другой вариант – Вам просто понравился какой-то из объективов Nikkor, благо в линейке японской компании полно качественной, интересной оптики, и Вы планируете продолжать использовать его уже на новой зеркалке Canon. Наконец, кому-то просто повезло, и он фотографирует камерами обоих производителей. Соответственно, появляется возможность использовать оптику Nikkor на системе Canon, ведь покупать аналогичный по своим характеристикам объектив Canon – лишняя трата денег.

О совместимости камер и объективов различных фотографических систем

Цель этой статьи - разобраться, какие объективы сторонних производителей возможно установить на ту или иную камеру без применения адаптеров с оптическими элементами, не жертвуя при этом возможностью фокусироваться на бесконечность. Мы остановимся на некоторых характеристиках объективов и камер, которые непосредственно влияют на возможность применения "неродной" оптики.

Прежде всего, надо определиться с понятиями... Помимо оптических характеристик объектива, таких как фокусное расстояние и максимальное относительное отверстие (максимальная диафрагма), очень важными, с точки зрения возможности установки какого-либо "неродного" объектива на камеру, являются ещё три характеристики. Первая из них - это рабочий отрезок объектива и камеры, вторая - задний отрезок объектива, и третья - это площадь покрытия объектива (или, что по сути тоже самое - формат кадра камеры). Мы не рассматриваем в этой статье ещё одну характеристику - диаметр посадочного байонета (или резьбы) объектива, поскольку если в продаже имеется готовый адаптер-переходник с одной фотографической системы на другую, а мы будем ориентироваться именно на те адаптеры, которые можно просто купить в фотомагазинах или через интернет, то эта характеристика в таком переходнике уже учтена. К примеру, на камеры с байонетом Minolta AF (Sony Alpha) можно установить объективы с резьбовым креплением М42х1, но вот какой-либо байонетный объектив от узкоформатных систем (Canon FD, Olympus OM, Nikon F, ...) "прикрутить" не получится именно из-за нехватки места по диаметру посадочного отверстия. Вопросов по какой-либо механической доработке того или иного объектива, связанных с его разборкой и переделкой мы касаться не будем, потому как подобное вмешательство требует определённых навыков и специальных инструментов. Вся информация, приведённая в этой статье подразумевает, что объектив устанавливается на камеру без какого-либо вмешательства в его конструкцию. Что касается особенностей использования конкретных адаптеров-переходников, то с ними Вы можете ознакомиться на страницах и .

Рабочий отрезок камеры и объектива

Рабочим отрезком камеры или объектива называют расстояние от опорной поверхности объектива (камеры) до светочувствительного элемента (плёнки или цифровой матрицы). Рабочий отрезок для всех камер и объективов одной фотографической системы всегда остаётся неизменным. Измерять рабочие отрезки принято в миллиметрах с точностью до сотых долей.

Теперь остановимся подробнее на рабочем отрезке и на том, как его величина влияет на выбор того или иного объектива. В конце этой статьи приведена таблица рабочих отрезков и форматов кадров некоторых фотографических систем, как самых современных, так и снятых с производства. Все они расположены по мере увеличения рабочих отрезков. Таблица даёт представление о том, какой объектив можно использовать в той или иной фотографической системе без применения адаптеров с оптическими элементами, а какой установить вряд ли получится (а если и получится, то с определёнными ограничениями).

Если интересующий Вас "неродной" объектив относится к фотографической системе, находящейся в таблице ниже, чем камера, на которую Вы хотите его поставить, и его рабочий отрезок хотя бы на миллиметр-полтора больше рабочего отрезка камеры (это расстояние нужно для установки адаптера, который тоже имеет некоторую толщину), то в этом случае, практически наверняка, Ваши эксперименты увенчаются успехом и подобный адаптер Вы без труда найдёте в продаже (но есть и исключения, о которых будет рассказано далее в этой статье). Если система, к которой принадлежит Ваш объектив находится выше системы Вашей камеры, то такой объектив установить не получится (или надо будет изрядно потрудиться). По сути, его надо будет при установке заглубить в камеру, а про небольшой зазор, необходимый для того, чтобы ещё и адаптер-переходник уместился и говорить не приходится - для него просто не остаётся места.

Рисунок, поясняющий такие понятия как рабочий и задний отрезки объектива.

В этом случае придётся либо переделывать хвостовик объектива (что всегда довольно проблематично, а чаще вообще не представляется возможным), либо использовать для установки на камеру адаптер-переходник с оптическим элементом (но это уже нарушает "чистоту эксперимента", потому как любая линза между объективом и светочувствительным элементом в значительной степени изменяет оптическую схему объектива и привносит определённые искажения, о чём Вы можете прочесть и убедиться воочию на страничке ), либо использовать объектив без возможности фокусироваться на бесконечность (такой вариант вполне приемлем для съёмки портретов, натюрмортов или для макросъёмки).

Задний отрезок объектива

Задний отрезок - это расстояние от внешней поверхности последней линзы объектива (или от самой выступающей задней части объектива) до светочувствительного элемента. Всё дело в том, что конструктивно последняя линза объектива может находиться как довольно глубоко в самом объективе (что характерно для объективов теледиапазона), так и достаточно сильно выступать за его пределы (такая конструкция присуща широкоугольной оптике). А потому, задний отрезок у объективов различных конструкций может варьировать в довольно широких пределах.

Широкоугольный объектив Юпитер-12 (35mm/2.8) для дальномерных камер с байонетом Contax/ Киев с далеко выдающимся назад блоком линз. Устанавливать подобные объективы на зеркальные камеры категорически не рекомендуется воизбежании заклинивания зеркала.

В том случае, когда последняя линза заглублена в объективе, никаких проблем с использованием такого объектива с адаптером на "неродной" камере не возникает. Но вот когда задняя линза значительно выступает за габариты байонета, могут возникнуть определённые проблемы. К примеру, некоторые широкоугольные объективы для дальномерных камер конструктивно сделаны так, что практически весь линзблок выступает за задние габариты объектива, а спереди остаётся лишь его небольшая часть. При установке на камеру, бо льшая часть линзблока такого объектива оказывается внутри камеры. Но для "дальномерок" это не является чем-то экстраординарным. У них нет поднимающегося зеркала, а значит и выступающие внутрь камеры линзы никак не мешают затвору. Не возникнет проблем и с установкой такого объектива на современные беззеркальные камеры (лишь бы задняя линза не упёрлась во внутреннюю поверхность адаптера, в шторки или лепестки затвора) . Другое дело - зеркальные камеры. Во время срабатывания затвора сначала поднимается зеркало, а уж потом начинают движение шторки затвора. И тут может возникнуть проблема - не исключено, что зеркало при подъёме просто упрётся в эти самые выступающие линзы. Этого ни в коем случае допускать нельзя, потому что извлечь объектив без негативных последствий для него и для зеркала камеры не получится! Одним словом, и рабочий, и задний отрезки необходимо учитывать при выборе "неродного" объектива.

Площадь покрытия объектива или формат кадра

Площадью покрытия объектива называют круг определённого диаметра, в который можно вписать кадр фотографического изображения без значительного в углах. Диаметр этого круга будет равен диагонали кадра, используемого в фотографической системе. В реальности объектив должен покрыть площадь прямоугольника или квадрата, для систем использующих квадратный кадр, которые называются форматом кадра . В дальнейшем мы будем использовать термин формат кадра для характеристики площади покрытия объективов той или иной фотографической системы. различных фотографических систем Вы можете посмотреть в таблице на этой странице.

Что самое важное в этой характеристике для нас? Если формат кадра "неродного" объектива больше или равен формату кадра камеры, на которой мы хотим его использовать, то такой объектив, в большинстве случаев, установить получится. Да и с приобретением адаптера-переходника проблем не возникнет - современная промышленность наверняка давно такие адаптеры производит. Если же формат покрываемого кадра объектива меньше, чем формат кадра камеры, то на снимках мы получим либо сильно по углам изображение, либо кадр с круглой картинкой в центре и совершенно чёрный по всему остальному полю. На наш взгляд, целесообразность использования такого объектива весьма сомнительна, за исключением тех случаев, когда относительно приемлемое и применяется, как художественный приём.

может проявляться в разной степени для различных объективов, даже если они рассчитаны на один и тот же формат кадра. Всё определяется конструктивными особенностями и, в немалой степени, фокусным расстоянием объектива. гораздо более выражено у широкоугольной оптики и в меньшей степени проявляется у объективов теледиапазона. Так что, перед приобретением объектива, формат кадра которого меньше формата кадра камеры, на которую Вы хотите его поставить, обязательно убедитесь в том, что Вас полностью устраивает конечный результат! Обязательно сделайте несколько контрольных снимков, внимательно их рассмотрите и только после этого принимайте окончательное решение о покупке.

Примерно так выглядит кадр, снятый "кропнутым" объективом на цифровую камеру с Full Frame матрицей или на плёночную камеру с форматом кадра 24 х 36 mm .

С связано и ещё одно, довольно актуальное сегодня понятие - это "обратная совместимость" оптики внутри одной фотографической системы. Правильнее было бы сказать "обратная несовместимость"... В настоящее время Canon, Nikon, Pentax и Sony производят цифровые зеркальные камеры с матрицами APS-C формата и объективы, рассчитанные на работу с этими матрицами. Трое из них - Canon, Nikon и Sony, - выпускают ещё и камеры с матрицами Full Frame и широкий ассортимент полноформатной оптики к ним . Pentax для своих плёночных камер также выпускала много хороших полноформатных объективов. Так вот... Если Full Frame объектив с успехом можно использовать на камерах как с матрицами APS-C так и Full Frame форматов, то объектив, предназначенный для камер с матрицами APS-C формата (в просторечьи - "кропнутый") можно использовать только на них самих или на камерах с ещё меньшим форматом кадра (Olympus 4/3, Nikon 1, Sony NEX, ...) . "Кропнутые" объективы не рассчитаны на покрытие полноформатного кадра. (Но, как и в любом правиле, есть и приятные исключения. Nikon, к примеру, на своих "топовых" цифровых Full Frame камерах, таких как Nikon D3X , Nikon D4, Nikon D800/810 или Nikon D850 предусмотрел возможность установки "кропнутой" оптики. Камера, в случае установки на неё "кропнутого" DX- объектива, автоматически переключается в режим использования не всей площади матрицы, а лишь её части, равной по площади кадру APS-C формата.)

Выводы

Итак... Подведём итоги и конкретизируем всё выше описанное для некоторых, наиболее популярных на сегодняшний день фотографических систем. Начнём со среднеформатных камер (мы объединили их в один раздел) и закончим беззеркалками форматов Micro 4/3 , Sony Alpha NEX и Nikon 1 .

Среднеформатные камеры. Мы не будем рассматривать совершенно экзотические случаи - как, к примеру, установить объектив от Mamiya RB67 на Hasselblad (вряд ли такое придёт кому-то в голову), а остановимся на вполне реальных и прагматичных примерах, которые фотографы давно используют в своей практике. Начнём с актуальных для России, ввиду их широкой распространённости, объективов для камер Киев 88 и Салют. Крепление объективов на этих камерах осуществлялось при помощи многозаходной резьбы. Обозначалось такое крепление буквой "В" ("винтовое" крепление). Объективы с байонетом "В" с успехом можно использовать на камерах с другим креплением, применявшимся на советских среднеформатных камерах, и обозначавшимся буквой "Б" ("байонетное" крепление с накидным кольцом). Это камеры Киев 6, Киев 6С, Киев 60 и более поздние Киев 88СМ (он же Hartblei) и Arax, являющийся по сути тем же самым Киевом 88СМ, но подвергшимся некоторой модификации и доводке. В мире такое крепление объектива больше известно под маркой , потому как впервые было использовано именно на камерах этой фирмы. Отметим, что весь ассортимент советских объективов для среднеформатных камер отечественного производства выпускался как с креплением "В" так и с креплением "Б", что, как правило, было отражено в названии объектива (к примеру, Вега-12В или Вега-12Б). Поэтому не имеет особого смысла приобретать советский объектив с креплением "В", если Вы хотите использовать его, например на Киеве 60 или Pentacon Six, чтобы потом через переходник приспосабливать его к аппарату. Гораздо проще поискать такой советский объектив уже с нужным байонетом "Б". Тем более, что цены на идентичные объективы, но с разным креплением примерно одинаковы. Исключение составляет один единственный объектив, выпускавшийся только с креплением "В" - это Индустар-29 (80mm/2.8). Им комплектовались самые первые советские среднеформатные зеркальные камеры Салют и Салют С. Этот объектив достоин внимания по двум причинам. Во-первых потому, что это первый серийный советский объектив для среднеформатных зеркалок, а во-вторых потому, что он выполнен по схеме классического четырёхлинзового Tessar"а (все советские Индустары - это ни что иное как Tessar"ы). Впоследствии Индустар-29, на выпускавшихся серийно среднеформатных камерах, был заменён на Вегу-12 (90mm/2.8), а ещё позже на Волну-3 (80mm/2.8). Но эти объективы имели уже иные, более сложные оптические схемы шестилинзовых Planar"ов.

Но куда более широкие возможности в использовании "неродных" среднеформатных объективов предоставляют камеры Pentax 645 и Mamiya 645. Через соответствующие адаптеры-переходники, которые имеются в продаже, на эти камеры можно без ограничений устанавливать как среднеформатные объективы советского производства с креплением "В" и "Б", так и великолепную и очень качественную оптику Carl Zeiss Jena производства ГДР с байонетом (он же "Б"). На Pentax 645 отлично "садятся" и объективы от Pentax 67 . Причём на рынке имеются адаптеры производства как самой Pentax , так и более дешёвые от сторонних производителей.

Nikon. Среди камер с форматом кадра 24 х 36 mm (и APS-C) , у самый большой рабочий отрезок - 46.50 mm. Поэтому начнём с него. (Мы намеренно пропускаем такие системы как Praktina, Contax N и Leica R. Первые две по причине неактуальности этих камер на сегодняшний день. Praktina - это вообще большая редкость на нашем рынке. Камеры Contax в России встречаются не намного чаще Praktina . Что же касается Leica R, то обладатели этих камер вряд ли будут пытаться что-либо к ним прикрутить "неродное" - не тот уровень!)

Сначала разберёмся с совместимостью внутри самой системы . На сегодняшний день - самая универсальная система, в смысле совместимости оптики и аксессуаров внутри одной фотографической системы. Всё дело в том, что , за всё время производства зеркальных камер, ни разу принципиально не менял байонет крепления оптики. Впервые байонет был применён на одноимённой зеркальной камере в апреле 1959 года и, без существенных изменений, благополучно дожил до наших дней и используется на современных цифровых зеркальных камерах Full Frame и APS-C форматов.

За столь длительный период производства зеркальных камер и оптики к ним, компания создала огромное множество прекрасных объективов. Со временем менялся способ переноса значений диафрагмы в камеру (подробнее об этом Вы можете ознакомиться на страничке в разделе "Объективы/ Nikon " ), но байонет принципиально оставался неизменным. А значит и практически все ранее выпускавшиеся объективы с байонетом , без каких-либо адаптеров можно установить на современные цифровые зеркалки. Исключение составляют только самые ранние версии объективов, так называемые Non-AI (или Pre-AI) , выпускавшиеся для камер и первых версий камеры . Диаметр корпуса этих объективов в том месте, где закреплён байонет, больше, чем у всех последующих поколений Nikkor" ов, а значит установке такого объектива будет мешать поводок кольца переноса значений диафрагмы, который применяется на камерах начиная с (причём на самом эти объективы можно применять без каких-либо ограничений, так как на этих камерах есть возможность отвести поводок переноса значений диафрагмы в сторону) . Более подробно о том, на каких камерах можно использовать объективы Non-AI, а на каких нет, мы обсудим в статье, посвящённой .

Следующее поколение оптики от - это неавтофокусные объективы AI и AI-S. Они "садятся" на современные цифровые и плёночные зеркалки от практически без каких-либо ограничений. Естественно, что какие-то функции на определённых камерах будут поддерживаться, а какие-то нет, но установить объектив можно на любую современную зеркалку. (Подробнее о том, какие автоматические функции камер возможно реализовать и с какими объективами, можно ознакомиться на официальном .) В любом случае, полностью ручные режимы съёмки Вам будут доступны всегда. То же можно сказать и об объективах AI-P. Их можно использовать на любых современных зеркальных камерах , причём, на большинстве камер, помимо ручных режимов, будут доступны и режимы автоматики с приоритетом диафрагмы ( A). Но вот чего не будет точно, так это автофокуса, потому как объективы AI, AI-S и AI-P мануальные, то есть с ручной фокусировкой.

Теперь обратимся к автофокусной оптике... С точки зрения совместимости, её условно можно разделить на пять групп. AF - объективы с механической передачей фокусировки без встроенного процессора; AF-D - но со встроенным процессором; AF-G - с механической передачей фокусировки, со встроенным процессором, но без кольца установки диафрагм; AFS - D - объективы со встроенным мотором и процессором, и с кольцом установки диафрагм; AFS-G - со встроенным мотором и процессором, но без кольца установки диафрагмы. Объективы серии AF и AF-D можно использовать практически на любой зеркальной камере . На неавтофокусных камерах, естественно, не будет автофокусировки. Автофокусировка невозможна и с младшими моделями современных цифровых зеркалок, в которых отсутствует мотор привода фокусировки. С AF- объективами не будут доступны некоторые режимы iTTL (интеллектуальной совместимости со вспышками), предполагающие наличие в объективе встроенного процессора. Что касается ручных режимов, то они полностью доступны на всех камерах от , начиная с и заканчивая самыми современными цифровыми камерами. Объективы AFS-D обладают, пожалуй, самой полной совместимостью - они будут отлично работать в ручных режимах с механическими камерами, а автофокус будет доступен и с самыми простыми цифровыми зеркалками.

Но вот современные объективы AF-G и AFS-G имеют один существенный недостаток - у них отсутствует кольцо установки диафрагм, а значит их применение ограничено исключительно теми камерами, которые имеют электронное управление значениями диафрагмы. К сожалению, эти объективы не удастся в полной мере использовать на неавтофокусных плёночных камерах (даже на довольно современных ) , потому как установить какую-либо диафрагму, кроме полностью открытой, будет невозможно.

Пару слов надо сказать о DX объективах . Их ещё называют "кропнутыми" (от английского crop factor - коэффициент пересчёта фокусного расстояния объектива, подробнее об этом читайте в этой статье в главе "Площадь покрытия объектива или формат кадра"). Они рассчитаны на применение с камерами, оснащёнными матрицами APS-C формата, которые примерно в полтора раза меньше по площади, чем Full Frame кадр. А значит и покрытие кадра этими объективами гораздо меньше, чем у объективов, рассчитанных на полный кадр. Поэтому применение таких объективов ограничено именно камерами DX формата. Они не способны полностью покрыть кадр формата 24 x 36 mm .

Обладая довольно широкой совместимостью оптики внутри самой системы, камеры , ввиду весьма большого рабочего отрезка, крайне ограничены в применении объективов сторонних производителей (если конечно эти объективы не рассчитаны на применение именно с камерами ). Без использования адаптеров с оптическими элементами, не потеряв при этом возможности фокусироваться на бесконечность, на камеры не удастся поставить объективы Pentax, Olympus OM , Canon FD и Canon EOS, объективы с резьбовым креплением M42x1... (Подробнее об использовании адаптеров без оптических элементов, в том числе и на камерах , можно прочесть в статье .) Но вот среднеформатную оптику можно использовать на камерах без ограничений. В продаже имеются адаптеры-переходники практически с любой из среднеформатных систем на Nikon. Особого внимания заслуживает адаптер , который позволяет устанавливать на камеры среднеформатные объективы как советского производства (с байонетом "Б"), так и первоклассную немецкую среднеформатную оптику от Carl Zeiss Jena .

Olympus OM. Многие фотографы и по сей день используют в своей практике отличные плёночные камеры Olympus OM . А великолепная оптика Olympus OM Zuiko не потеряла своей актуальности и привлекательности не только для фотографов, снимающих Olympus" ами OM, но и современными цифровыми камерами Olympus 4/3 и Canon EOS. Но об этом чуть позже... Что же касается применения на камерах Olympus OM "неродной" оптики, то, как правило, всё сводится к использованию объективов сторонних производителей, но изготовленных специально для системы Olympus OM с её "родным" байонетом. Очень неплохие объективы с байонетом Olympus OM , к примеру, выпускала компания Tokina. Теоретически на камерах можно использовать практически любые объективы от среднеформатных фотографических систем, но на практике этим никто не пользуется. Подавляющее большинство приверженцев системы старается обзавестись "родными" объективами OM Zuiko .

Pentax. Как и компания , принципиально не меняла конструкцию байонета с самого первого момента его применения на однообъективных зеркальных камерах. Мало того, первые зеркалки от имели резьбовое крепление оптики М42х1, и байонет "К" разрабатывался с таким расчётом, чтобы на камеры с этим байонетом можно было устанавливать ранее выпускавшиеся объективы с резьбовым креплением. С самых первых дней выпуска камер с байонетом , компания производит адаптер-переходник , не содержащий никаких оптических элементов в своей конструкции. (В настоящее время на рынке доступны как "родные" переходники от Pentax, так и адаптеры сторонних производителей. В своё время и советский фотопром производил такой переходник для камер Зенит и Алмаз. Первые модели Зенитов имели резьбовое крепление объективов М42х1, а последние модели - байонет "К". Подробнее об этом Вы сможете прочитать на странице .)

Итак, говоря о внутрисистемной совместимости оптики , можно с уверенностью констатировать, что она ни в чём не уступает системе , а в чём-то её и превосходит. Превосходство это состоит в том, что на камерах с байонетом , без каких-либо ограничений можно с успехом использовать объективы с резьбовым креплением М42х1 (о некоторых нюансах использования читайте в статье ). А таких объективов произведено мировой фотопромышленностью огромное множество. Это и объективы от самой Pentax ; и объективы таких производителей как Sigma, Tokina, Tamron и Vivitar ; и великолепная немецкая оптика заводов и ; и, конечно же, огромный выбор советских объективов для камер Зенит. Ограничение существует только одно - на первых зеркалках от с резьбовым креплением оптики не удастся использовать объективы с байонетом "К".

Кроме того, помимо плёночных камер с форматом кадра 24 x 36 mm и цифровых зеркалок формата APS-C , компания имеет в своём арсенале и среднеформатные фотографические системы Pentax 67 и Pentax 645. Причём адаптеры-переходники со среднеформатной оптики Pentax на байонет "К" доступны на рынке как в "родном" исполнении от самой Pentax, так и от сторонних производителей. К слову сказать, на камерах Pentax можно использовать любые объективы от среднеформатных систем, лишь бы нашёлся подходящий переходник.

Что касается обратной совместимости "кропнутых" объективов (у Pentax они обозначаются аббревиатурой DA), то её, естественно нет. "Кропнутые" объективы на полноформатных камерах использовать не получится. (Подробнее о функиональной совместимости объективов и камер от Pentax Вы можете узнать на официальном .)

Praktica. Зенит. Камеры и советские Зениты оснащались резьбовым креплением оптики М42х1 (исключение составляют байонетные Praktica B и Зениты последних лет выпуска с байонетом "К"). Объективов с этим креплением на рынке огромное множество. Это и "родные" объективы для камер , и советские объективы для камер Зенит, и широчайший выбор оптики сторонних производителей. Кроме того, многие немецкие среднеформатные объективы завода Meyer-Optik Gorlitz выпускались со съёмной взаимозаменяемой задней частью, которая позволяла установить на объектив либо байонет , либо байонет Praktica B, либо резьбовой адаптер М42х1. А завод Carl Zeiss Jena выпускал автоматический адаптер . Перед съёмкой такой адаптер взводился и производилась фокусировка при полностью открытой диафрагме, а в момент спуска затвора камеры, взведённая пружина адаптера диафрагмировала объектив до установленного рабочего значения.

Minolta AF. Sony Alpha. Цифровая фотографическая система Sony Alpha унаследовала свой байонет от автофокусных плёночных камер Minolta и вместе с ним получила полную совместимость с автофокусными объективами Minolta AF. Но, как и на камеры Minolta с байонетом AF , на современные цифровые зеркалки Sony Alpha установить без адаптера с оптическим элементом мануальные объективы системы Minolta MD не представляется возможным. Из-за относительно небольшого диаметра посадочного отверстия байонета Minolta AF (Sony Alpha) нет возможности и установки каких-либо байонетных объективов от других распространённых узкоформатных фотографических систем, таких, к примеру, как Canon FD, Olympus OM , и других. Исключение составляют объективы с резьбовым креплением М42х1, которые прекрасно "садятся" через соответствующий адаптер-переходник на камеры с байонетом Minolta AF (Sony Alpha). Имеется только одно ограничение и связано оно с конструктивными особенностями байонета Minolta AF (Sony Alpha) - разместить на адаптере полочку для поджима штока нажимной диафрагмы автоматических объективов М42х1, нет возможности. Поэтому, объективы без переключателей А - М (автоматический - ручной) возможно использовать только на полностью открытых диафрагмах. Кроме объективов с резьбой М42х1, реально на камерах Sony Alpha из "неродной" оптики можно использовать только объективы от среднеформатных фотографических систем. На рынке доступны адаптеры-переходники: Mamiya 645 - Sony Alpha, Pentax 67 - Sony Alpha, Hasselblad - Sony Alpha, Pentacon Six - Sony Alpha.

Canon EOS. На сегодняшний день остались лишь две компании из "Великой Японской Пятёрки" - Nikon и Canon, - предлагающие полный ассортимент камер и оптики, от любительских до профессиональных. Pentax и Olympus полностью покинули нишу профессиональной фототехники, а Minolta вообще прекратила своё существование, продав всё производство и технологии Sony. И если Nikon сохранила приверженность байонету до настоящего времени, то Canon , перейдя на байонет Canon EOS, пожертвовал совместимостью со своей же мануальной оптикой с байонетом Canon FD. Но, как показало время, подобный риск был вполне оправдан. Конструкция нового байонета Canon EOS оказалась очень удачной с точки зрения возможности использования "неродной" оптики. Этому способствовало применение в системе EOS относительно небольшого рабочего отрезка (всего 44 .00 mm) и увеличенного, по сравнению с другими системами, внутреннего диаметра кольца байонета. Именно эти два нововведения и позволяют системе Canon EOS применять на камерах огромное количество объективов сторонних производителей. И этот факт, в немалой степени, добавляет компании Canon сторонников.

Остановимся более подробно на том, какие объективы можно установить на камеры Canon EOS. Начнём со среднеформатных объективов. Их можно применять практически без каких-либо ограничений, лишь бы был в наличии соответствующий адаптер. А их сегодня на рынке предлагается достаточное количество. Вот только некоторые из доступных адаптеров-переходников со среднеформатных фотографических систем на Canon EOS - Hasselblad, Pentax 67, Pentax 645, Mamiya 645, Pentacon Six.

Но главным достоинством байонета EOS являются, конечно же, поистине безграничные возможности применения объективов, рассчитанных на работу с камерами с форматом кадра 24 х 36 mm. Нет никаких ограничений на использование мануальных объективов от главного конкурента - компании . На камеры Canon EOS можно устанавливать даже объективы Non-AI, которые на современные цифровые зеркальные камеры от самой Nikon установить без серьёзного вмешательства в конструкцию объектива не получится. Nikon" овская мануальная оптика AI-S, автофокусная AF, AF-D и AFS-D также без проблем "сядет" на байонет EOS. Единственным исключением будут объективы серии G, не имеющие кольца установки диафрагм. Поставить на камеру через адаптер такой объектив можно, но вот снимать придётся только на полностью открытой диафрагме.

Ещё одно неоспоримое достоинство камер Canon EOS (если это цифровые камеры, то это касается их Full Frame представителей) - это возможность в полной мере использовать великолепную оптику Olympus OM Zuiko . Никакие другие цифровые зеркальные камеры, в том числе и камеры Olympus 4/3, ввиду применения в них матриц сравнительно небольшого формата, не позволяют полностью раскрыть все прелести и достоинства замечательных объективов Olympus OM Zuiko . А Full Frame камерам Canon EOS это по плечу!

Но и это ещё не всё... Отличные объективы от Pentax с байонетом Pentax K с не меньшим успехом могут быть использованы на камерах Canon EOS. Ограничения, как и в случае с объективами от серии G, будут касаться только современной оптики без колец установки диафрагм. А для Российских фотографов немаловажным будет тот факт, что на камерах Canon EOS без ограничений можно использовать объективы с резьбовым креплением М42х1, и не только советского производства, выпускавшихся для камер Зенит, но и отличную немецкую оптику от и для камер . Ограничение может быть только одно - если объектив автоматический и не имеет переключателя управления диафрагмой А - М (автоматический - ручной), то не со всеми адаптерами получится задиафрагмировать объектив до рабочей диафрагмы, или придётся что-нибудь изобрести, чтобы поджать поводок нажимной диафрагмы в объективах с резьбовым креплением М42х1 или зафиксировать поворотный рычаг в объективах с байонетом "К". Подробнее с тем, каким требованиям должен отвечать адаптер-переходник Вы можете ознакомиться на странице .

Из всего выше сказанного напрашивается вывод, что на сегодняшний день система Canon EOS является самой универсальной профессиональной фотографической системой, с точки зрения возможности использования оптики сторонних производителей. Из доступных на российском рынке объективов от зеркальных фотографических систем, на камерах Canon EOS можно использовать практически любые, за исключением объективов Canon FD , Minolta MD и Minolta AF / Sony Alpha (последние не получится установить ввиду слишком маленькой разницы в рабочих отрезках систем Canon EOS и Sony Alpha - всего полмиллиметра) . В продаже можно встретить адаптеры без оптических элементов с дальномерных фотосистем Contax или Leica M39 на Canon EOS, но использование таких адаптеров ограничено только специальными видами съёмки, например макросъёмкой, репродукцией и некоторыми видами портретной съёмки, так как наводка на бесконечность будет невозможна. Это обусловлено тем обстоятельством, что рабочие отрезки дальномерных фотосистем значительно меньше рабочего отрезка системы Canon EOS и для того, чтобы они могли фокусироваться на бесконечность, их пришлось бы заглублять внутрь камеры. Кроме того, стоит очень внимательно относиться к установке объективов, особенно широкоугольных, от дальномерных систем на камеры Canon EOS. Нельзя допускать, чтобы выступающие за корпус объектива линзы блокировали движение зеркала Вашей камеры Canon EOS. Это может привести к необратимым последствиям и даже к поломке камеры. Что касается обратной совместимости "кропнутой" оптики Canon EOS, то ситуация совершенно такая же, как и с "кропнутыми" объективами от Nikon или Pentax - на камерах с форматом кадра 24 х 36 mm их применение не представляется возможным.

Four Thirds 4/3 . Olympus E, Panasonic Lumix DMC-L, Leica Digilux . Эта фотографическая система, поддерживаемая несколькими производителями фототехники, отличается от систем конкурентов двумя основными характеристиками - относительно небольшой по размеру матрицей (12.98 х 17.30 mm , с кроп-фактором х2) и меньшим рабочим отрезком камер (38.67 mm).

Сочетание этих двух параметров позволяет использовать в системе 4/3 огромное множество "неродных" объективов от зеркальных фотографических систем, начиная со среднеформатных и заканчивая "кропнутыми" объективами Nikon, Pentax и Canon EOS. Вот далеко не полный перечень доступных в продаже адаптеров-переходников со среднеформатной оптики на систему 4/3 - это Pentacon Six, Pentax 67, Pentax 645, Mamiya 645.. . Теоретически можно установить и любой другой среднеформатный объектив, но адаптер либо придётся мастерить своими руками, либо использовать комбинацию из двух переходников, к примеру и .

Линейка доступной оптики на формат кадра 24 х 36 mm и APS-C просто безгранична... В первую очередь хотелось бы отметить легендарные объективы Olympus OM Zuiko . Адаптеры выпускает как сама Olympus так и множество независимых производителей. Правда цены на "родные" адаптеры от Olympus на порядок выше, чем цены на "неродные" переходники. Объективы от можно использовать практически без ограничений. Исключение составляют только объективы серии G ввиду отсутствия кольца установки диафрагм. Весь остальной парк оптики с байонетом (Non-AI, AI, AI-S, AI-P, AF, AF-D, AFS-D) , причём, как рассчитанные на полный кадр, так и "кропнутые", прекрасно установятся на камеры системы 4/3 через соответствующий переходник. Далее следует вся линейка объективов от Canon. И не только современные EOS объективы, но и старые с байонетом FD. Переходники и имеются в продаже. С использованием объективов от Pentax с байонетом "К" тоже не возникнет никаких проблем, причём как с Full Frame объективами, так и с "кропнутыми". Ограничение, как и с объективами от Nikon серии G , будет касаться только оптики без колец установки диафрагм. Российским фотографам наверняка будет не безразлично, что обширный парк советской оптики с посадочной резьбой М42х1 также прекрасно будет себя чувствовать на камерах формата 4/3 (соответствующие переходники доступны в продаже). И даже объективы с байонетом Minolta MD, которые невозможно установить ни на Nikon, ни на Canon EOS, ни на Pentax , через соответствующий адаптер отлично "сядут" на камеры формата 4/3.

Не получится установить на камеры формата 4/3 только объективы от дальномерных систем, таких как Nikon S, Contax / Киев и Leica. Объясняется это тем, что в этих фотографических системах рабочие отрезки меньше, чем на камерах формата 4/3.

Беззеркальные фотографические системы. В последнее время среди фотографов всё более популярными становятся беззеркальные фотографические системы. Компактность, небольшой вес, функциональная насыщенность, стильный дизайн и при этом съёмная оптика - всё это придаёт беззеркалкам привлекательности. И все ведущие фотопроизводители (за исключением пока только Pentax ) не преминули отметиться в этом сегменте фоторынка. Мы не будем здесь обсуждать достоинства или недостатки беззеркалок вообще и преимущества какой-либо из систем в частности. Наша задача - оценить возможности использования "неродной" оптики на беззеркальных камерах. А возможности эти поистине безграничны! И уже только поэтому, беззеркальные камеры достойны внимания.

На сегодняшний день три беззеркальные системы доступны на рынке - это Micro Four Thirds 4/3, Sony Alpha NEX и Nikon 1. Принципиально отличаются они одна от другой размером используемых матриц. Самая большая матрица у камер Sony Alpha NEX - она APS-C формата (15.6 x 23.4 mm) и соответствует по размеру матрицам, применяемым в "кропнутых" зеркальных камерах Sony Alpha. В камерах формата Micro Four Thirds 4/3 используется матрица системы 4/3, размером 1 2 . 98 x 17 . 30 mm . Самая маленькая матрица (CX формата) у камер Nikon 1 - её размер всего 8 . 8 x 13 . 2 mm . А поскольку рабочие отрезки у всех трёх беззеркальных систем довольно небольшие, то ограничения на применение "неродной" оптики будут продиктованы именно размерами матриц.

Поскольку все три беззеркальные системы позволяют использовать огромное количество самой разнообразной оптики, мы ограничимся только перечислением доступных в продаже адаптеров-переходников для каждой из систем и отметим самые важные ограничения в применении того или иного объектива.

, которые, впрочем, доступны и в "неродном", но гораздо более дешёвом исполнении . Всё остальное изобилие переходников производится сторонними фирмами. Начнём со среднеформатных фотографических систем, переходники с которых на Micro 4/3 имеются в продаже - это Hasselblad, Pentacon Six, Pentax 645, Mamiya 645. Нам не удалось найти переходник заводского изготовления , но если у кого-либо возникнет желание водрузить объектив от Pentax 67 на камеру Micro 4/3, то проблем это не составит. Можно с успехом использовать любую из множества возможных комбинаций: и ... Вопрос в другом! А стоит ли вообще изощряться и приспосабливать громоздкую и тяжёлую среднеформатную оптику на миниатюрные и довольно хрупкие камеры формата Micro 4/3 ? Предостаточно более компактных и лёгких объективов, которые можно использовать на этих камерах.

Приводим перечень фотографических систем с форматами кадров 24 х 36 mm , APS-C формата и полуформатных (18 х 24 mm), объективы которых с успехом можно устанавливать на камеры формата Micro 4/3. Зеркальные системы - Leica R, Nikon F / Киев Н , Olympus OM, Yashica / Contax, Pentax K, M42x1 (Praktica / Зенит), Minolta AF / Sony Alpha, Canon EOS, Canon FD, Minolta MD, 4/3. Дальномерные - Nikon S, Contax G (Contax / Киев), M39 (Leica / ФЭД / Зоркий), Leica M. Полуформатные - Olympus Pen F. Адаптеры-переходники со всех перечисленных систем на Micro 4/3 имеются в продаже.

Существует и ещё один переходник на систему Micro 4/3 - это адаптер . Но, поскольку рабочие отрезки объективов С- mount меньше, чем рабочие отрезки камер Micro 4/3, то конструктивно адаптер выполнен таким образом, что его рабочая поверхность заглублена внутрь камеры. Это накладывает некоторые ограничения на применение объективов С- mount. Кроме того, покрытие кадра объективов С- mount меньше по площади, чем матрица камер Micro 4/3, а значит, может возникать довольно заметное кадра, особенно сильно выраженное при использовании широкоугольной оптики.

Кроме того, надо быть очень внимательным при установке объективов от дальномерных систем на беззеркалки Micro 4/3. Особенно это касается некоторых широкоугольных объективов с линзблоком далеко выступающим за задние габариты объектива. Не исключено, что задняя линза может упереться во внутреннюю поверхность адаптера. Подробнее об этом Вы сможете прочитать на странице Hasselblad, Pentax 67, Mamiya 645, Pentacon Six. Нам не удалось найти переходник , но эта проблема легко решается с помощью комбинации из двух адаптеров (вариантов предостаточно). Зеркальные на формат кадра 24 х 36 mm и APS-C формата - Leica R, Nikon F / Киев Н, Olympus OM, Yashica / Contax, Pentax K, M42x1 (Praktica / Зенит), Minolta AF / Sony Alpha, Canon EOS, Canon FD, Minolta MD, 4/3. Дальномерные - Nikon S, Contax G (Contax / Киев), M39 (Leica / ФЭД / Зоркий), Leica M. Полуформатные - Olympus Pen F.

Выпускаются даже переходники и . Но, ввиду того, что матрица системы Sony NEX больше матриц, применяемых в камерах Micro 4/3 (и гораздо больше кадра, покрываемого объективами С- mount), применение объективов от систем Micro 4/3 и С- mount на камерах Sony NEX, на наш взгляд, является нецелесообразным. Компания Nikon не отстаёт от конкурентов и заявила о себе на ниве производства беззеркальных камер выпуском моделей серии Nikon 1. Камеры имеют самую маленькую по площади матрицу среди беззеркальных систем (кроп-фактор х2.7). А посему, применение на камерах "неродной" оптики практически не имеет границ (даже объективы С- mount смогут практически полностью покрыть кадр CX формата). На момент написания этой статьи нами были найдены в продаже адаптеры: Nikon F, Canon EOS, Canon FD, Olympus OM, Olympus Pen F, Minolta MD, Minolta AF (Sony Alpha), M42x1, M39x1, Leica M, Leica R, Pentax K, Contax/Yashica, C-mount. Понятно, что через два переходника можно установить любые объективы от среднеформатных камер.

Мы не упоминаем в нашем обзоре зеркальных камер от Fuji и Sigma, потому что камеры Fuji выпускаются в корпусах от Nikon с байонетом и для них справедливо всё то, что относится к камерам . Что касается камер от Sigma , то на протяжении довольно длительного периода времени эта компания вообще о себе никак не заявляет в сфере производства "тушек", а те камеры, которые были выпущены ранее, на сегодняшний день уже морально устарели.

И немного о целесообразности.. . Стоит сказать, что использование "неродной" оптики не всегда оправдано. К примеру, тяжёлый 120-ти или 180-ти миллиметровый объектив от какой-либо из среднеформатных систем на камерах с форматом кадра 24 х 36 mm может выполнять функции хорошего портретника и его использование вполне целесообразно. Чего нельзя сказать о среднеформатных широкоугольных объективах... Вряд ли стоит городить несусветную конструкцию и "прикручивать" подобные "ширики" на камеры с форматами кадров 24 х 36 mm и меньше. И тому есть две причины. Первая. Широкоугольные объективы делаются по сложным многолинзовым схемам, а значит и переотражений внутри такого объектива больше, что не лучшим образом сказывается на контрасте получаемых изображений, и , Olympus OM или Pentax. Так что перед тем, как Вы решите попробовать установить на свою камеру "неродной" объектив, подумайте, что Вы хотите получить на выходе.

В заключении хотелось бы сказать о тех преимуществах, которые даёт использование объектива с покрытием кадра бо льшим, чем формат кадра камеры, на которую его предполагается водрузить (или гораздо бо льшим, в случае применения среднеформатного объектива на камерах с форматом кадра 24 х 36 mm или меньше). Общеизвестно, что всех объективов неравномерна по полю кадра. Она наибольшая в центре и уменьшается по мере приближения к краям кадра. Кроме того, любому объективу присуще, в той или иной степени, и . , к примеру, становится гораздо заметнее в углах кадра и практически отсутствует в центре. Таким образом, применяя на камере объектив, с б о льшим покрытием, чем формат кадра камеры, Вы используете только среднюю часть изображения, формируемого этим объективом, а значит и

Таблица рабочих отрезков и форматов кадров некоторых фотографических систем

Поделиться