Художественная культура Киевской Руси презентация к уроку по мхк (10 класс) на тему. Художественная культура киевской руси Вопросы к тексту «Принятие христианства на Руси»

ТЕМА: «Художественная культура Киевской Руси»

Цель урока: раскрыть особенности становления художественной культуры Киевской Руси на древнерусских памятниках - соборе Святой Софии в Киеве и соборе Святой Софии в Великом Новгороде.

Задачи урока: обозначить важнейшие черты древнерусского искусства, показать теснейшую связь с языческой культурой, традициями византийской культуры, ярко вошедшей в средневековую Русь, уловить основные черты древнерусского зодчества, познакомиться с искусством иконописи 11-12 вв., формировать умение учащихся ярко и образно воспринимать и оценивать произведения искусства, отбирать интересный материал из разных источников.

ЭПИГРАФ УРОКА

Храня историю, той…Киевской Руси,

Мы собираем веры истинной… обломки,

Уже одиннадцатый век… нам крест нести

Дай, Бог, помогут…православные потомки…

ХОД УРОКА

(Звучит музыкальный фрагмент из «Фрески Софии Киевской» В. Кикты)

Учитель: Под 1037 годом летописец записал «Заложи Ярослав город великий, у него же златые врата: заложи же церковь святая София…». Действительно, Ярослав соорудил новые каменные главные городские ворота и назвал их Золотыми. Над Золотыми воротами Ярослав построил церковь Благовещения. Построил главный городской собор Святой Софии, который украсил золотом, серебром, иконами. Скажите, какой город отстраивал князь? (КИЕВ). Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ) СЛАЙД 1

Но прежде чем мы начнём своё увлекательное путешествие по Киевской Руси, давайте обозначим важнейшие черты древнерусского искусства. СЛАЙД 2

2. Каноничность . (Искусство выражалось в традиционно повторяемых сюжетах, образах, средствах художественного обобщения. В каждом из искусств был свой набор канонических правил.)

3. Символичность . (Самая яркая черта особого художественного языка древнерусского искусства. С помощью символов (знаков) мастера раскрывали образы небесной духовной действительности, что сокрыта от взора живущих на земле людей).

На протяжении нескольких уроков мы будем с вами говорить о художественной культуре Средневековой Руси. Период её существования охватывает свыше восьми столетий. Отсчёт её начинается с середины 9 века и заканчивается на рубеже 17-18 вв. Своими корнями русская культура уходит в далёкие времена язычества. От древних славян она унаследовала первоосновы языка, богатую мифологию, искусство резать из дерева всякие причудливые фигурки и предметы быта, рубить избы и ставить терема.

В становление и развитие древнерусского искусства огромную роль сыграло принятие христианства из Византии в 988 г . Крещёная Русь вместе с религией унаследовала богатые художественные традиции: каменное зодчество, тип крестово-купольного храма , мозаичные и фресковые композиции в пространствах архитектурных сооружений, строгие правила иконографии (канон), дивные песнопения , которые сравнивают с ангельским пением. Первыми учителями русских были греки. Но это не значит, что древнерусская культура слепо подражала византийской, она привнесла нечто своё , искони русское. Например, зодчие привнесли в заморский стиль черты национальной архитектуры, берущей начало из деревянного зодчества Руси, для которого характерна величавая простота и нарядная декоративность церквей .

Наивысшего расцвета Древнерусское государство с центром в Киеве достигло при правлении Ярослава Мудрого (978-1054гг.). Развернулось широкомасштабное строительство, особенно в Киеве. Самым известным сооружением, которого стал собор Святой Софии (1037). СЛАЙД 3

В вашем классе работали две проблемные группы , которые постараются ярко представить материал о соборе Святой Софии в Киеве и Новгороде. А также мы все вместе попробуем создать «Живую газету», материал которой, позволит узнать интересные интригующие факты по изучаемой теме. Просьба по ходу нашего урока заполнить сравнительные карточки - характеристики двух великолепных соборов (учащимся раздаются карточки)

Первая проблемная группа выступает с сообщением о соборе Святой Софии в Киеве

СЛАЙД 4

1.Огромный пятинефный крестово-купольный храм с 5 алтарными апсидами и 13 главами, с трёх сторон охваченный широкими галереями, по углам с западной стороны возвышаются две лестничные башни, ведущие на хоры. Общая площадь собора – около 1300 м 2 ., высота до вершины главного купола 28,6 м, общая длина - 41,7 м, ширина – 54, 6м. Стены были нарядно выложены из плинфы (плоского красного кирпича) в технике с утопленным рядом с вкраплением необработанного камня. Кладка скреплялась цемянкой – раствором извести, песка и толчёного кирпича. В соборе проходили богослужение, звучали проповеди, возводили на престол князей. Освещение храма осуществлялось за счёт прорезанных длинных щелевидных окон в барабанах тринадцати куполов. В дальнейшем собор подвергся основательной перестройке.

2. Особую художественную ценность представляет мозаика Софии Киевской. Она восхищают своим великолепием. Мозаика занимает 260 м 2 . Согласно канону, в центральном куполе СЛАЙД 5 мозаика Христос Пантократор (Вседержитель), а вокруг него – фигуры четырёх архангелов. В настоящее время одна из них мозаичная, а три других, на месте утраченных, написаны художником М.А. Врубелем масляными красками.

В центральной апсиде находится мозаичное изображение Богоматери Оранты (Молящейся) с широко вознесёнными руками. Богоматерь облачена в праздничные сине-золотистые одежды, её жест рук воспринимается не только как образ моления, но и олицетворение заступничества крещённого народа, защиты града и державы. В народе Богоматерь Оранту называли Нерушимой стеной и верили, что до тех пор, пока будет цела Оранта, будет стоять Киев – «матерь городов русских». Также в храме можно увидеть мозаичную работу «Благовещение. Мария», «Благовещение. Архангел Гавриил»

3. Фрески Софии Киевской удивляют совершенством техники исполнения. СЛАЙД 6 Величественно и торжественно взирают со сводов стен, куполов, лестничных переходов образы апостолов, архангелов, евангелистов и святых воинов. По площади фрески занимают 3000м2. Очень интересная среди них групповой портрет семьи князя Ярослава Мудрого, размещённая на трёх стенах западной части центрального нефа. Раньше на ней был изображён великий князь с женой, сыновьями и дочерями, передающими модель Софийского собора Иисусу Христу, восседающему в центре на троне. В настоящее время только сохранилось изображение княжеских дочерей смиренно ступающих со свечами в руках. На стенах Святой Софии можно наблюдать фрески «Сошествие в ад», «Архангел», «Встреча праведной Елисаветы с Пресвятой Богородицей». Так же в соборе есть и фрески со сценами повседневной жизни князей: шумные пиры, танцы, охота, поединки, травля медведя, цирковые представления с участием скоморохов, акробатов, ряженых. СЛАЙД 7 Фреска «Скоморохи».

4. Монументальность, лаконизм, величавость, общность характера изображения наблюдается в ранних иконах 11-12 вв. Создавшие их мастера были выходцами из Византии, у которых русские мастера перенимали опыт. СЛАЙД 8 Иконы 12 века «Спас Нерукотворный» и «Ангел Златые Власы» выполнены в традициях Киевской Руси. У них уже менее прослеживается аскетическая суровость, сдержанность, которая была присуща византийским иконам.

СЛАЙД 9

Учитель:

Предлагаю вам приступить к оформлению «Живой газеты» интересными фактами о Софии Киевской (учащиеся зачитывают свои находки и прикрепляют их к газете) СЛАЙД 10

Великий Новгород был вторым по значению городов Киевской Руси, резиденция наследников великокняжеского престола. Новгородское искусство с момента своего рождения гармонировало со строгим и торжественным обликом русского Севера и отличалось яркой самобытностью. Характерные черты новгородского зодчества составили смешанная кладка из местного камня и плинфы, одно- и пятиглавие луковичной и шлемовидной формы куполов, декоративное украшение барабанов, великолепие и пышность интерьеров.

Вторая проблемная группа выступает с сообщением о соборе Святой Софии в Новгороде.

СЛАЙД 11

1. Софийский собор в Новгороде строили, как известно, в 1045-50 годах. На постройку Софийского собора пошло не менее 10 тысяч кубометров камня и кирпича. При этом основной массив стен сложен из камней местного происхождения. Кирпич использовался для перекрытия сводов. СЛАЙД 12 Высота Софии от уровня пола до креста на центральном куполе – 36,7 м., ширина – 39,3 м, длина 34, 5 м. Пятинефный крестово-купольное храм с пятью шлемовидными ассиметрично расположенными куполами, тесно сгруппированными в центре. Неровные поверхности стен, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления, воспринимались как сплошная, непроницаемая каменная масса. Стены храма в 12 веке были побелённые, что придавало зданию целостность, массивность, прочность. Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асимметрией форм.

2.Фресковой живописи в Софии Новгородской сохранилось очень мало. СЛАЙД 13 Над западным входом в собор находится фреска площадью 70 м 2 , выполненная в 1528 году. Изображены на стене красками – беседа Авраама с тремя ангелами, пониже София, Премудрость Божия, и Нерукотворный образ Спаса, а по сторонам два архангела. Первоначальная живопись уцелела лишь в центральной части. В 1890 –е годы фреску реставрировали. СЛАЙД 14 В центральном куполе храма находилась уникальная фреска «Христос Пантократор». Она была уничтожена в 1941 году (историческая сводка из «Живой газеты»).

3. Иконопись. СЛАЙД 15 Икона Святых апостолов Петра и Павла из собора Святой Софии поражала своими размерами 236 х 150см. и нарядным серебряным окладом. Апостолы, запечатлены в полный рост, с присущими им атрибутами (Павел с книгой, Пётр – с ключами от рая, свитком и посохом – символом власти).

(Учащиеся продолжают заполнять колонки «Живой газеты» с увлекательным материалом) СЛАЙД 16

Учитель: Прослушав очень ёмкую информацию о соборах Святой Софии в Киеве и Новгороде, прошу вас приготовить для сравнительного анализа карточки-характеристики двух памятников древнерусского искусства. Что общего в их характеристике? Чем они существенно отличаются друг от друга?

(Учащиеся делают выводы согласно заполненным карточкам) ПРИЛОЖЕНИЕ №1

В финале нашего урока хочется спросить у вас у каждого что нового вы узнали сегодня, какая информация вас заинтриговала, хотелось бы вам побывать в Киеве и Новгороде что бы увидеть эти святыни и т.д.

(В финале урока снова звучат фрагменты из «Фрески Софии Киевской» В. Кикты. Учащиеся читают стихотворение «Киевская Русь» Жанна Косинова)

Я снова о тебе молюсь

Святая Киевская Русь.

Нет для меня милее края,

Чем сторона моя родная,

Где у Днепра, как пышный сад,

Стоит могучий Киев-Град.

Где зелень шумно веселится,

Играя с ветром. Где резвится

Босая детвора, и льется песня у Днепра.

На злато Лаврских куполов,

Чтоб с колокольным звоном слиться,

А напоследок опуститься

Под Храма сень, где ставят свечи,

И шепот старорусской речи

Из уст нечаянно слетает,

А дым кадильный поднимает

Тех слов молитвенные тучи.

Услышь их, Боже Всемогущий!

О, Русь святая! Чтоб всегда

Ты яркою звездой сияла,

И Православье прославляла,

Немало вложено труда,

Людских надежд и упований,

Молитв священных и страданий.

Немало полегло народу

За твою славу и свободу.

И, думалось, на сотни лет

Твоё величье и рассвет…

О, Русь! – спрошу тебя с укором,

Зачем разбита ты раздором?!

Зачем князь князю говорит,

Что разделиться час велит?!

И прежде сильная Держава -

У ног врага. А где же слава,

Что недругов слепую рать

Так заставляла трепетать?!

Былые трусы стали смелы,

Уже готовы луки, стрелы,

Чтоб поразить ими сердца,

Чтоб у детей отнять отца,

И сына, чтоб лишилась мать,

Чтоб землю кровью пропитать.

Невинной кровью… Как понять

Твое крушенье до конца?

Что это? Промысел Творца,

Или ошибка предков наших?

Но в прошлом всё. Испита Чаша.

Ты не проси давать ответ

Зачем молюсь опять в ночи

При свете восковой свечи

О том, чего давно уж нет.

Ты лучше в сердце погаси

Печаль о Киевской Руси.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Карточка – характеристика

соборов Святой Софии в Киеве и Новгороде

Характеристика

Святая София Киевская

Святая София Новгородская

Культурно-историческая эпоха. Век.

Художественная культура средневековой Руси. 11-12 век

Местонахождение архитектурного объекта

Киевская Русь.

Киев

Киевская Русь.

Новгород

Принадлежность к виду архитектуры (объёмные сооружения, ландшафтная, градостроительство)

Объёмные сооружения

Объёмные сооружения

Тип храма

пятинефный крестово-купольный храм с 5 алтарными апсидами

Пятинефный крестово-купольное храм

Количество и форма куполов

13 глав, луковичной формы

Пятиглавый, шлемовидной формы

Высота собора

Высота до вершины главного купола 28,6 м

Высота Софии от уровня пола до креста на центральном куполе – 36,7 м.,

Длина собора

общая длина - 41,7 м

длина 34, 5 м

Ширина собора

ширина – 54м

ширина – 39,3 м

Художественные средства и приёмы создания архитектурного образа (симметрия, пропорции, светотень, цветовая моделировка, материал, который лёг в основу и т.д.)

Масштабное, грандиозное сооружение Стены нарядно выложены из плинфы в технике с утопленным рядом с вкраплением необработанного камня. Кладка скреплялась цемянкой – раствором извести, песка и толчёного кирпича. Освещение храма осуществлялось за счёт прорезанных длинных щелевидных окон в барабанах тринадцати куполов. Наблюдается асимметрия в расположении глав. В дальнейшем собор подвергся основательной перестройке.

Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асимметрией форм. Основной массив стен сложен из камней местного происхождения. Кирпич использовался для перекрытия сводов. Ассиметрично расположенные купола, тесно сгруппированные в центре. Неровные поверхности стен, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления Храм воспринимается как сплошная, непроницаемая каменная масса. Стены храма в 12 веке были побелённые, что придавало зданию целостность, массивность, прочность.

Выдающийся правитель древнерусской истории, князь Киевский Ярослав Мудрый ушёл из жизни в 1054 году. Он был похоронен, очевидно, согласно своей последней воле, внутри Святой Софии, в специально созданном для погребения саркофаге. Этот каменный саркофаг до сих пор находится на своём месте. Однако останков Ярослава нет в гробнице уже несколько десятилетий – в годы Великой Отечественной войны они были вывезены украинскими националистами за океан. Точное их место нахождения неизвестно.

До недавнего времени историки спорили между собой, какую дату считать годом создания собора Святой Софии: 1017 или 1037. В конце 20 века сотрудниками Музея «София Киевская» была предложена новая датировка: 1011 год. Правительство Украины поддержало точку зрения, удревняющую историю храма, и в сентябре 2011 года в Киеве прошли торжества, посвящённые 1000-летию памятника истории.

Таким образом, споры вокруг даты основания Святой Софии не только не разрешены, но и обострились ещё больше. А официальное провозглашение 1000-летия этого памятника истории только подлило масло в огонь.

В 1929 году соборная молитва в Софии Киевской надолго прекратилась. С 1934 года Святая София стала музеем – таковым она остаётся и в наши дни. Собор внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, запрещено передавать его любой религиозной организации и проводить в нём богослужения. Правда, в середине 2000-х существовало исключение: несколько лет подряд в День независимости в Софии Киевской совершалась молитва об Украине.

Глава Киевской митрополии Макарий в 1497 году был убит во время татарского набега. Мощи Святого угодника были положены в Святой Софии, после чего зафиксированы многочисленные чудеса, особенно в 1625 и 1634 годах. Рассказывают, что перед иконостасом собора, у которого почивал святитель, чудесным образом возгорались свечи, а от его гробницы исходили свет и огонь. В 1934 году мощи священномученика вывезли из Софии – ныне они находятся во Владимирском соборе Киева.

Раздел III. Духовно-нравственные основы русской художественной культуры: у истоков национальной традиции (XVIII вв.)

Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты

«Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывавший несколько новых зерен-княжеств» Б.А. Рыбаков, историк «Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывавший несколько новых зерен-княжеств»

В числе наиболее значительных преемников Киева стал «господин Великий Новгород», где русская художественная культура приобрела черты большей национальной самобытности и достигла новых высот своего развития. В числе наиболее значительных преемников Киева стал «господин Великий Новгород», где русская художественная культура приобрела черты большей национальной самобытности и достигла новых высот своего развития.

из Именно земле земля была Новгородская одним центров образования Древнерусского в государства. Новгородской и возникло государственное образование, получившее в историографии названия Новгородская Русь, Верхняя Русь, Поволховская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности. Новгородская Русь – это огромная территория от Балтики до Ледовитого океана и Урала. Когда в последствии новгородские земли были присоединены к Московскому царству, сразу вдвое увеличились его размеры. Новгородская земля была одним из центров образования Древнерусского государства. Именно в Новгородской земле и возникло государственное образование, получившее в историографии названия Новгородская Русь, Верхняя Русь, Поволховская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности.Новгородская Русь – это огромная территория от Балтики до Ледовитого океана и Урала. Когда в последствии новгородские земли были присоединены к Московскому царству, сразу вдвое увеличились его размеры.

Новгород возник в IX в. благодаря выгодному географическому положени на обоих берегах реки Волхов недалеко от Ильмень-озера, откуда вытекает эта река. На левом берегу высился Кремль, на территории которого располагалась главная святыня города и земли - Софийский собор. Напротив Кремля находились торг, вечевая площадь, Ярославово дворище, дворы иноземных купцов и купеческие церкви. Подход к городу прикрывали монастыри: с юга - Юрьевский, а с севера - Антониев. Все население Новгорода объединялось в общину, становление которой происходит на протяжении XI столетия. Одна из древних былин так описывает торговые Река да озера к Нову-городу, пути, сходившиеся в Новгород и способствовавшие его быстрому росту и По одной из А мхи да болота к Белу-озеру, процветанию. гипотез, Новгород Да чистое поле ко Пскову; возник на месте Темные леса Смоленские… трех небольших поселков. Широка мать-Волга под Казань Объединившись, шла, они огородили Подале того – и под Астрахань… свое новое Из-под белого горючего из-под поселение и стали камешка Новым городом – Выбегала мать Днепра-река Новгородом Да устьем впадала в море Новгород возник в IX в. благодаря выгодному географическому положени на обоих берегах реки Волхов недалеко от Ильмень-озера, откуда вытекает эта река. На левом берегу высился Кремль, на территории которого располагалась главная святыня города и земли - Софийский собор. Напротив Кремля находились торг, вечевая площадь, Ярославово дворище, дворы иноземных купцов и купеческие церкви. Подход к городу прикрывали монастыри: с юга - Юрьевский, а с севера - Антониев. Все население Новгорода объединялось в общину, становление которой происходит на протяжении XI столетия. Одна из древних былин так описывает торговые пути, сходившиеся в Новгород и способствовавшие его быстрому росту и процветанию. Река да озера к Нову-городу,А мхи да болота к Белу-озеру,Да чистое поле ко Пскову;Темные леса Смоленские…Широка мать-Волга под Казань шла,Подале того – и под Астрахань…Из-под белого горючего из-под камешкаВыбегала мать Днепра-рекаДа устьем впадала в море Черное… По одной из гипотез, Новгород возник на месте трех небольших поселков. Объединившись, они огородили свое новое поселение и стали Новым городом – Новгородом

Берестяные грамоты Жители новгородских земель были повсеместно грамотными, об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, простых горожан, написанные по самым обыденным случаям и поводам: долговые расписки, любовные послания, приглашения и т.д. письма эластичнее, Для бересту специально подготавливали, ее варили в воде, делавшей кору ее расслаивали, убирая наиболее грубые слои. Подготовленный для письма лист бересты чаще всего обрезался со всех сторон и имел аккуратные прямые углы. Наконец, надпись в большинстве случаев наносили на внутренней стороне коры, то есть на той поверхности бересты, которая всегда оказывается снаружи, когда берестяной лист сворачивается в свиток. Берестяные грамотыДля письма бересту специально подготавливали, ее варили в воде, делавшей кору эластичнее, ее расслаивали, убирая наиболее грубые слои. Подготовленный для письма лист бересты чаще всего обрезался со всех сторон и имел аккуратные прямые углы. Наконец, надпись в большинстве случаев наносили на внутренней стороне коры, то есть на той поверхности бересты, которая всегда оказывается снаружи, когда берестяной лист сворачивается в свиток.Жители новгородских земель были повсеместно грамотными, об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, простых горожан, написанные по самым обыденным случаям и поводам: долговые расписки, любовные послания, приглашения и т.д.

Архитектура древнего занимает в место русской второй века Искусство Новгорода отдельное истории культуры. Во половине XII новгородские архитекторы строят здания по собственному образцу, отделывают стены культовых сооружений собственными, самобытными фресками. Могущество церкви щедро подкреплялось доходами от обширных земельных угодий, пожертвований частных лиц, системы повинностей и штрафов. Основная достопримечательность Новгородского кремля -Софийский собор, первое каменное здание Новгорода, бесценный памятник русской архитектуры XI века. АрхитектураИскусство древнего Новгорода занимает отдельное место в истории русской культуры. Во второй половине XII века новгородские архитекторы строят здания по собственному образцу, отделывают стены культовых сооружений собственными, самобытными фресками. Могущество церкви щедро подкреплялось доходами от обширных земельных угодий, пожертвований частных лиц, системы повинностей и штрафов.Основная достопримечательность Новгородского кремля -Софийский собор, первое каменное здание Новгорода, бесценный памятник русской архитектуры XI века.

Юрьев монастырь в Новгороде Монументальные сооружения начала XII в. Связывают с работой русского зодчего Петра, чье имя сохранилось в летописной записи строительства Георгиевского собора Юрьева монастыря. сдвинул «Мастер Петр сделал церковь о трех верхах». Главное отличие: ассиметричное завершение храма. Зодчий центральный купол храма по отношению к двум боковым его вершинам. Именно пластичность и красота ассиметрии станут примечательными чертами стиля Монументальные сооружения начала XII в. Связывают с работой русского зодчего Петра, чье имя сохранилось в летописной записи строительства Георгиевского собора Юрьева монастыря.Юрьев монастырь в Новгороде«Мастер Петр сделал церковь о трех верхах». Главное отличие: ассиметричное завершение храма. Зодчий сдвинул центральный купол храма по отношению к двум боковым его вершинам. Именно пластичность и красота ассиметрии станут примечательными чертами стиля северной архитектуры.

Церковь Спаса на Нередице,1198год Во второй половине XII в. Складывается новый тип храма, одноглавого, камерного по размерам, простого и строгого по облику. одноглавая, 4-столпная Кубическая, трёхапсидная церковь - типичный образец новгородских храмов конца 12 в. с присущей им простотой, лаконизмом форм. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают церкви особую пластичность. Построена она в 1198 году новгородским князем Ярославом близ княжеской резиденции и посвящена памяти его сыновей. Владимировичем Во второй половине XII в. Складывается новый тип храма, одноглавого, камерного по размерам, простого и строгого по облику.Церковь Спаса на Нередице,1198годКубическая, одноглавая, 4-столпная трёхапсидная церковь - типичный образец новгородских храмов конца 12 в. с присущей им простотой, лаконизмом форм. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают церкви особую пластичность. Построена она в 1198 году новгородским князем Ярославом Владимировичем близ княжеской резиденции и посвящена памяти его сыновей.

Зрелый этап развития новгородской архитектуры. Конец XIII в. С конца XIII в. В новгородской архитектуре начинается наиболее интересный и зрелый этап ее развития. Глубоко и ярко принципы новгородской архитектуры отразились в постройках церквей Петра и Павла в Кожевниках, (1406) , Федора Стратилата на Ручью (1361). В архитектуре были использованы приемы декоративного украшения: стрельчатые порталы, глубокие впадины окон, декоративные детали в оформлении барабана и апсиды. Сложные порталы, многолопастные арки, ниши, оконные наличника – все это передает радостное мироощущение, соответствующее настроениям новгородцев. Церковь Петра и Павла в Кожевниках Церковь Федора Стратилата на Ручью Зрелый этап развития новгородской архитектуры. Конец XIII в.Церковь Петра и Павла в КожевникахЦерковь Федора Стратилата на Ручью В архитектуре были использованы приемы декоративного украшения: стрельчатые порталы, глубокие впадины окон, декоративные детали в оформлении барабана и апсиды.Сложные порталы, многолопастные арки, ниши, оконные наличника – все это передает радостное мироощущение, соответствующее настроениям новгородцев.

Фрески История монументальной живописи новгородской школы ведет свое начало от художников Стефана, Микулы и Радко, которые расписывали стены храма Святой Софии. Фрески покрывали стены храма Спаса Нередицы от цоколя до главы храма. Ученые считают, что их создавали не менее 10 мастеров. Художественный язык фресок отличается простотой и свободой, что свидетельствует о зарождении самобытного новгородского искусства. ФрескиИстория монументальной живописи новгородской школы ведет свое начало от художников Стефана, Микулы и Радко, которые расписывали стены храма Святой Софии.Фрески покрывали стены храма Спаса Нередицы от цоколя до главы храма. Ученые считают, что их создавали не менее 10 мастеров.Художественный язык фресок отличается простотой и свободой, что свидетельствует о зарождении самобытного новгородского искусства.

1 слайд

Культура Киевской Руси. О, светло-светлая и украсно- украшена земля русская! И многими красотами удивлена еси. Всего еси исполнена земля Русская. Далее

2 слайд

3 слайд

СЛОВАРЬ УРОКА Фреска Икона Апсида Закомара Пилястра Барабан Крестово-купольный храм Зернь Скань Перегородчатая эмаль Многоглавие Ярусность Далее

4 слайд

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. -Прямоугольное строение, лежащее в основе архитектуры Греции, Рима, Византии. -Опора, поддерживающая крышу. -Полукруглое завершение стены, место расположения алтаря. -Тип здания, в плане имеющий крест, завершающийся куполом. -Основание купола. -Главный храм Константинополя. -В дословном переводе с греческого означало «изображение». -Картина, выложенная из кусочков цветного стекла – смальты. -Живопись красками по сырой штукатурке. -Вид ИЗО, искусство строить и украшать здания. Далее

5 слайд

Русь называют Гардариком – страной городов. Киев (или Куяба) как называли его арабские купцы – столица, главный город русов. Далее

6 слайд

Путешествие в Древний Киев Ладья византийских гостей причаливает к пристани города Киева. Далее

8 слайд

Город располагается на высоком берегу Днепра, всюду возвышаются холмы. Прежде город был укреплён земляным валом с бревенчатыми стенами. Далее

9 слайд

При нынешнем князе Ярославе Мудром выстроены каменные стены с пятью воротами. Самые красивые из них – Золотые ворота. Далее

10 слайд

Зажиточные горожане живут в двухэтажных срубах. Первый этаж – хозяйственный, верхний – жилой. Здание состоит из нескольких комнат (покоев), в которых стоят деревянные кровати, скамьи, столы, лари для ценной одежды. По стенам развешаны полки для посуды. Далее

11 слайд

12 слайд

Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев. Основы металлических изделий выполнялись техникой литья, которую использовали для создания как уникальных, так и изделий массового употребления. Для первых применяли восковую модель, для вторых – каменные формочки.

13 слайд

Мастерские ремесленников – ювелиров древнего Киева Далее Эпоха Киевской Руси ознаменовалось расцветом художественных ремесел, среди которых видное место заняла обработка металлов, в частности ювелирное дело, центром которого стал Киев.

14 слайд

Колты – женские височные украшения, выполненные в технике зерни, перегородчатой эмали, филиграни. Далее

15 слайд

Филигрань (скань) – один из древнейших видов художественной обработки металла. Название Филигрань происходит от двух латинских слов – «филюм» (нить) и «гранум» - зерно. Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. Оба названия указывают на особенность этого вида обработки металла. Далее

16 слайд

Зернь – мелкие золотые или серебряные шарики (диаметром от 0,4 мм), которые напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани. Далее

17 слайд

Перегородчатая эмаль – техника нанесения эмали, при которой рисунок обозначается тонкими проволочками, напаянными на пластину, а затем образовавшиеся ячейки заполняют эмалями разных цветов, после чего изделие обжигают. Далее

19 слайд

Софийский собор в Киеве – гордость всех русичей Собор построен по византийским традициям и назван в честь Богоматери Премудрой. Далее

20 слайд

21 слайд

Основа собора – крестово-купольная форма. В плане храм представляет собой крест, а венчают его 13 куполов. Высота центрального купола – 30 метров, а площадь – 1300 кв. м. Далее

22 слайд

С именем какого великого князя было связано строительство храма Святой Софии в Киеве? Княгиня Ольга Князь Святослав Ярослав Мудрый Князь Владимир Владимир Мономах Далее

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно - исторической трудовой практики. Культура Киевской Руси – совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе развития русских княжеств с момента зарождения государства в X веке и до XIII века включительно.


Язычество: сознание народа, крестьянский быт, литература, живопись Географическое положение: открытость другим культурам, культурно - бытовая ассимиляция Христианство и Византия: сначала - образец для подражания, затем – ассимиляция и переработка Факторы, повлиявшие на формирование культуры


Письменность Рукописи на пергаменте: Остромирово Евангелие 1057 г., Изборники Святослава 1073 и 1076 гг. и др. Граффити: надпись о кончине Ярослава Мудрого на стене Софийского Собора в Киеве Эпиграфика: надпись на Тмутараканском камне Берестяные грамоты: записи, выцарапанные писалами на кусках бересты






ЛИТЕРАТУРА Проповеди и поучения: «Слово о законе и благодати» Илариона (1049 г.), «Поучение» Владимира Мономаха (1117 г.) и др. Жития святых: «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия» Нестора Героический эпос: «Слово о полку Игореве» (после 1187 г.) Летописи: «Повесть временных лет» Нестора (1113 г.) Публицистика: «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (нач. XIII в.)






Киев. Софийский собор год.


Основные техники: Икона – станковое произведение, выполненное на досках, масляными красками. Мозаика – создание изображения из кусочков цветной c мальты (непрозрачного стекла), минералов, мрамора Фреска – живопись по сырой штукатурке водяными красками Живопись Владимирская икона Божьей матери XII век XII век






Зернь Зернь: на изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков - зернышек. Скань: Скань: орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую также напаивали на металлическую поверхность. Перегородчатая эмаль: Перегородчатая эмаль: промежутки между перегородками заполняли разноцветной эмалью;






Фольклор – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного творчества Былина - эпическая песня, охватывающая исторические события веков. Ведущее место среди былин занимают богатырские - воспевающие героев - защитников родины, отечества, наделенных любовью к своему народу - Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича Н.Н. Каразин. Пир у князя Владимира

Слайд 2

Первый расцвет древнерусского искусства связан с эпохой Киевской Руси, которая стала преемницей византийских традиций.

Слайд 3

  1. Каковы основные особенности культуры Древней Руси, какой промежуток времени занимает этот период?
  2. Перечислите языческих богов древних славян.
  3. Что такое «капище»?
  4. С какими событиями связано формирование государства на Руси?
  5. Расскажите о первых князьях Древней Руси.
  • Слайд 4

    До принятия православия языческая Русь поклонялась множеству богов. Крещение Руси в 988г. Дало мощный толчок развитию художественной культуры.

    Слайд 5

    Вопросы к тексту «Принятие христианства на Руси»:

    1. Назовите причины, по которым Русь принимает православное (византийское) христианство.
    2. Каково значение принятия христианства для развития русской культуры.
    3. Как происходил процесс принятия христианства народом.
  • Слайд 6

    • купол
    • барабан
    • закомара
    • апсида
    • столб
    • Боковой неф
    • Боковой неф
    • Центральный неф
    • Устройство крестово - купольного храма.
  • Слайд 7

    Одним из самых старых каменных сооружений Киева была Десятинная церковь, возведенная в 989 – 996гг. В честь пресвятой Богородицы.

    Реконструкция

    Слайд 8

    Киевская София

    Самым древним из дошедших до нас архитектурных сооружений является Софийский собор (возведен между 1017 – 1037гг.)

    Строили этот храм в период правления Ярослава Мудрого с помощью греческих мастеров.

    Слайд 9

    Собор был выложен из красного кирпича, чередующегося с розовой цемянкой.

    Слайд 10

    Многоглавие составляет отличительный признак Софийского собора. Один большой и двенадцать более мелких куполов символизируют Христа и его двенадцать учеников.

    Слайд 11

    Обилие пролетов и арок различного характера составляет существенную особенность помещений Софийского собора.

    Слайд 12

    Пролеты и арки как бы «рифмуются» друг с другом, растут, ширятся и завершаются в обширном подкупольном пространстве огромной, обрамляющей алтарь триумфальной аркой.

    Слайд 13

    Внутри здания купол воспринимался не как наибольший объем, а как наивысшее пространство, как главный источник света.

    Слайд 14

    Внутри собора, высоко в центре под самым куполом, изображен Христос Вседержитель (Пантократор).

    Слайд 15

    Грандиозная фигура Богоматери Оранты (молящейся), вознесшей руки к своему Божественному сыну в молитве за род людской находится в апсиде.

    Слайд 16

    Евхаристия

    Слайд 17

    Над алтарем, в качестве прообраза происходящей в храме литургии изображено, как апостолы с протянутыми руками подходят к алтарю; Христос подает им вино и хлеб.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Главные изображения Софийского собора выполнены мозаикой и сосредоточены в центральной, самой парадной и светлой части храма. Круг сюжетов давал представление о христианском вероучении, наглядно выражая понимание небесной иерархии как подобия иерархии земной.

    Слайд 20

    Мозаики, изображающие отцов церкви, отличаются исключительной тонкостью красочных оттенков. Лучезарные краски вносят нечто светлое в эти строгие образы.

    Слайд 21

    • Христос Иерей
    • Богоматерь
  • Слайд 22

    • Григорий Чудотворец
    • Григорий Нисский
  • Слайд 23

    Архангел

    Слайд 24

  • Поделиться