Как делать исследовательский проект по биологии. Общие требования к проектной работе по биологии

Учебный проект адресован учащимся 7 - 11 классов для более глубокого ознакомления с учебными предметами «Химия», «Биология», «География».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Планета в пластиковой упаковке»

Методическое представление:

  1. Введение;
  2. Методический паспорт учебного проекта;
  3. Осуществление проекта;
  4. Выводы;
  5. Представления учащихся в рамках учебного проекта.

1.Введение:

Тема проекта была выбрана с учетом учебной ситуации по предмету географии, биологии, химии для углубления знаний и применения их в жизни.

Проект:

  1. по типу деятельности – поисковый;
  2. по характеру предметно – содержательной области – экологический;
  3. по характеру контактов – продолжительный (1 учебный год).

2. Методический паспорт учебного проекта:

  • Адресация: Учебный проект адресован учащимся 7 - 11 классов для более глубокого ознакомления с учебными предметами «Химия», «Биология», «География».

География:

Учебный проект включен при изучении тем: «Взаимодействие человека и природы» 7 класс, «Природы России» в 8 классе и «Химическая промышленность» в 9 классе. В 10 классе при изучении темы: «Глобальные проблемы человечества».

Химия:

Включен в темы «Высокомолекулярные соединения» 10 класс, «Строение вещества» 11 класс.

Биология:

Учебный проект включен при изучении тем: «Прокариоты» 7 класс, «Человек и окружающая среда» 8 класс, «Взаимоотношение человека с окружающей средой» 9 класс, «Клетка» 10 класс, 11 класс «Глобальные экологические проблемы».

  • Темы учебно-тематического плана предмета:

География:

Взаимодействие человеческого общества и природы (7 класс);

Биологические ресурсы, охрана растительного и животного мира.(8 класс)

Химическая промышленность (9 класс)

Глобальные проблемы человечества (10-11 класс);

Биология:

Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (7 класс)

Человек и его здоровье (8 класс)

Биосфера и человек (9 класс)

Строение прокариотической и эукариотической клеток (10 класс)

Биосфера и человек (11 класс)

Химия:

Полимеры (11 класс)

Биополимеры. Органические и неорганические полимеры. Реакции полимеризации и поликонденсации (10 класс)

  • Образовательные, развивающие, воспитательные цели и задачи :

1.Вовлечение учащихся в различные виды деятельности и самостоятельное приобретение новых знаний;

2.Приобщение учащихся к пониманию экологических проблем современности;

3. Индивидуальная организация деятельности учащихся и развитие коммуникативных способностей посредством работы в малых группах;

4.Формирование умений логически строить прогнозы, проекты, защищать и аргументировать свою точку зрения

5. Формировать положительный эмоционально-эстетический опыт учащихся.

6. Расширение кругозора и развитие интереса к школьным предметам.

  • Возраст учащихся – 9 -10 класс.
  • Время работы над проектом – 1 учебный год.

3. Обеспечение:

  • Материально техническое оснащение и информационное обеспечение :

Компьютер.

Видеокамера

Фотоаппарат

Фотографии с территорий загрязненных пластиковыми отходами

Фотографии цеха по переработке пластиковых бутылок

Лабораторное оборудование и химические реактивы

Выставка образцов упаковочного материала из пластика

Образцы продукции вторичной переработки пластиковых бутылок

Видеоматериал - интервью с жителями города и работниками ЖКХ

Дополнительно привлекаемые информационные ресурсы: справочные материалы, интернет-ресурсы.

  • Общеучебные навыки, необходимые учащимся для работы в проекте : влияние загрязнений на окружающий мир.
  • Мотивация к работе :

Поиск причин загрязнения окружающего мира;

Каково влияние упаковочного материала на экологию

Способы утилизация пластиковых отходов.

4. Статус учебного проекта:

  • Авторы проекта – ученики 9 и 10 классов.

Солянова Ксения 10 кл.

Ерохин Владислав 10 кл.

Рыбальский Кирилл 10 кл.

Казакова Мария 10 кл.

Тенчурина Виктория 10 кл.

Карпушов Максим 9 «б» кл.

Сборщикова Виктория 10 кл.

Павлишина Полина 9 «б» кл.

Клыгин Антон 9 «б» кл.

Учитель географии - Панфилова Т. И.

Учитель биологии - Тришкина О. В.

Учитель химии - Залетова О. М.

  • Опыт использования – в учебной деятельности;
  • Степень распространения : ФКОУ СОШ имени А.Н. Радищева г.Кузнецк-12.

5.Осуществление проекта:

Работа над проектомначалась с экскурсии в природу с учащимися 9 классов. Мы увидели степень загрязнения лесного массива нашего города пластиковыми отходами, которые сильно изменили его облик. Это привело к идее изучения вопросов о создании упаковочного материала из пластика, влияния его на биосферу и способов утилизации пластиковых отходов.

«Плоха та птица,

которая загрязняет свое гнездо»

(народная пословица).

Все человечество и каждый из нас уподобились этой птице?

В сентябре этого учебного года мы традиционно вышли на экскурсию в природу с целью исследования воды, воздуха и почвы. Каждый раз мы видим серьезное антропогенное воздействие - большие кучи мусора, основу которого составляет пластиковая упаковка. И мы задумались над тем, не окажется ли наша планета полностью упакованной в пластик. Так ли необходима нам такая упаковка, почему её так много скапливается в окружающей среде, есть ли возможность переработки её в настоящее время?

Для человека, как и любого вида, природа – среда жизни и источник существования. В настоящее время экологические проблемы – весьма острый вопрос. Особенно страдает человек от загрязнений отходами производства.

На эти вопросы мы и попытались ответить в ходе нашей работы.

Одним из основных источников загрязнения является продукция химической промышленности, которая выступает «локомотивом» научно-технического прогресса. Уникальность данной отрасли заключается в том, что с её помощью люди могут создавать такие материалы, которых нет в природе. Ассортимент продукции химической промышленности это пластмассы, синтетические смолы, синтетический каучук и полимеры и т д.

Наше исследование началось с интегрированного урока географии, химии и биологии на котором произошло знакомство с производством пластика. Затем ученики, используя Интернет-ресурсы, познакомились с производством пластиковой упаковки (пластиковых бутылок). Дети очень подробно изучили производство полиэтилентерефталата и изделий из него. Сравнивали различные виды тары (пластиковой и стеклянной), выявили преимущества и недостатки. На первый взгляд, пластиковая тара отличный упаковочный материал. Но количество пластиковой упаковки с каждым годом увеличивается не только в производстве, но и в отходах. В природу выбрасывается пластиковых изделий в качестве отходов, в количестве 260 млн.т. в год. Пластиковые отходы в качестве бытового мусора сильно загрязняют поверхность всей земли, реками и ручьями они выносятся в Мировой океан, образуя плавучие гигантские острова. Которые наносят значительный ущерб экосистемы Земли. Мы доказали, что химическая промышленность это не только авангардная отрасль производства, но и экологическое бедствие.

На основе проведенного интегрированного урока возникла идея, более подробно изучить влияние пластиковых отходов на экологию Земли и представить материал в виде проекта. Были созданы рабочие группы, участники которой показали результаты исследований в виде отчетов–презентаций.

Первая группа провела рейд по окрестностям нашего города. Ребята фотографировали места отдыха горожан. Среди обнаруженного мусора наибольшую часть составляли пластиковые бутылки. Затем они провели социальный опрос работников ЖКХ и жителей города. Отчет был представлен в форме видеорепортажа.

Вторая группа исследовала влияние пластиковых отходов на окружающую среду. Ребята представили материал о загрязнении суши и Мирового океана. Они показали, какую угрозу несут живым организмам пластиковые отходы (бутылки, пробки, одноразовые шприцы, пакеты и т д), которые являются причиной гибели морских и наземных животных. Знакомясь с материалом, они обнаружили, что природа сама активизировала эволюционные механизмы и начала «создавать» бактерии, которые «поедают» пластик.

Другая группа учащихся изучила возможность утилизации пластиковых отходов. Они познакомились с заводом по переработке пластиковых бутылок ООО «Ресурс», который находится на территории Пензенской области в поселке Чаадаевка, на предприятии которого перерабатывается 100 тонн бутылок в месяц. Это прекрасное сырье для производства тротуарной плитки, упаковочной ленты, мётел и фурнитуры к кухонным гарнитурам.

Отчет об исследованиях учащиеся по заданной теме представили в виде отчета, видеоматериала и презентаций на научно практической конференции учащихся своей школы.

Мы, ученики, новое поколение, хотим знать, что ждет нас в будущем.

Мы хотим предложить людям жить более рационально:

  • использовать только экологически чистый вид упаковочного материала;
  • чистые и безотходные производства;

Неблагоприятные для человечества изменения природной среды можно ликвидировать, используя современные достижения.

Если каждый из нас начнет заботиться о природе хотя бы на бытовом уровне, то мы сможем уменьшить негативное влияние на планету.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Планета в пластиковой упаковке» Конференция

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Преимущества пластиковой упаковки над другими видами упаковок Область использования пластиковой упаковки

Область использования пластиковой упаковки Ящики Ёмкости кубические Бочки и бидоны Канистры Бутыли и банки Куботейнеры Контейнеры Контейнеры для мусора Паллеты (поддоны) Вёдра и банки

стеклянная 1. Тяжелая 2. Прозрачна 3. Цвета - коричневый или зеленый 4. Бьется при транспортировке 5. Перерабатывается 6. Срок хранения продукции в таре – много лет

пластиковая 1. Весит около 28 г 2. Прозрачен 3. Привлекательный внешний вид 4. Окрашивается в различные цвета 5. Удобно держать в руках 6. Не бьется при транспортировке 7. Перерабатывается 8. Срок хранения продукции в таре – 2 недели по немецким стандартам, в России – до 3 месяцев. 9. На свету пропускает внутрь ультрафиолетовые лучи и кислород, а наружу – углекислоту.

А так ли полезно пользоваться пластиком Сегодня, когда мы пьем напитки из пластиковых бутылок, кофе из пластиковых стаканов, перекусываем на ходу из пластиковых тарелок пластиковыми же вилками. Когда вода в наши дома бежит по пластиковым трубам, а стены обклеены пластиковыми панелями, словом, когда «пластмассовый мир победил», резонно было бы задаться вопросом, а насколько безопасно это все?.. .

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МУСОР РЯДОМ С НАМИ Фотосессия с мест «отдыха» жителей города Кузнецк - 12

В нашем городке существует такая проблема, как неорганизованный выброс мусора. Мы не редко становимся свидетелями того, как мусор выбрасывается не в урны или специальные контейнеры, а прямо под ноги или в кусты. Предлагаем пройтись по местам отдыха наших горожан

Каждый человек выбрасывает в год около 400 кг бытовых отходов, которые содержат пищевые отходы – 40%, макулатуру – 15%, текстиль – 5%, древесину – 5%, бытовую технику – 0,5%, пластик – 20 %, металлолом – 3%, стекло – 3 %. И это только мусор, попавший на свалки. А сколько такого мусора выбрасывается в лесополосе, на обочинах дорог и других местах? Давайте посмотрим!

У Дома офицеров

За домом офицеров

Павильон «Сура»

Дорожка к стадиону

В лесочке за кафе «Улей»

По дороге в гаражи

На берегу живописного озера

За скамейкой на стадионе

Обращение к жителям: Да, возможно изменить тенденцию увеличения выброшенного мусора каждый отдельный житель городка не может. Но в наших силах перестать бросать мусор себе под ноги, загрязняя в первую очередь свой родной и любимый город Кузнецк -12.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Переработка пластиковых бутылок

В России ПЭТ-бутылка в массовом порядке не утилизируется. В 2008 году в поселке Чаадаевка, Пензенской области было создано ООО (открытое предприятие с ограниченной ответственностью) « Промупаковка » по переработке пластиковых бутылок.

Именно здесь использованные пластиковые бутылки превращаются из вторсырья в новый продукт.

Первоначально бутылки измельчают и моют. П роизводят флейк - пластиковые хлопья. Размельченные пластиковые бутылки химическим путем разлагаются на составные части.

1 Гранулы используют для изготовления упаковочной ленты. На предприятии перерабатывают 100 тонн бутылок в месяц и получают ежемесячно 70 тонн упаковочной ленты, то есть около 1 000 тонн продукции в год.

Ширина стандартной ленты - 12 мм, толщина - 1 мм. Ее прочность позволяет удерживать максимальный вес в 1 400 кг. Эта продукция реализуется в: Казани, Самаре, Воронеже, Тамбове, Саранске, Тольятти, Ульяновске, Волгограде, Сыктывкаре, Москве.

1 Примечательно, что пластмассовые крышки от бутылок используются для производства автомобильных шин, керамической плитки, в которой пластик используется как связующий материал вместо цемента. Именно такой плиткой выложены многие территории и тротуары г. Пензы и области. Выпускают и другие изделия хозяйственного использования.

1 ПЭТ- гранулят находит применение и в других областях промышленности. И з него получается неплохое сырье для текстильной промышленности, изготовления черепицы. Из вторичного ПЭТа, после добавки в него стекловолокна, производят абразивные круги для шлифования и полировки. Компания " Ford " отливает крышки моторов для грузовых автомобилей, а " Toyota " - панели, бамперы, двери для автомобилей из полимерных композиций, содержащих переработанный ПЭТ.

Все меньше окружающей природы, Все больше окружающей среды! Роберт Рождественский

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МИНИ-ПРОЕКТЫ ПО ТЕМЕ: «УТИЛИТЗАЦИЯ ПЛАСТИКОВОЙ ТАРЫ»

Шугуров Александр

Якупова Камила

Мальцева Юлия Архипов Михаил

Клыгин Антон Макаренко Кирилл

Мельников Даниил Голованова Алина

Карпушов Максим

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Л юбимый город- Кузнецк -12

Конференцию подготовили и провели: 1 . Казакова Мария 2.Сборщикова Виктория 3. Ерохин Владислав 4. Рыбальский Кирилл 5. Солянова Ксения 6. Тенчурина Виктория 7. Павлишина Полина 8. Карпушов Максим 9. Клыгин Антон 10. Учителя: Залетова О.М., Тришкина О.В., Панфилова Т.И.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Разработала: ученица 10 класса Солянова Ксения Проверила: учитель химии Залётова О.М.

Что такое пластмасса История пластмассы Отличие полимера от пластмассы и её производство Применение целлулоида Основа производства синтетических пластмасс Полимеризация Поликонденсация Виды пластмасс Основные методы обработки

Первая пластмасса была получена английским изобретателем Александром Парксом в 1855 году. Паркс назвал её паркезин (позднее- целлулоид). Развитие пластмасс началось с использования природных пластических материалов. Затем продолжилось с использованием химически модифицированных природных материалов

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Влияние современной упаковки на экологию Все меньше окружающей природы, Все больше окружающей среды! Роберт Рождественский

Специалисты из Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) утверждают, что различные токсины попадают в человеческий организм благодаря пластиковой посуде и упаковкам для различных продуктов питания. Стильная, красочная и оригинальная упаковка для любого товара является, своего рода, модной и эффектной брендовой одеждой, а также гарантией вложенных сил и затрат в производство продукции. Статистика доказывает тот факт, что грамотно оформленная продукция в качественной упаковке продается гораздо легче и дороже, чем аналогичный товар в «серой и безликой» упаковке, или вообще без нее.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о модернизации образования, цель которого-создание условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

Проблема поиска решения задач модернизации заключается в том, как практически осуществить переориентацию доминирующей образовательной парадигмы на современную, соответствующую требованиям ХХI века?

Одно из условий решения проблем – внедрение современных педагогических технологий, в том числе технологии проекта.

Технология проекта помогает преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивнее усваивать знания, научиться их анализировать, обобщать, интегрировать, сделать их более практико – ориентированными, что в конечном счете и преследует программа модернизации образования.

Проект обеспечивает тесную связь теории и практики. Для учителя это возможность реализовать теоретические знания через продуктивные педагогические технологии; для учеников – достижение такого уровня образованности, который обеспечит решение задач в различных сферах жизнедеятельности, используя теоретические знания.

Поэтапность реализации проекта позволяет четко поставить проблему, цели, задачи, способы их реализации; создать условия для индивидуальной и коллективной деятельности, для самостоятельной и групповой работы учащихся, создания ситуации успеха и сотрудничества. Учитель вместе с учениками ставит задачу проблемного характера и указывает конечную цель работы на каждом этапе, что требует от учеников изучения, осмысления способов решения задачи, составления плана действий и самостоятельного его выполнения.

Этапы реализации проекта

Название этапа

Время исполнения

Подготовительный

· Определение подтем исследования;

· Выделение предполагаемых направлений работ;

· Составление графика наблюдений;

· Разработка критериев оценки результатов выполнения проекта.

Сентябрь-октябрь

начальный

· Предварительное знакомство с методами наблюдения;

· Определение проблемы и задач исследования (использование метода «круглого стола»);

· Выдвижение гипотез и способов их решения;

· Обсуждение методов исследования (эксперимента, наблюдений, и т.д.);

· Распределение работы между частниками группового проекта;

· Начало работы по сбору информации.

Ноябрь-декабрь

основной

· Продолжение работы по сбору информации;

· Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта;

составление схемы исследования.

· Систематизация и анализ полученных данных;

· Обсуждение способов оформления конечных результатов;

Подведение итогов, оформление результатов

Январь- июль

заключительный

· Представление результатов выполненных проектов (доклад, модель, схема, график и т.п.)

· Презентация проекта

· Рефлексия

· Внесение коррективов в работу и оформление отчётов.

Сентябрь-декабрь

Школа работает по Базисному плану Республики Саха (Якутия) 2005 год, которые способствуют внедрению проектной деятельности, особенно в старших классах. Профильный курс по биологии включает учащихся 10 и 11 класса, поэтому работа над проектами ведётся в течении 2 лет. Первые 3 этапа подготовительной, начальной и основной реализуются в течении 10 класса; заключительный этап – 11 класс. Выбранные темы проектов актуальны, так как делается акцент на интересы учащихся, их окружение, экологию. Наиболее интересным является исследовательский монопредметный проект «Школа как экосистема», цель которого - выявить влияние окружающей среды на школу как экосистемы.

Перед учащимися стояли задачи:

1. Дать характеристику школе как экосистеме.

2. Определить источники «загрязнения» среды в школе и меры снижения их воздействия на человека.

3. Составить экологический паспорт школы.

В течении 2 лет ребята вели экспериментальную работу, вычисляя загрязнение атмосферы пылевыми частицами, делая приблизительный расчёт выхлопных газов от автомобилей, проезжающих на ближайшей от школы автостраде. Учащиеся отметили, что загрязнение атмосферы вокруг школы незначительное, но экологическую дискомфортность вызывают общепоселковая котельная и бытовой мусор.

В ходе работы был составлен экологический паспорт школы, где отмечается экологически чистая архитектурно-планировочная, визуальная шумовая среда, а также экологический дискомфорт в световой, температурной, электромагнитной среде.

В заключении ребята определили проблемы школы как экосистемы и пути их решения.

Проблемы школы как экосистемы и их решения

проблемы

решения

Загрязнения окружающей среды

1. Поддержание порядка на улицах.

2. Акции в защиту окружающей среды.

Экологическая привлекательность территории и визуальной школьной среды.

1. Конкурс на лучший проект внешнего и внутреннего вида школы.

2. Изменение ландшафтного дизайна, озеленение.

Температурный и световой дискомфорт

1. Улучшение температурного и светового режима.

2. Рациональное использование ресурсов (воды, электроэнергии, тепла).

Экологическая чистота деятельности человека

1. Здоровый образ жизни.

2. Экологическое воспитание школьников

Обобщение работы представлено на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» в 2006 году. Учащиеся награждены дипломами I степени.

«Профилистами» созданы такие интересные проекты как, «Квартира как экосистема», «Дизайн пришкольного участка», «Расстановка парт в классной комнате (психологическое пространство учащегося в классе)», «Мы в нашей школе. Рациональное питание – основа здоровья школьника».

Проект «От глобального к локальному» настолько увлёк учащихся, что над этой темой стали работать «профилисты» физики, информатики, литературы, предпрофильного обучения, и это вылилось в научно-практическую конференцию «Шаг в будущее», которая была проведена в школе с приглашением Администрации поселка Витим, депутатов поселкового совета. В результате данной экологической конференции были разработаны совместные определенные направления по улучшению санитарного состояния поселка.

Последние 2 года широко используется проектная деятельность на уроках валеологии – 9 класс. Работа над мини-проектами ведется в течении всего учебного года. В конце года (апрель-май) идет защита.

Темы проектов соответствуют основным темам программы, но обязательно привязываются к подростковому возрасту учащихся.

Если теоретическую часть ребята могут взять из разных источников информации, то исследовательскую работу они выполняют сами.

Работа над проектами вызывает интерес у учащихся, так как они изучают себя.

Группа учащихся, работая над проектом «Познай самого себя» из области хиромантии проводила исследования среди одноклассников, но вскоре добровольно подключились к эксперименту другие ребята и учителя школы. В результате проводимой работы получены интересные характеристики.

Вывод работы: мы никогда не сможем закончить исследования, относящиеся к области хиромантии. Ведь в конце концов, речь идет о теме, которая является неисчерпаемой, в которой ежедневно появляются новые вопросы, а в центре самое интересное существо, находящееся между небом и землей – человек.

Все проекты имеют практическую направленность, исходящую из фактически проведенных экспериментов. Например, «формирование правильной осанки», теоретическая часть закрепляется практическими работами.

1. Выявление нарушения осанки

Порядок работы .

1. Встаньте спиной к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы опирались на стену.

2. Попробуйте меду поясницей и стеной просунуть кулак.

3. Если это невозможно, просуньте туда ладонь.

Оценка результатов

В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если это имеет место, осанка нарушена. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь.

2. Сохранение правильной осанки при стоянии

Порядок работы .

1. Встаньте к стене.

2. Голову держите прямо, смотрите вперед (не поднимайте нос кверху и не выдвигайте подбородок).

3. Поднимите и слегка отведите плечи назад.

4. Втяните живот.

5. Таз продвиньте вперед. Щель между стеной и поясницей должна быть сужена до нормы. Проконтролируйте это рукой.

6. Отойдите от стены, сохраняя принятое положение. Запомните это положение и пытайтесь удерживать его в будущем. Дайте оценку своей осанке.

3. Сохранение правильной осанки в положении сидя и при ходьбе

Порядок работы .

1. Положите на голову хоккейную шайбу.

2. Попробуйте сесть на стул, пройтись по комнате.

3. Чтобы проконтролировать себя, проделайте следующее подойдите к шкафу или стене, обопритесь о них головой, лопатками и ягодицами. Теперь присядьте на корточки, скользя по опоре. Если шайба упадет, определите какую ошибку Вы совершили.

4. Определение наличия плоскостопия

Порядок работы .

1. Встаньте мокрыми, босыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обведите карандашом.

2. Измерьте ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах.

3. Измерьте ширину отпечатка стопы в её средней и пяточной частях.

4. Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части, разделите на число, означающее ширину её плюсневой части. Результат выразите в процентах. Если полученное процентное отношение не будет превышать 33%, нога нормальная, плоскостопия нет.

Признаки правильной осанки; признаки правильной посадки за столом; признаки правильной походки.

Такие исследовательские работы, как «Слуховой анализатор», «Чувство вкуса у человека»; «Глаз человека»; «Здоровье в школе»; «Экология человека» - расширяют знания учащихся, дают возможность заниматься самовоспитанием, уделять внимание своему здоровью

Исследовательские проекты – это одно из условий формирования качества личности, обеспечивающих решение познавательных коммуникативных, развивающих творческих задач.

Список используемой литературы

1. Величковский В.Г. Здоровье человека и окружающая среда. –М: Новая школа, 1997.

2. Делакур Ж.Б. Большой словарь характеров. –М: «Зевс», 1997.

3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М: Торговый дом «Гранд», 2001.

4. Фёдорова Л.И. Технологи обучения биологии в современной школе. –Якутск. Институт повышения квалификации работников образования, 2001.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Иванченко»

Гайского городского округа Оренбургской области

Пластиковая болезнь цивилизации

Исследовательский проект

Выполнил: Ломакин Владимир,

ученик 6 класса.

Руководитель: Ломова Оксана

Вячеславовна,

учитель биологии

С.Новониколаевка 2017

Оглавление

1.Введение …………………………………………………………3

1.1.Общие сведения о пластиковых отходах ……………………3

1.2. Проблема ……………………………………………………...3

1.2. Актуальность………………………………………………….3

1.3. Цель ……………………………………………………………4

1.4. Задачи………………………………………………………….4

2. Описание проектной работы и её результаты………………...5

…………………..5

……………6

2.3. Анализ состояния проблемы в с.Новониколаевка………….6

3.Практическая часть……………………………………………...7

4. ………………………………………9

5. Заключение……………………………………………………11

6.Список использованной литературы…………………………12

7.Приложение…………………………………………………….13

1.Введение

1.1.Общие сведения о пластиковых отходах

В современной цивилизации природа загрязняется промышленными выбросами, которые оказывают вредное действие на людей, животных, растения, почву. Загрязнение может быть химическим, биологическим и др. Большое влияние на природу оказывает деятельность человека. Часто эти изменения выражаются в неблагоприятной форме загрязнения. Так, например пластиковая бутылка неотъемлемый атрибут нашей жизни. Пластиковая тара очень удобна в использовании, дешёвая в производстве. За короткий период времени она стала наиболее востребованной емкостью. Одновременно увеличивается и количество мусорных свалок, на которые ежедневно отправляют использованные пластиковые бутылки. И её утилизация стала проблемой всего мира. Это накопление твердых бытовых отходов в наше время является одной из глобальных проблем человечества, которое несет в себе большую угрозу экологической катастрофы планеты.

1.2. Проблема

У нас в селе Новониколаевка улицы, дороги захламлены пластиковым мусором. От него очень трудно избавиться: закапывать нельзя, сжигать вредно для человека и природы. Эта проблема касается каждого жителя нашего села. Каждый житель может внести посильный вклад в её решение. Поэтому я поставил для себя проблему в противоречии между положительными свойствами пластиковых бутылок и её негативным влиянием на природу

1.3.Актуальность

42 года назад человечество изобрело пластиковую бутылку. Первые образцы весили 135 г (на 96% больше, чем сейчас). Сейчас она весит 69 граммов. В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок. Небольшой город каждый месяц выбрасывает около 20 тонн пластиковых бутылок. И с каждым годом отходы из пластиковых бутылок растут на 20%. Огромное количество мусора на улицах села заставило меня задуматься над вопросом: что несёт пластиковая бутылка человеку – пользу или вред?

1.4. Цель

1.Привлечь к оригинальному и доступному способу вторичного использования бутылок.

2.Улучшить экологическое состояние нашего села за счет уменьшения количества пластиковых отходов, которое можно достичь только при привлечении к проблеме жителей.

1.5.Задачи

1. Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок.

2. Способствовать возникновению желания изготавливать из пластиковых бутылок различные поделки, развивая фантазию и творческие способности людей.

3. Изучить химические свойства пластиковых бутылок.

4. Разработать способы борьбы с пластиковыми отходами.

5. Привлечь к проблеме жителей села.

Объект исследования : ненужные пластиковые бутылки.

Предмет исследования : возможность вторичного использования пластиковых бутылок.

Практическая значимость : привлечь бережно относиться к окружающей нас природе, придумать вторую жизнь пластиковым бутылкам.

Методы:

    изучение литературных и интернет источников;

    исследование;

    опрос;

    эксперимент.

2. Описание проектной работы и её результаты

2.1. История появления пластиковой бутылки

Бутылка - емкость для долговременного хранения жидкостей, высокий сосуд преимущественно цилиндрической формы и с узким горлом, удобным для закупоривания пробкой. Изготавливается преимущественно из стекла, часто тёмного, в последнее время распространены бутылки из полимерных материалов (обычно из полиэтилена). Реже встречаются бутылки из керамики, металла и других материалов.

2.2.Экологические проблемы пластиковых бутылок

Использованные бутылки являются большой экологической проблемой для окружающей среды, особенно если учесть, что время распада стеклянной бутылки занимает 1 миллион лет, а пластиковой от 500 до 1000 лет.

Скопления пластиковых бутылок на планете уже образуют настоящие плавающие материки в океанах. Этим угроза со стороны пластиковой тары для экологии Земли не ограничивается. На производство пластиковых бутылок в одних только США уходит около 18 миллионов баррелей нефти в год.

Периоды разложения продуктов промышленности (для сравнения):

бумага разлагается в земле в течение 1 месяца, банановая кожура – 6 месяцев, шерсть – 1 год, деревянные столбы – 4 года

бумажные чашки – 5 лет, крашеное дерево – 13 лет, консервная банка – 100 лет пластиковая бутылка – от 500 лет до 1000 лет, время распада стеклянной бутылки занимает 1 миллион лет

Люди уже устали от пластикового мусора, который они сами же и создают. Создание пластиковой упаковки решило множество проблем, но и породило не меньше. Мусор, который оставляли в местах отдыха наши отцы, уже давно превратился в пыль, а наши пластиковые бутылки увидят даже наши праправнуки, потому что они «вечные».

2.3. Анализ состояния проблемы в с.Новониколаевка

Не обошли стороной экологические проблемы и жителей нашего села. Пластиковые бутылки на обочинах дорог, возле магазинов и дворов, в окрестностях села. Что же можно сделать, чтобы уменьшить вредное воздействие использования человеком пластиковых бутылок на окружающую среду?



3. Практическая часть

    Практическое исследование

Цель наблюдения : выявить примерный объём товаров в пластиковой таре в торговых точках села, наличие освободившихся пластиковых бутылок на улицах.

ВЫВОД: в магазинах нашего села действительно продается много продуктов и товаров в пластиковой таре.

    Опрос семей учеников нашей школы

Я опросил учеников нашей школы:

    Покупаете ли вы продукты в пластиковой таре?

Ответили-да-93%, нет-7%

    Как Вы поступаете с бутылкой после использования?

    Эксперимент по влиянию химических реактивов на продукты производства

Продукт

Раствор серной кислоты

Щёлочь

Пластиковая

бутылка

Бумага

При помешивании рвётся на части

Слабо разрушается

Капрон(лента)

Начался процесс разложения

Остались мелкие частицы

Изменился но не сильно

Атлас (лента)

незначительные изменения

Незначительные изменения

Резина (шарик)


ВЫВОД: проведённый эксперимент доказывает, что пластиковая бутылка и резина не разрушаются под воздействием даже химических реактивов. Следовательно, при попадании в землю они не будут разлагаться, и перегнивать, а будут лишь захламлять почву. При сжигании пластиковых бутылок выделяется ядовитый дым, который загрязняет воздух и плохо влияет на здоровье человека.

    Вторая жизнь пластиковой бутылки

Многим людям эти факты не дают спокойно спать, и они придумывают весьма оригинальные способы использования бутылок в хозяйстве. Из бутылок делают скворечники, мышеловки, воронки и горшочки для рассады. Вешают на забор в качестве пугала от ворон, а также используют в качестве водонепроницаемых колпаков на верхушках столбов. В Казахстане из пластиковой бутылки делают рукомойники, а в Индонезии - стабилизаторы для придания устойчивости рыбацким лодкам. В Монголии их сжигают в качестве жертвоприношения духам. В странах третьего мира, где обычная европейская посуда и ёмкости редки, пластиковые ёмкости имеют существенный спрос. В Эфиопии использованные бутылки продаются прямо на рынках. В странах Африки из сплющенных полуторалитровых бутылок делают сандалии.

Бутылки с записками внутри использовались спасшимися мореплавателями для посылки сообщений о кораблекрушениях, в настоящее время такие бутылки используют учёные для исследования морских течений.

Собирание коллекций бутылок является одним из видов коллекционирования упаковки.

Я обнаружил много сайтов, на которых люди делятся своими изобретениями и поделками из бутылок. Например:

Бутылки – это экологичный солнечный нагреватель воды.

Китайский фермер расположил 66 бутылок на крыше своего дома, соединив их нехитрой системой из трубок. Вода в бутылках нагревается практически моментально и поступает в дом.

Горячей воды достаточно для принятия горячего душа трём членам семьи предприимчивого китайца. Изобретение настолько понравилось соседям, что они без промедления решили воспользоваться этой идеей.

Фантастическое пластиковое судно

Команда французских исследователей собирается проплыть под парусом от Сан-Франциско до Австралии (18000 км) на 18 метровом судне, полностью изготовленном из пластиковых бутылок (за исключением парусных мачт). На постройку яхты ушло 16000 двух литровых пластиковых бутылок, которые были заполнены сухим льдом (для придания твёрдости).

Миллион бутылок на постройку храма

Именно столько бутылок использовали, заботящиеся об окружающей среде буддийские монахи Таиланда, для постройки своего храма. При строительстве храма монахи использовали зелёные бутылки из-под пива Heineken и коричневые – из-под пива Chang. В храме даже туалеты и крематории сделаны из пустых бутылок.

Новый уникальный и экономичный способ застеклить теплицу на своем дачном участке придумал братчанин Виктор Швецов. В работе лишь подручные средства – ножницы, паяльник и... обычная пластиковая бутылка. Вот ещё примеры использование ненужных пластиковых бутылок






    Заключение

Экологическое состояние нашего села в опасности, но его можно улучшить за счет уменьшения количества пластикового мусора. Для этого нужно научиться правильно обращаться с ненужными пластиковыми отходами. Хочется, чтобы мой проект позволил сделать наше село хоть чуточку чище. Ведь пластиковым бутылкам, которые должны были отправиться в мусорную яму, можно подарить вторую жизнь. Я получил достаточные сведения по данной теме, изучая различные информационные источники и опытным путём. Изучил возможности вторичного использования пластиковых бутылок, провел необходимую работу по экологическому просвещению в школе.

«Организация проектной деятельности школьников» - Исследовательские проекты. Включение в образовательный процесс. Проектная деятельность. Великие люди России. Изучение теории. Традиции и быт казачества. Учебно-исследовательская деятельность. Шоколадные конфеты. Цель проектов. Примерные темы проектов. Семейная культура. Доминирующий в проекте вид деятельности.

«Проектная деятельность ФГОС» - Проектная деятельность является основной. Цель проектного обучения. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход. Как подобрать учебные проекты и исследования. Суть метода. ФГОС НОО второго поколения. Основные требования к использованию метода проектов. Возрастные психолого-физиологические особенности.

«Проектирование педагогической деятельности» - Действия подростка с несформированной коммуникативной грамотностью. Формирующее оценивание. Новое качество. Новый функционал. Экспертная оценка. Инструментарий для итоговой оценки. Информационная грамотность. Требования к инструментарию. Новое качество образования. Профессиональные ассоциации. Коммуникативная грамотность.

«Проектная технология на уроках» - Гидролиз солей. Ход урока. Готовимся к ЕГЭ. Исследовательские компетенции. Главное звено темы. Проектная технология. Вопросы для обсуждения. Название соли. Обсуждение результатов. Обязательные компоненты проекта. Учитель. Ключевые компетенции. Формы работы. Построение урока по проектной технологии. Растворы соды.

«Проектирование образовательной деятельности» - Задания. Цифры первого множителя. Мартовский день. Особенности предметных проверочных работ. Результат. Математика. Задачи Григория Остера. Математика и информатика. Реши на выбор одну из задач. Субъектное владение предметом. Задания на метапредметные умения. Мартовский предметный мониторинг. Подбери длины сторон.

«Проектная деятельность в образовании» - Итоговые формы проекта. Формулировка гипотезы. Персональный проект. Рекомендации к оформлению исследовательских работ. Исследовательские проекты. Информационные проекты. Алгоритм проектной деятельности. Ролевые, игровые проекты. Паспорт проектной работы. Идеи проектного обучения. Современная система образования.

Всего в теме 13 презентаций

Темы проектов и исследовательских работ по биологии.

5 класс:

Кедр - кормилец и целитель.

Листопад в жизни растений

Можжевельник.

Береза белая.

Фотоопределитель древесно-кустарниковых растений пришкольной территории.

Яблоня и яблоко

Янтарь - волшебные слезы деревьев

Влияние «живой» и «мертвой» воды на рост и развитие растений.

Влияние Луны на рост и развитие растений

Влияние музыки на растения.

Влияние музыки на рост и развитие растений

Влияние освещенности на рост и развитие растений.

Влияние питательных элементов на ростовые процессы растений.

Влияние почвы на рост и развитие растений.

Влияние различных биостимуляторов на всхожесть садовых растений.

Влияние серебряной воды на растения

Зелёное растение под снегом. Багульник.

Космическая роль зеленых растений.

Медоносные растения.

Растения в легендах и преданиях

Растения в мифологии

Растения - символы разных стран.

Растительный мир тайги.

Ядовитые растения.

Бактерии.

Дрожжевые грибы.

Плесневые грибы.

Ядовитые грибы.

Сибирские ягоды.

8 класс

Возможности и особенности человеческого глаза

Возрастные изменения динамики жизненной емкости легких.

Волос человека

Волосы - показатель здоровья и красоты человека.

Голубая кровь: миф или реальность?

Гормоны жизни.

Загадки полушарий головного мозга.

Изучение и расчет биологических ритмов

Исследование влияния межполушарной асимметрии головного мозга на способности и творческий потенциал учащихся.

Оптические системы глаза и их нарушения

Пищеварительная система и современное питание школьников

Совершенство человеческой руки

Сон человека

Старение человека и возможность бессмертия

Сердечно-сосудистые заболевания

Сердце и влияние на него химических препаратов.

Загадки памяти

Влияние памяти на успеваемость учащихся нашего класса.

Влияние табачного дыма на рост организма.

Влияние шума на организм человека.

Компьютер и здоровье школьника

Лечебное питание при различных патологиях

Оценка объема кратковременной памяти и работоспособности школьников старших классов по их индивидуальному суточному хронотипу.

Оценка состояния здоровья подростков

9-10 класс

Антибиотики, классификация

Вирус СПИД и человек - динамика борьбы.

Микробы - «друзья» или «враги»?

Микроэлементы - характеристика и биологическая роль.

Мир нанотехнологий - возможности применения в биологии и медицине.

Нарушение физико-химических свойств клетки при инфицировании организма вирусом ВИЧ.

Прионы - новые возбудители болезней.

Роль катализа в живых системах.

Создание экологического паспорта школы

Вредные и полезные мутации

Выявление причин отрицательно влияющих на генотип человека.

Искусственные органы - проблема и перспективы.

Клонирование животных. Проблемы и перспективы.

Методы генетических исследований человека.

Мигрирующий геном - что это такое?

Мутагены, канцерогены, аллергены, антимутагены.

Протеомика, геномика, метаболомика - новые направления в биологии.

Автомобиль - источник химического загрязнения атмосферы.

Анализ характера питания семьи.

Бытовая химия в нашем доме и альтернативные способы уборки.

Влияние проветривания и влажной уборки на состояние микрофлоры воздуха помещения

Влияние сотовой связи на организм человека

Влияние сотовых телефонов на семена и всхожесть растения овёс.

Все ли йогурты полезны?

ГМО: пища будущего или риск для здоровья?

Добавки, красители и консерванты в пищевых продуктах.

Домашняя пыль и ее влияние на организм человека.

Изучение влияния школьной мебели на состояние здоровья школьника.

Изучение влияния электрических и магнитных полей на рост и развитие цветковых растений.

Пестициды - необходимость или вред?

Утилизация отходов – проблема XXI века.

Что полезнее: фрукты или соки?

Экологический мониторинг условий обучения учащихся.

Поделиться