Исследование потенциала российского рынка логистики. Новые технологии логистики

Российский рынок грузоперевозок переживает сейчас непростые времена. Это заметно, фактически, во всех сегментах, включая и автомобильный. Ухудшение ситуации было очевидным еще в прошлом году. Такой вывод можно сделать исходя из снижения роста объемов грузоперевозок - с 2010 по 2013 год включительно рост был существенным. В 2015 году негативная тенденция обострилась, и то, что сейчас происходит на рынке в целом, можно назвать кризисом 10 .

В начале 2014 года эксперты предсказывали, что рост на рынке транспортно-логистических услуг составит 5-6 процентов. В реальности же вышло, что рост продолжается только в отдельных сегментах, и он гораздо скромнее тех цифр, которые прогнозировались. Так, по итогам первого полугодия рост объема автомобильных грузоперевозок составил только 0,2%. Для сравнения: за аналогичный период 2013 года показатель увеличился на 2,6%, а за январь-июнь 2012 года – примерно на 10%. Железнодорожные грузоперевозки выросли значительнее – где-то на 6%. Одним словом, ситуация для логистических операторов очень неоднозначная. Скажем так: рост пишем, кризис в уме.

По данным Минтранса, авиационный грузооборот в первой половине года сократился примерно на 6%. Притом, что мировой рынок пусть незначительно, но вырос – примерно на 3%. Такая динамика связана с рядом факторов, и прежде всего - нестабильностью на внутреннем рынке, сложной международной обстановкой, колебаниями курсов валют, негативной динамикой инвестиций, торговыми ограничениями. Все это сказывается на маржинальности бизнеса.

Пока нет статистических данных за первую текущего года, но в целом за 2015 ситуация принципиально не изменилась. Можно с уверенностью говорить о стагнации на рынке.

Рынок экспресс-доставки также негативно реагирует на ухудшение экономической ситуации, однако до существенных последствий пока не дошло. Конечно, роста на 15-20% в год, который показывал рынок в 2011-2013 г.г., сегодня нет. Но в целом динамика положительная. Главным драйвером здесь по-прежнему является интернет-торговля - этот сегмент в последние годы очень бурно развивался. По оценкам экспертов, онлайн-торговля уже составляет около 2% от общего объема оптово-розничного рынка. Логистическим операторам такая тенденция, безусловно, на руку. В целом это перспективное направление для бизнеса - если, конечно, государство не будет искусственно сдерживать развитие онлайн-торговли. А такие попытки в течение этого года предпринимались.

Возвращаясь к ситуации на рынке в целом, хотелось бы отметить, что на нем продолжается процесс реструктуризации, неэффективные компании уходят с рынка, усиливается конкуренция, в том числе со стороны «серых» перевозчиков 11 .

Следует подчеркнуть, что сегодняшние проблемы на российском рынке транспортно-логистических услуг обусловлены не только кризисными явлениями в экономике, которые лишь усугубляют системные недостатки. Сейчас в России уровень транспортно-логистических расходов для субъектов любой экономической деятельности, прежде всего - производственной, является одним из самых высоких в мире. Согласно различным оценкам, эти расходы доходят до 20% ВВП. Это примерно на четверть больше, чем в Китае, и почти втрое больше, чем в странах Европы.

Как было упомянуто ранее, Всемирный Банк полагает, что на сегодняшний день Россия находится на 90-м месте из 160 в рейтинге стран по уровню развития логистической системы. Соседствуют с Россией в этом рейтинге такие страны, как Уругвай и Шри-Ланка. Понятно, что по территории эти страны с Россией несопоставимы, и ситуация в нашей стране во многом обусловлена территориальным размахом. Однако такие немаленькие страны, как США, Канада, Австралия, Китай и даже Бразилия находятся в рейтинге значительно выше России.

Поэтому можно констатировать, что неэффективность транспортно-логистической системы является одним из основных факторов, сдерживающих экономический рост в России.

По некоторым данным, российские компании только на транспорт тратят в три раза больше, чем их европейские коллеги, но груз преодолевает одно и то же расстояние в несколько раз дольше.

Анализ состояния логистической отрасли в нашей стране свидетельствует о наличии существенных проблем и барьеров. Это, в частности:

– территория России, самая большая в мире и дальность доставки некоторых грузов исчисляется тысячами километров;

недостаток инвестиций (в том числе иностранных) в логистическую инфраструктуру;

– отсутствие сформированного рынка 3PL-провайдеров;

– недостаточный уровень квалификации персонала компаний в области логистики и управления цепями поставок;

– несовершенство законодательной и нормативной базы в области логистики;

– отсутствие достоверной и унифицированной статистической отчетности по логистике;

– нерациональное развитие систем распределения товаров и услуг (отсутствие продуманной стратегии развития систем распределения в промышленности и торговле, недостаток организованных товарных рынков на уровне крупного и среднего опта);

– слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций, электронных сетей, систем связи и телекоммуникаций;

– отсутствие практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам; высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта;

– низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства; недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции; слабый уровень механизации и автоматизации складских работ;

– недостаточное развитие промышленности по производству современной тары и упаковки и т. п.

По мнению экспертов, в логистической отрасли России наиболее важные сложности: законодательство и большие расстояния. Что касается первой, – проблема не в том, что Россия не имеет законов, а в том, что они по-разному интерпретируются.

Хотелось бы отдельно сказать о достаточно серьезной проблеме подготовки кадров в области логистики. Необходимо скорейшее внедрение логистического мышления в практику работы менеджеров высшего и среднего уровня, персонала различных предприятий и т. д. Необходимы интенсивная подготовка кадров по специальности «Логистика», переподготовка и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.

Важно подчеркнуть, что на развитие отечественного логистического рынка также влияет недоверие и страх новизны. Многие российские логисты до сих пор с недоверием относятся к инновационным информационным технологиям.

Кстати, до сих пор многие российские компании несут значительные потери, предпочитая осуществлять транспортировку и хранение грузов самостоятельно. В современных условиях ведения бизнеса данная бизнес-схема не всегда является оправданной с точки зрения эффективности. Иногда предприятию гораздо выгоднее не нести издержки на оплату труда водителей, экспедиторов, кладовщиков, грузчиков, охраны склада, техническое обслуживание машин, бензин, оснащение гаражей и складских помещения, и прочее, а пользоваться услугами профессиональных транспортно-экспедиционных компаний или отдавать осуществление своей логистической деятельности сторонней организации по договору аутсорсинга.

Корпоративные системы (Украина) №5/2008

Александр Усов, генеральный директор

Олег Локтев, заместитель генерального директора по консалтингу и сервису ant Technologies

Приводятся основные проблемы и тенденции сегодняшнего логистического рынка, а также тенденции в области ИТ-решений для этого рынка.

Основная тенденция сегодняшнего логистического рынка - возрастание интереса к консолидации и развитие стратегических партнерств в целях повышения эффективности логистики.

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА ЛОГИСТИКИ

Многие провайдеры логистических услуг говорят: «Мы хотим не просто оказывать услуги ответственного хранения, это малоинтересно. Наша задача - интегрироваться в нашего клиента, тем самым сделать так, чтобы наша деятельность по логистическому обслуживанию компании была для нее абсолютно прозрачной, а компания не чувствовала, что услуги оказываются внешним поставщиком».

Хочется также отметить тенденцию, которая на сегодняшний день на украинском рынке заметна даже больше, чем на российском, - когда компании-дистрибьюторы, накопив достаточный багаж знаний по управлению распределением и интенсивному сбыту большого количества товара, начинают думать о том, чтобы заняться коммерческой логистикой, предлагая свои услуги внешним компаниям, у которых есть схожие бизнес и ассортимент товаров.

С какими основными логистическими проблемами приходится сталкиваться? Здесь следует отметить неравномерность загрузки складских площадей, связанную с этим их низкую оборачиваемость, излишние или ограниченные страховые запасы, неточность сбора заказов, несвоевременность отгрузок, неэффективные процессы взаимодействия с поставщиками. Все это приводит к низкому уровню обслуживания клиентов и возникновению высоких логистических издержек. Применение современных информационных технологий является инструментом решения логистических задач.

Сегодня большинство компаний в цепочке Производство-Склад-Транспортировка выделяют склад как центральное звено.

Поэтому из всего спектра логистических ИТ-решений сегодня рынок в первую очередь выбирает (Warehouse Management System, WMS). Основная масса потребителей этих систем - это компании, предоставляющие широкий спектр услуг по ответственному хранению товара (3PL-операторы) и оптово-розничные предприятия. Для первых WMS-система является основой их деятельности, без нее невозможно на одном складе осуществлять эффективную обработку товара нескольких клиентов с различными требованиями, для вторых - также немаловажным инструментом бизнеса в связи со спецификой больших объемов отгрузок и мелкоштучной подборки.

ТЕНДЕНЦИИ НА РЫНКЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ИТ-РЕШЕНИЙ

Какие тенденции в области ИТ-решений можно отметить? Нижеперечисленные тенденции в большей степени относятся к российскому рынку. Безусловно, в Украине есть своя специфика, связанная с более ранним периодом зрелости рынка.

    Расширение «границ» склада - повышение интереса к смежным с WMS решениям: погрузки, управление контейнерами, управление доставкой, инструменты визуализации как средство принятия решений и оперативного мониторинга. Сегодня уже недостаточно, чтобы информационная система управляла только складом - логистика начинает выходить за пределы четырех стен. Некоторые заказчики начинают воспринимать средства графического отображения состояния склада уже как средства поддержки принятия решения, а не просто как инструмент мониторинга.

    Интерес к приложениям для анализа ключевых показателей эффективности (KPI). Компании, которые работают над вопросами оптимизации складских процессов, понимают, что нельзя улучшить то, что нельзя измерить.

    Появление на рынке систем прогнозирования и планирования восполнения запасов, призванных оптимизировать капитальные вложения в складские запасы или производство с одновременным достижением заданного уровня сервиса. Такие системы способны проанализировать весь сбыт, разделить его на классы, рассчитать прогнозы поступлений заказов и, используя полученные статистические данные и политику заказов, выделить ограничения, сформировать план восполнения запасов, наложить на него факторы риска, связанные с доставкой по ЖД и таможней. Грамотное прогнозирование сбыта и планирование восполнения потребностей позволяют компании увеличить свои конкурентные преимущества и укрепить свои позиции на рынке посредством достижения стратегического уровня сервиса (97-98 %), снижения стоимости страховых запасов, увеличения оборота склада, увеличения продаж и улучшения взаимоотношений с поставщиками

Некоторая статистика. На сегодняшний день, по нашим оценкам, рост российского рынка логистических ИТ-решений составляет около 40 % в год. Если посмотреть на объем сбыта систем управления складом в 2007 году, основное место занимают внедрения в сегменте провайдеров логистических услуг - 38 % продаж. Сегодня компания ant Technologies занимает лидирующие позиции в сегменте складов логистических операторов (около 28 % рынка). Систему Logistic Vision Suite, которую представляет ant Technologies на рынке, выбрали крупнейшие российские сетевые логистические операторы - Smart Logistic Group, Русская логистическая служба, ЮниТранс Логистик, Евросиб Терминал, ABX Logistics и другие.

Критерии выбора систем. Сегодня, в том числе и в Украине, вопрос цены решения имеет значение, но задают его уже после того, как оценят опыт, компетенции, ресурсы поставщика решения, далее - саму систему, широту ее функциональности и степень гибкости. Очень важный показатель - простота настройки системы, что непосредственно влияет на стоимость владения. Есть стоимость инвестиций (оборудования системы) и есть стоимость внесения изменений. Хорошо, если не нужно ежедневно бегать к интегратору, а можно вносить необходимые изменения самому.

В Москве, если компания арендует площадь склада больше 30 тыс. кв. м, то стоимость аренды составляет $160 за кв. м в год. Поэтому очень важно быстро найти клиентов, которых можно обслуживать. Но клиенты разные, у каждого своя специфика и свои требования к обработке товара: одному нужно управление по срокам годности, другому - учет серийных номеров и т. д. Понятна важность того, насколько быстро систему можно адаптировать, чтобы клиент подписал контракт и быстро заехал, а его смогли бы обслуживать, выставлять счета и т. п.

Многие уже осознали важность открытости, масштабируемости и современной архитектуры системы (бизнес развивается, и система не должна ограничивать его развитие), удобства эксплуатации, низкой стоимости владения, поддержки стандартов. И только последнее в этом перечне - стоимость проекта.

РЕШЕНИЯ ДЛЯ СКЛАДОВ

ant Technologies работает на рынке более пяти лет и фокусируется на логистических решениях. Системами управления складом мы начали заниматься в 2003 году, продвигая на российском рынке канадскую систему RadioBeaсon WMS (за два года было реализовано 11 проектов). В 2005 году было заключено партнерское соглашение с европейской компанией Mantis Informatics S. A., разработавшей продукт Logistic Vision Suite. В 2005 году он был локализован и адаптирован для российского рынка. Этот продукт развивается с 1996 года, ориентирован на крупные и средние предприятия, и обеспечивает все необходимое для построения цепочки поставок - управление складом, транспортом, планирование в цепи поставок.

Считается, что малый бизнес не готов платить за адаптацию систем и может работать так, как работает система. А вот крупный бизнес трудно подстроить под работу информационной системы, и, продвигая решения в крупный бизнес, нужно быть заранее готовым (и мы готовы) к тому, что решение должно легко адаптироваться согласно требованиям бизнеса, привычным правилам управления всей цепью поставок. Поэтому те решения, которые изначально проектируются для крупного бизнеса, имеют развитый механизм адаптации - изменения и включения дополнительных условий.

Система Logistic Vision Suite решает все складские задачи, и, в первую очередь, управления заказами (то есть то, ради чего склад организуется - какой товар и куда доставить). Обеспечивается также управление пространством, товаром, людскими ресурсами, техническими ресурсами, биллинговые операции - сколько какая операция стоит, сколько на нее затрачено, какой выставить счет и т. д. Это также одна из немногих систем, которая способна управлять одновременно и складом, и контейнерной площадкой.

Компания предлагает полный комплекс, который включает консалтинговые услуги, поставку и внедрение специализированного оборудования для штрихового кодирования (радиотерминалы, сканеры, принтеры для печати этикеток) и развертывания wi-fi сети. Мы считаем, что успех любого проекта - это вопрос передачи знаний, поэтому любой проект у нас включает не менее 20 дней обучения, причем не только ключевых специалистов, но и персонала склада. Для дистрибутора, склада при производстве или регионального центра розничной сети, внедрение проекта с полным обучением персонала занимает около 4-5 месяцев. Что касается провайдеров логистических услуг, то у нас есть достаточный опыт, когда мы за 2,5 месяца запускаем систему, обучаем персонал, помогаем настраивать первого клиента, второго и так далее, пока квалификация заказчика не позволит ему забрать эти полномочия.

Автоматизируя внутрискладские процессы, мы также предлагаем использовать технологии, повышающие производительность труда. Предположим, товары расставили по местам согласно указаниям системы - в соответствии с их свойствами и критериями. Дальше начинаем собирать заказ и сталкиваемся с тем, что работник 20 % времени тратит на собственно сбор, а остальное - на переход от ячейки к ячейке и выполнение сторонних операций. Как можно сократить это время?

Технология управления голосом (Pick-by-Voice). Все как на обычном складе, но система выдает указание не на экран терминала, а в наушник («возьми товар в ячейке 12»). Соответственно, подтверждение она также получает голосом - оператор, подходя к ячейке, называет контрольную сумму для этой ячейки (которая на ней висит), и система понимает, что человек дошел до нужного места, выдает следующее указание («возьми два») и дает следующее задание. При этом у оператора освобождаются руки и глаза - не нужно смотреть на экран, нажимать клавиши, переходить между пунктами меню. Такого рода возможности применимы на всем складе, но максимально эффективны при операциях сбора заказов. Причем могут учитываться и дополнительные параметры - ввод срока годности или даты производства. Можно подключить сканер для сканирования меток. По сравнению со стандартными процедурами повышение производительности при использовании данной технологии составляет порядка 20 %.

Технология световой индикации (Pick-to-Light). Эта технология также интересна, хотя имеет более узкий спектр применения - в основном на складах с очень высокой оборачиваемостью мелкого штучного товара. Вдоль полок вывешиваются световые индикаторы, на которых есть «моргающие» кнопки и цифровой дисплей. Заказ вводится в систему, оператор сканирует заказ и лампочки начинают мигать в тех местах, где необходимо взять товар, а на табло высвечивается - сколько требуется взять. При этом рабочую зону можно разделять на подзоны, в каждой из которых будет работать один оператор, то есть минимизируется перемещение человека по складу. Плюс обеспечивается резкое снижение требований к персоналу, что немаловажно. Такое решение подходит, например, и компаниям, занятым распространением прессы, которым требуется очень быстро сортировать большое количество газет и журналов.

НЕКОТОРЫЕ ПРОЕКТЫ 2007-2008

Домоцентр . В 2007 году мы автоматизировали складской комплекс крупной новосибирской компании, которая занимается дистрибуцией строительных материалов. Строительные материалы - это очень широкий ассортимент товаров, которым требуются разные технологии обработки и хранения. Сухие смеси хранятся согласно одним стратегиям, мелкие товары (краны, гайки, сантехника) - другим.

Вместе с заказчиком нам удалось выработать семь раздельных бизнес-процессов, которые объединяют товары по логистическим параметрам и позволяют обрабатывать их оптимальным образом.

Также был реализован многозвенный интерфейс обмена данных с ERP-системой, который позволяет в режиме онлайн отслеживать товарные остатки и прогресс выполнения заказов (это важно для многих мелких клиентов, которые ждут на месте выполнения заказа). Для них из WMS-системы выгружается информация о статусе заказа.

Основными целями заказчика явились увеличение доходности за счет снижения издержек и получение в ERP системе реальных данных по складу. Также важное требование - внедрение WMS без остановки операционной деятельности.

Внедрение заняло около полугода, запуск в промышленную эксплуатацию проводился постепенно. По требованию заказчика каждая из семи групп товаров запускалась последовательно, в это время заказы дробились на семь частей, часть заказов отбиралась вне системы, часть, возраставшая по ходу внедрения, - в WMS-системе. Дополнительная специфика - очень низкий уровень персонала (и компьютерная грамотность, и просто ответственность). Это сильно мешало внедрению, приходилось доучивать и переучивать людей, в чем мы получили сильную поддержку со стороны заказчика.

Сейчас Домоцентр запускает еще один крупный объект, в котором мы принимаем участие.

Русская логистическая служба (РЛС) - крупный сетевой логистический оператор, головной офис которого находится в Москве, а пять складов расположены по всей России (Хабаровск, Санкт-Петербург, Самара, Москва, Екатеринбург) и имеют централизованную систему управления. Несмотря на огромные расстояния и разницу во времени, компания предлагает комплексные услуги, когда клиент обслуживается на нескольких объектах (например, сеть «Эльдорадо»). Причем на каждом объекте своя специфика обработки, например, склад в Хабаровске работает как распределительный центр РЛС, московские склады - это фактически розничная доставка крупной бытовой техники.

Особенность проекта - сжатые сроки внедрения. Заказчик озвучил, что хочет получать прибыль с первого же дня, как только открылся. Необходимо было оперативно обрабатывать запросы на подключение клиентов, иногда они начинали заезжать на склад еще до того, как об этом узнают складские работники. По словам заказчика, система позволяет выбирать, кого они хотят обслуживать, а не искать клиента, процессы которого могут быть отражены в системе.

Здесь можно отметить три составляющие успеха: продукт, команда и методология внедрения с нашей стороны, компетенция - со стороны заказчика. Сотрудники РЛС понимают, как нужно делать коммерческую логистику. Их взвешенные и разумные подходы к логистике позволили сделать проект очень быстро и качественно. За год были запущены все пять складов (первым в Хабаровске). Причем, несмотря на некую начальную неуверенность, удалось за месяц «запустить» на склад трех крупных клиентов (Эльдорадо, Крафт Фудс Лебедянский (соки) и AmWay), причем на больших объемах.

В системе Logistics Vision Suite есть различные атрибуты и гибкие настройки (например, бизнес-процесс может быть «привязан» к собственнику товара). Фактически за год РЛС отдала нам на аутсорсинг все настройки системы, у заказчика не было ИТ-специалистов по WMS. Сейчас идет обучение специалистов для компании, которые смогут выполнять эти работы. Биллинг настраивается индивидуально для каждого клиента, в результате логистический оператор автоматически получает информацию в свою ERP-систему обо всех необходимых параметрах хранения и обработки товаров, что позволяет ему выставлять счета в любой момент за любой период - с учетом скидок.

ЕВРОСИБ - группа компаний с большими планами по мультимодальной логистике, совмещенные складские комплексы с контейнерной площадкой). Идея - обеспечить максимально быстрый транзит через Россию в сторону Юго-Восточной Азии и позволить обработать товар,находящийся в контейнере, на складе при контейнерной площадке.

Первый проект в Санкт-Петербурге, второй - в Новосибирске. Соответственно, требовалось централизованное управление обработкой грузов и контейнеров, характерное для мультимодальных терминалов.

Пришлось потратить много сил на кастомизацию и доработки системы для учета специфики российского контейнерного бизнеса. Он строится совершенно по-другому, чем в Европе и Америке, поэтому здесь мало смогли помочь даже иностранные консультанты. Тем не менее, мы смогли за довольно короткий срок описать все бизнес-процессы и в течение десяти месяцев получили первую версию контейнерной площадки, которая в данный момент успешно внедрена у заказчика.

Компания ABX Logistics - международная транспортная компания с большим числом филиалов (в том числе в Москве, Киеве, Минске). Был автоматизирован склад. До внедрения системы у заказчика работало 32 сотрудника, которые собирали порядка 30 заказов в день, работа склада (15 тыс.кв. м) шла круглосуточно, был достаточно высокий процент ошибок. После внедрения значительно снизился штат и зависимость от персонала - система автоматически осуществляла распределение заданий между работниками. Удалось перейти на двухсменный график работы и увеличить количество обрабатываемых заказов до 70.

Хенкель - внедрение на производственном складе сырья и готовой продукции. Требовалось организовать распределительный центр при производстве и интегрироваться с ERP-системой. Следует отметить специфику крупных компаний мирового уровня - их ERP-система фактически не подлежит никаким изменениям. Чтобы добавить поле информации или изменить интерфейс обмена - проходит год на различные согласования. Поэтому много бизнес-логики пришлось переместить в интерфейс обмена. Адаптивность нашей системы позволила интегрироваться без необходимости изменений интерфейса со стороны SAP.

Полностью автоматизированы складские бизнес-процессы - как по сырью, так и по готовой продукции. Специфика производства - учет номеров партий сроков годности. Также специфичны требования по отгрузке товаров. Предприятие занято производством промышленных клеев, и требования клиентов таковы, что заказы должны собираться со 100 % точностью. С этой целью созданы специальные «ребра жесткости» в бизнес-процессах, так что даже если люди очень захотят - им сложно будет собрать заказ неправильно.

Также в результате внедрения была повышена производительность, снижены производственные запасы сырья и зависимость от персонала, а главное - повысилось качество обслуживания клиентов.

В Украине мы закончили проект в компании «Логистик Плюс» . Склад рассматривается не только как центр затрат, но и как центр получения прибыли - обслуживаются «свои» дистрибуторские компании, а на оставшихся площадях предоставляются услуги ответственного хранения для внешних заказчиков. Первая очередь - 8 тыс. кв м (с 1 октября 2008г.), идет обучение и запуск в промышленную эксплуатацию. Вторая очередь - в следующем году.

В заключение стоит отметить: многие заказчики уже поняли, что на простом складе еще можно обойтись общецелевой ERP-системой, но на сложных складах (как только появляется интенсивный штучный или коробочный отбор, учет серийных номеров) - такие системы не смогут работать эффективно в силу своей идеологии.

В Logistic Vision Suite нет понятия документа, нет понятия периода. Точно также в учетных системах изначально нет в архитектуре тех специфических понятий, которые заложены в LVS. У нас есть заказчики с опытом решения своих складских задач при помощи ERP-систем, которые уже поняли, что в бизнесе есть области, где лучше применять профессиональные решения, ориентированные на конкретную область. Если бы соответствующие модули и подсистемы ERP были так хороши, WMS не было бы как класса.

Используя современную WMS-систему, компания сможет выполнять требования клиентов по быстрому восполнению запасов и минимизации стоимости обработки грузов. Для повышения оборачиваемости товарных запасов и сокращения затрат на обработку товаропотока могут использоваться сквозные операции логистики, такие как кросс-докинг. Модернизация бизнес-процессов складской логистики позволит повысить коэффициент использования емкости хранилищ и оптимизировать использование персонала, снижая таким образом затраты. Встроенные web-сервисы позволят клиентам самим размещать заказы на отгрузку и сократить тем самым затраты на обработку входящих документов.

Российский логистический рынок уже около десятка лет является привлекательным для иностранных компаний. Игроки, пришедшие из-за рубежа, не только становятся полноправными участниками всех рыночных процессов, но и прочно занимают лидирующие позиции в России. У компании Itella есть глобальная стратегия, в соответствии с которой Россия - один из приоритетных рынков, так как он обладает хорошим потенциалом для развития и роста.

Логистика — клиентоориентированный бизнес, который должен развиваться для клиентов и вместе с клиентами. Компания Itella всегда прислушивается к потребностям своих клиентов, прежде чем сделать очередной шаг в бизнесе. Например, логистический оператор идет с клиентами в регионы, где есть спрос, который снова оживился после кризиса 2008-2009 годов. В 2012-2013 годах запросы логистических услуг росли в основном в региональном направлении. Itella в России была готова реализовать их за счет хорошего географического покрытия собственными складами и наличия точек входа в страну через все базовые порты России (Новороссийск, Санкт- Петербург, Владивосток), а не только через западную границу.

В целом, необходимо констатировать, что в России уровень развития логистики находится на средней отметке. В европейском логистическом пространстве, где рынок уже сложился и давно поделен между основными игроками, борьба в основном идет за цену, так как набор предоставляемых услуг и их уровень качества уже определен. В России же рынок логистики все еще чрезвычайно подвижен, подвержен частым изменениям и колебаниям, здесь нередки события, меняющие вектор развития, например, частые экономические кризисы, поэтому отрасль развивается не линейно, а по спирали.

Российские логистические компании и их клиентов бросает то в борьбу за мировой уровень качества операций и инноваций, что, понятно, стоит немалых денег, то в борьбу за самую низкую цену, когда качество и долгосрочные отношения начинают уходить на второй план. Все это происходит в зависимости от ситуации на рынке. Но оба аспекта важны, и здесь приходится искать равновесие, идти на компромиссы, чтобы сбалансировать кратко- и среднесрочные цели. Особенно это заметно в транспортной логистике, в то время как рынок складских услуг более состоявшийся, хотя и там колебания очень заметны.

Логистический аутсорсинг

В России на сегодняшний день велик процент компаний, самостоятельно организующих логистические процессы, в том числе работу на своих складах. В то время как в Европе и тем более в Америке ситуация противоположная — компании предпочитают сотрудничать с внешними провайдерами логистических услуг.

Согласно последним исследованиям международных и российских аналитических групп, доля логистического аутсорсинга в России оценивается всего в 20%. При этом в развитых странах Запада значение этого показателя достигает 40-50%. В России передача логистических услуг на аутсорсинг в основном ограничивается входящей и исходящей транспортной логистикой, тогда как во всем мире данная услуга затрагивает не только внешние сегменты деятельности предпри- ятий, но и управление запасами и цепочками поставок продукции в целом.

Многие российские клиенты по-прежне- му предпочитают осуществлять и курировать логистические процессы самостоятельно, силами своих логистических служб, а не пе- редавать их на исполнение логистическому провайдеру. Если же говорить о тех клиентах, которые отдают логистику на аутсорсинг, в России его доля выше в транспортных услугах и ниже для 3PL- и 4PL-сервисов. Хотя картина постепенно меняется, и российские предприятия реального сектора экономики учатся правильно считать затраты на логистику и все чаще прибегают к услугам профессионалов, экономя деньги и время. Еще не так давно, в 1990-е годы, у каждого предприятия был свой автопарк, даже небольшие компании имели у себя в штате водителей на «Газелях», решавших все вопросы с транспортной логис- тикой. Сейчас таких явлений намного меньше — доля аутсорсинга транспортной логистики достаточно высока.

На мой взгляд, одним из новых направ- лений развития станут логистические услуги для современного ритейла, где еще очень высок потенциал для оптимизации на растущем рынке электронной коммерции. Несмотря на отсутствие роста ВВП, рынок Интернет-торговли продолжает расширяться. Растет и логистика для этого сектора. Определенным потенциалом обладают страны Таможенного союза, где по-прежнему имеются возможности для развития и, соответственно, поле для работы логистических провайдеров. Перспективным направлением для логистических операторов и, в частности, для нашей компании является рынок экспресс-доставки. Несмотря на то что на этом рынке сейчас наблюдается определенное замедление, у него высокая доходность, и он по-прежнему остается привлекательным.

Игроки рынка складской логистики

Если рассуждать о рынке контрактной логистики, я бы охарактеризовал его как относительно состоявшийся. Здесь достаточно четко определен список основных игроков — это международные логистические провайдеры и крупнейшие российские игроки, пережившие кризис 2008 года. Если говорить о ведущих игроках, то одним из них, безусловно, является наша компания — Itella. Также крупным игроком и, соответственно, одним из наших основных конкурентов на этом рынке, являет- ся компания FM Logistic, которая сопоставима с нашей и по объемам бизнеса, и по показателям выручки. Мы в зависимости от региона занимаем от 20 до 50% рынка складской ло- гистики. Все остальные игроки — компании среднего и небольшого размера.

Мы оцениваем игроков рынка складской логистики и, соответственно, наших конкурентов по количеству складских площадей и сегментам, в которых они работают. В Itella мы выделили 6 основных сегментов, индустрий рынка, на которые мы обращаем основное внимание как в складской логистике, так и в транспорте. И, разумеется, мы анализируем своих конкурентов, развивающихся в этих же направлениях.

Именно эти 6 направлений, на наш взгляд, продолжат активно развиваться в России. Это такие индустрии, как фармацевтика, сегменты «одежда и обувь», «автозапчасти», «электроника и бытовая техника», FMCG и индустрия так называемых DIY («Do It Yourself»)1 ритейл- магазинов. Несмотря на наметившийся экономический спад, эти сегменты не останавлива- ются в росте, а значит, если мы хотим идти в ногу с тенденциями рынка, нам следует разрабатывать те направления, которые продолжат свое развитие в России.

Портрет клиента логистического оператора

Говоря о современном портрете клиента логистического оператора в России, попробую назвать его основные черты. Наш клиент — скорее и чаще иностранная компания, а не российская. В первую очередь это связано с тем, что крупные международные компании в большей степени готовы к аутсорсингу логистических функций и знают, как с ним работать. Зарубежные игроки давно осознали, что для бизнеса выгоднее ситуация, когда каждый занимается своим делом, а не раздувает штаты собственных отделов логистики. Понятно, что людей нужно набирать, обучать, удерживать, развивать, обувать и одевать, и на это работает целая армия сотрудников. Проще найти профессионального партнера, договориться с ним о правилах работы, о по- казателях по качеству и цене и интегрировать его в свою ИТ-инфраструктуру. Это резко снижает количество персонала и повышает гибкость, так как снижаются фиксированные затраты, и фокус смещается на развитие ос- новного бизнеса и отношений с собственными клиентами.

Хотя среди российских компаний по-прежнему сохраняется тенденция делать все самостоятельно, очень многие из них уже начали отдавать транспортные услуги на аутсорсинг. Постепенно складывается понимание того, что иметь собственный автопарк неразумно — гораздо выгоднее найти надежного партнера. Но в складской логистике такого понимания пока нет.

В целом портрет нашего идеального клиента таков: это либо компания, имеющая большой объем перевозок от завода-изготовителя, расположенного за пределами России, либо российский производитель, осуществляющий дистрибуцию по территории всей нашей страны. Во втором случае отсутствуют импортная составляющая и услуги по таможенному оформлению, но имеется большой объем работы по транспортировке и хранению. Ценен каждый клиент, но логистических провайдеров особенно интересуют нуждающиеся в организации полноценной цепочки поставок.

Работа для ритейла — важнейшее направление нашего бизнеса

30% российского рынка — это сети: продуктовые («Пятерочка», «Магнит» и т.д.) и непродуктовые («М.Видео», «Эльдорадо» и т.д.), а также компании, поставляющие свою продукцию в эти сети. На ритейл приходится значительная часть российской экономики, и очевидно, что мы все работаем над удовлетворением его потребностей. Задумайтесь: любой товар, лежащий на полке в магазине, прошел через склады и транспорт. И большинство товаров, имеющихся у вас дома, прошли, вероятно, через наши склады (это и утюги, и телевизоры, и игровые приставки, и мобильные телефоны, и зубная паста, и мебель, и многое другое, даже сигареты и алкоголь). Сейчас работа с ритейлом и для ритейла — важнейшее направление нашего бизнеса.

Компанию Itella в России интересует также обслуживание крупных производств, когда нам передается часть внутренней логистики на аутсорсинг. Это очень перспективное направление, и оно во многом отличается от нашего стандартного бизнеса. Мы имеем успешный опыт такой работы в Санкт-Петербурге на одной из крупных табачных фабрик.

Складская инфраструктура

Перейдем к описанию складской инфраструктуры. На сегодняшний день уровень ее развития можно охарактеризовать как достаточный. В 2013 году процент вакантных площадей в Московской области был незначителен — около 1,5%. Но сейчас тенденция изменилась: введено и заложено много новых площадей, поэтому на рынке появилось много свободных складских пространств — почти 3%, в настоящее время не составляет труда найти склад практически любого размера. Поэтому арендные ставки начали падать.

На мой взгляд, для крупных международных логистических компаний идеальный вариант склада — build-to-suit. Это означает, что здание изначально строится с учетом требований конкретного клиента, и можно сразу учесть все его нужды (к примеру, специальные условия по пожарной безопасности, увеличенная зона экспедиции, конфигурация и этажность мезонинов). Но чаще всего 3PL- провайдеры предпочитают арендовать стандартный блок в здании класса А.

Сейчас происходит бурное развитие регионов, в частности Санкт-Петербурга и юга России — покупательская способность там растет. Наша компания имеет несколько крупных логистических центров в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Самаре, Владивостоке и Екатеринбурге. Пока этого достаточно для удовлетворения спроса со стороны наших клиентов. Но есть и новые проекты по развитию в ряде регионов, которые могут быть запущены уже в следую- щем году.

Критерии отбора для складских пространств обычно таковы: инфраструктура (электричество, коммунальные сети, связь и пр.), транспортная доступность (крупные трассы, развязки и вылетные шоссе), наличие потенциальной рабочей силы с возможностью добраться до склада и организовать подвоз; важно также, чтобы рядом были другие склады и технопарки. В частности нас весьма интересует область вокруг будущей ЦКАД.

Что касается общей ситуации на рынке собственных и арендованных складов логистических операторов, сложившейся сегодня в Московской области, то порядка 30% складских площадей арендуется логистическими операторами и 70% сдаются в прямую аренду непосредственно компаниям. На российском рынке немало компаний, которые самостоятельно организуют логистические процессы. Они-то как раз и стремятся к схеме прямой аренды.

Но у каждого логистического оператора имеются свои представления о правильном соотношении собственных и арендованных складов. Мы в Itella предпочитаем взвешен- ный подход — сбалансированное соответствие между своими и арендованными складами. По состоянию на III квартал 2014 года в Itella доли распределены примерно поровну.

Партнеры и поставщики услуг логистических операторов

У крупных логистических провайдеров, конечно, есть партнеры, вместе с которыми они организуют логистические процессы. Мы сотрудничаем с лизинговыми компаниями, ко- торые помогают подбирать персонал в пиковые периоды загрузки складских сотрудников, а также пользуемся услугами транспортных партнеров. Что касается складских операций, мы не допускаем посторонние компании для работы на наших площадках.

В компании Itella сложная система отбора и утверждения поставщиков. К сожалению, в России все еще велика вероятность завязать сотрудничество с недобросовестным контрагентом, поэтому мы очень осторожно и взвешенно подходим к выбору партнеров.

В частности наша компания предъявляет высокие требования к состоянию автопарка. Мы учитываем год выпуска транспортных средств, проверяем водителей, перевозящих наши грузы, смотрим, давно ли компания существует на рынке, как платит налоги, застрахована ли ее ответственность перевозчика и экспедитора и т.д. Каждый поставщик проходит серьезный отбор. Это могут быть как российские, так и западные компании; мы пользуемся также услугами иностранных поставщиков из Европы и Азии. Наши подрядчики должны соответствовать этическому кодексу ведения бизнеса. Все партнеры выбираются на тендерной основе, контакты постоянно анализируются, пересматриваются на соответствие требованиям.

О санкциях и будущем рынка

Сейчас во всем мире широко обсуждается тема санкций, и обойтись без нее в статье невозможно. Несмотря на сложную внешнеполитическую ситуацию, Itella планирует и далее развивать российский бизнес. Россия является одним из приоритетных направлений Itella Group на ближайшие годы, и мы не собираемся менять приоритеты. Itella по-прежнему усматривает в стране потенциал, представляющий колоссальные возможности для роста и развития. Основные наши клиенты не попали под вступающие в силу санкции. Мы, в частности, не работаем со скоропортящейся продукцией.

Впрочем, некоторое замедление экономического роста в результате экономических санкций, несомненно, снизит товарооборот между Россией и европейскими странами, а также внутри страны. В свою очередь, это может привести к росту конкуренции логистических провайдеров в борьбе за клиентов. Но на больших компаниях это вряд ли отразится, поскольку они, работая с крупными клиентами, нацелены на улучшение сервиса и разработку новых логистических решений, позволяющих оптимизировать бизнес-процессы компаний.

Наша компания продолжит оказывать услуги в сфере логистики и электронной коммерции, развивать новые и перспективные, на наш взгляд, направления (температурное хранение, кросс-докинг и сборные грузы, обслуживание электронной торговли).

Многие сейчас говорят о резком сокращении иностранных инвестиций в российское пространство, но нельзя забывать и о том, что большое количество инвестиций уже сделано. Многие компании уже построили заводы, вло- жились в автоматизацию производств, и едва ли они бросят свои начинания. То, что уже вложено, никуда не денется, поэтому развитие логистического рынка будет продолжаться — силами иностранных и крупных российских операторов.

Мы следим за развитием ситуации, и, хотя на сегодняшний день вопрос об экономических санкциях по-прежнему актуален, надеемся, что ситуация на Украине и внешнеторговые отношения России и зарубежных стран стабилизируются, и наш рынок снова будет развиваться бурными темпами.

Николай Воинов, www.logistika-prim.ru

Современное общество – общество потребления, в котором на перовом месте стоят интересы покупателей. Поэтому в текущих условиях рынка компаниям необходимо ориентироваться на потребности потребителей, а не на свои интересы. Для описания сложившейся рыночной ситуации существует специальный, часто используемый в профессиональной литературе, термин «consumerdrivenmarket» – рынок, драйвером которого является потребитель. Работа на таком рынке подразумевает максимальное удовлетворение запросов и потребностей покупателей, которое невозможно без обеспечения достойного качества производимой продукции и предлагаемых услуг. Немаловажным также является ценовой фактор, то есть стоимость товаров/услуг, напрямую зависящая от возникающих в процессе производства и реализации издержек, снижение которых возможно только при использовании различных логистических методов на протяжении всего цикла движения товаров/услуг.

Становление логистики

Зарождение логистики в России уходит в далёкое прошлое. На первых этапах становления наука применялась в военной сфере, позднее перейдя в экономическую сферу. Так, истории известен факт, согласно которому военный теоретик Жомини написал книгу по логистике. Впоследствии её изучал сам Александр II. В те времена под логистикой понималась тактика управления войсками в разрезе дислокации военных подразделений, снабжения и армейского транспортного обслуживания.

Во времена СССР, в начале II Мировой войны был реализован грандиозный логистический проект по демонтажу и переносу огромного числа предприятий вглубь страны.

К сожалению, развитие логистики в стране до 90-ых годов шло медленно. Логистическая деятельность (например, сбыт и транспортная логистика в России ) долгое время недооценивались, а сфера производства всегда была на шаг впереди сферы обращения товаров. Результатом этого являлись медленная доставка товаров до пункта назначения и низкое качество обслуживания потребителей.

Необходимость в применении методов логистики появилась в переходный период. Но в то время помимо недооценки важности самой логистики существовали и другие тормозящие её развитие факторы, в числе которых:

  • экономическая и социальная нестабильность;
  • неудовлетворительная отраслевая инфраструктура (необорудованные склады, плохие дороги).
Тем не менее, определённые предпосылки к становлению логистики всё-таки имелись. В ВУЗах на экономических факультетах преподавались дисциплины, связанные с логистикой, осуществлялись научно-технические разработки, в том числе в области управления транспортировкой товаров. Однако не было понимания важности и необходимости повсеместного внедрения логистической практики. Возможно, именно поэтому для большей части российских предпринимателей, управленцев и инженерно-технических работников её идеи являются принципиально новыми даже сегодня.

Безусловно, в наши дни многие осознали, что без использования логистики прибыльным бизнес быть не может. Поэтому бизнесменов всё чаще интересуют принципы логистики, в ВУЗах начали готовить специалистов в данной области, а компании всё чаще нуждаются в кадрах с логистическим образованием. Создаются даже специальные компании, оказывающие логистические услуги, объём которых неуклонно растёт.

И хотя недавний мировой экономический кризис приостановил развитие логистики в России, серьёзные логистические компании остались на плаву. В данный момент ситуация стабилизируется. Увеличивается объём логистических услуг, передаваемых на аутсорсинг, который, как ожидается, будет в дальнейшем только возрастать.

Трудности развития логистики

Очевидно, что в нашей стране логистика развивается не столь быстрыми темпами, как в Европе или США. Если не углубляться в подробности экономического анализа, можно выделить трудности, усугубляющие вышеупомянутые проблемы логистики в России и оказывающие влияние на её успешное и динамичное развитие:
  • нестабильная общеэкономическая ситуация;
  • социальная напряжённость определённых слоёв общества;
  • отставание экономики страны от общемировой;
  • отставание инфраструктуры и транспорта (неудовлетворительное состояние дорог);
  • низкий уровень развития технологической, а также производственно-технической баз;
  • недооценка структуры обращения;
  • недостаточный уровень развития промышленности по производству упаковки, тары и т.п.
Вышеупомянутые трудности – это лишь частные случаи, главным тормозом выступает отсутствие таких бизнес-проектов, в которых было бы чётко прописано распределение функций каждого подразделения компании. Отсутствие чёткого разграничения должностных обязанностей приводит к тому, что один человек может выполнять разные виды работ, что может вылиться, например, в сговор снабженцев с поставщиками и их контрагента – заказчика.

Светлое будущее или закат развития?

В будущем уровень конкуренции и рыночная активность будут возрастать, а запросы клиентов станут более высокими. Как следствие, предприятиям придётся искать новые способы снижения затрат. Осознавая огромный вклад логистики в повышение рентабельности бизнеса, владельцам компаний всё чаще придётся обращаться специалистам в области логистики. Это свидетельствует о наличии хороших перспектив логистики в России.

Кроме того, для успешного развития логистики в стране есть определённые предпосылки:

  • технологические;
  • научно-теоретические.
Первые имеют отношение к развитию и внедрению систем управления материальными потоками. Речь идёт о появлении внутрипроизводственных систем и систем автоматизирования процессов. Раньше такими системами были Госснаб, Госстрой, Госкомнефтепродукт, Госагропром, но в начале 90-ых их упразднили.

Вторая группа предпосылок связана с подготовкой специалистов-логистов.

2018-05-22T05:07:18+00:00

Логистические компании вплотную подошли к решению проблемы последнего километра. Пока что весь мир равняется на гигантов отрасли – Amazon, Walmart и Target. Но у региональных ритейлеров и грузоперевозчиков есть преимущество в мобильности и скорости адаптации новых технологий. Ведь самое умное решение для идеальной доставки пока еще не придумано.

На западных рынках клиенты диктуют свои условия ритейлерам: если компания не может обеспечить доставку товаров в течение двух дней или даже суток, покупатели, скорее всего, перейдут к конкуренту. Ситуация оказывает серьезное давление на торговые площадки, заставляя искать оптимальные решения проблемы последней мили. Сделать это без внедрения новых технологий практически невозможно.

В 2015 году в логистические стартапы было вложено порядка 1,2 млн. долларов (в четыре раза больше, чем в 2014 году). В 2016 году, только за первый квартал, сумма инвестиций увеличилась до 1,75 миллиардов. Причем венчурные капиталисты предпочитают вкладываться не в новые автономные транспортные средства, а в технологии сбора и анализа информации, позволяющие проводить операции по обработке заказов и отправке товаров быстрее.

Дрон, который не смог

Пару лет назад именно на дронов возлагали все надежды по решению проблемы последнего километра в логистике. Первую подобную доставку осуществила американская компания Domino в ноябре 2016 года, отправив пиццу за 25 км к порогу клиента. Примерно в это же время тестовые полеты осуществляла Amazon. Но, судя по всему, дальше всех в этом вопросе удалось продвинуться китайской Alibaba.

Сегодня все не так однозначно. В зачаточном состоянии находится законодательство в сфере регулирования полетов дронов. Недавний случай с неудачей первого дрона-доставщика от «Почты России» показал, что в этом направлении еще предстоит много работы. Лиха беда начало.

Стартапы, развивающие доставку через автономные транспортные средства, роботы-грузовики, тоже пока остаются локальными историями. Крупные торговые сети в плане масштабирования подобных технологий сталкиваются с серьезными трудностями.

Равнение на Amazon

Вот уже почти 10 лет основные мировые тренды в логистике задает битва двух гигантов – Amazon и Walmart. Судя по цифрам, пока выигрывает Amazon: в 2017 году компания доставила 5 миллиардов посылок, на 4 миллиарда больше, чем в 2016 году.

Walmart пошла по пути строительства сети локальных складов, которые расположены не дальше 10 км в густонаселенных районах США, где проживает до 90% населения. Amazon в начале года объявила о создании собственного сервиса доставки (с приложением наподобие Uber) и постепенном отказе от услуг сторонних перевозчиков с целью сократить издержки и повысить скорость операций.

Собственная служба доставки – вариант, который подходит не только крупным игрокам. Например, некоторые небольшие поставщики продуктов питания в Москве идут по этому пути, поскольку только так они могут гарантировать качество сервиса, повысить свою узнаваемость в глазах потребителей.

Умная аналитика

Покупатель поколения Z готов платить за товар на 30%, если он будет доставлен в день заказа, утверждает аналитическое агентство McKinsey&Company. Один из вариантов решения этой задачи – строительство локальных складов в крупных городах. Та же Amazon создала в 2017 году 58 новых хабов на территории США.

Но, даже если компания может себе позволить такую сеть, держать максимальный ассортимент продукции на местах – не всегда выгодно. Возникает проблема управления складскими запасами, сокращения издержек на содержание и обслуживание складов.

В подобной ситуации без умной аналитики в виде продвинутой ERP-системы не обойтись. Необходимо не просто просчитывать спрос по отдельным категориям товаров, но и уметь грамотно его прогнозировать. Для этих целей существуют системы работы с Big Data.

Помимо автоматизации управления процессами, никуда не делся тренд на роботизацию в логистике. Снова приходится признать, что китайские компании в этом вопросе на пару шагов опережают весь остальной мир. Умный склад Alibaba в местечке Хучжоу практически полностью отдан на откуп роботам. Они сортируют товары, управляются через wi-fi, могут поворачиваться на 360º и с помощью специальных сенсоров обходить любые препятствия на пути, то есть работать автономно.

Интернет вещей: сенсоры, датчики, трекинговые системы

Если вы уже устали слушать про наступление эры интернета вещей, можете пропустить этот параграф. 2018 год снова будет посвящен обсуждению этого направления, предсказаниям, слухам, новым возможностям применения этой технологии в логистике и других отраслях.

Сегодня критерии выбора со стороны клиентов не ограничиваются только соображениями выгоды. Бренды не просто стремятся сделать доставку более эффективной, но и постоянно работают над повышением прозрачности логистических цепочек.

Невозможность компании предоставить полную информацию по вопросам безопасности доставки и дать оперативный ответ о причинах задержек может серьезно навредить репутации и затормозить развитие бизнеса на годы вперед.

Трекинговые системы на основе RFID, GPS делают доставку автоматизированной и более эффективной. Сенсоры, наподобие представленного в прошлом году радара от BlackBarry , позволяют отслеживать всю цепочку поставок. Клиенты вовремя получают всю необходимую информацию через оповещения по SMS, а ритейлеры имеют на руках данные, помогающие принимать взвешенные решения по изменению маршрутов и вопросам складирования.

В случае с перевозкой лекарственных препаратов, замороженной еды или напитков заказчики хотят быть уверенными, что транспортная компания соблюдает правильный температурный режим. Поэтому многие поставщики уже снабжают такие товары дополнительной упаковкой, сенсорами и датчиками для мониторинга.

Наследство Мундиаля

Мы привыкли думать, что неудовлетворительное состояние дорог, скорость и безопасность железнодорожных перевозок – это исключительно российская проблема. На самом деле, транспортная инфраструктура устаревает и приходит в негодность по всему миру. Не случайно одной из приоритетных задач, к примеру, администрации Трампа в 2017 году было обозначено наращивание инвестиций в инфраструктуру. В 2018 году совокупный объем вложений в это направление составит в США 21,2 млрд. долларов (из них 12,3 – в дорожное и транспортное строительство).

В России по программе «Развитие транспортной системы» в 2018-2021 годах на эти цели планируют потратить 7,75 трлн. рублей. Безусловно, такое внимание к дорожной сети обусловлено не в последнюю очередь проведением в стране Чемпионата мира по футболу. Но Мундиаль пройдет, а дороги, высокоскоростные магистрали, новые терминалы в аэропортах и прочие полезные вещи останутся.

Поделиться