Будут ли проверять малый бизнес в. Опять каникулы: почему решили продлить мораторий на проверки бизнеса

(No Ratings Yet)

Государство контролирует все процессы происходящие внутри него. Не является исключением и бизнес сфера. Любая предпринимательская деятельность подчинена строгим правилам ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности. Периодически, налоговыми органами проводятся различные типы проверок налогоплательщиков. В данном тексте вы узнаете основные правила проведения различных видов проверок, а также самые важные нюансы моратория на налоговые проверки 2017-2018 годов.

Предприниматели, в процессе своей деятельности, неизбежно взаимодействуют с государственными контролирующими органами. Зачастую, это взаимодействие происходит в результате осуществления каких-либо проверок на соответствие деятельности предпринимателя действующим законодательным нормам. Федеральная налоговая служба уполномочена осуществлять различные проверки предпринимательской деятельности, с целью контроля и надзора за ее законностью и правильностью осуществления. В данной статье вы найдете всю необходимую информацию по налоговым проверкам, а также узнаете нюансы моратория на налоговые проверки в 2017-2019 годах.

Налоговая проверка – что это?

Налоговый орган наделен правом проведения налоговой проверки. Это закреплено п. 2 ст. 31 (далее – НК РФ), а регуляция данного процесса осуществляется 14 главой НК РФ «Налоговый контроль».

Исходя из норм п. 1 ст. 82 НК РФ можно сформировать определение понятия «налоговая проверка» – форма налогового контроля, которая осуществляется должностными лицами уполномоченных органов строго в рамках определенной компетенции, в отношении налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, осуществляющих деятельность с применением норм законодательства о налогах и сборах.

Любая налоговая проверка осуществляется с целью контроля за правильностью исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов.

Процесс проверки представляет собой сравнение фактических данных предпринимательской деятельности, которые получаются во время осуществления налогового контроля, с данными которые были поданы в виде налоговых деклараций во время сдачи отчетности.

В зависимости от вида налоговой проверки, изменяется объем полномочий должностных лиц налоговых органов во время ее проведения, а также объем ограничений на некоторые процессуальные действия, например: доступ на объекты предприятия, выемка документов, инвентаризация, истребование документов и так далее.

Виды налоговых проверок

В соответствии со ст. 87 НК РФ, существует 2 вида налоговых проверок:

  • Камеральные налоговые проверки;
  • Выездные налоговые проверки.

Статья 88 НК РФ регламентирует проведение камеральной налоговой проверки . Исходя из ее норм, можно дать определение понятию «камеральная налоговая проверка» – проверка, осуществляемая по месту нахождения соответствующего органа ФНС, используя данные налоговых деклараций и документов, которые были предоставлены налогоплательщиком, а также иных данных о налогоплательщике, имеющихся у налогового органа.

Для проведения проверки такого вида, специальное решение руководителя налогового органа не требуется. Камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев с момента предоставления налоговой декларации налогоплательщиком.

Если декларация предоставлена не была, то налоговые органы вправе провести камеральную проверку используя имеющиеся у них данные о налогоплательщике, а также данные о других налогоплательщиках имеющих аналогичные показатели. В этом случае, проверка проводится в течение 3 месяцев с момента истечения срока предоставления декларации. Если камеральная проверка уже началась, но в ее процессе была предоставлена налоговая декларация, то данная проверка прекращается и начинается новая, которая основана на данных предоставленной декларации. Все данные, которые были получены в ходе первичной камеральной проверки, могут быть использованы в новой камеральной проверке.

Обо всех ошибках и противоречиях в данных, которые были выявлены в ходе проверки, сообщается налогоплательщику. В течении 5 дней с момента получения налогоплательщиком сообщения от налоговых органов, он должен предоставить пояснения или сделать соответствующие исправления.

Ст. 89 НК РФ регламентирует проведение выездной налоговой проверки . Для проведения такой проверки необходимо специальное решение руководителя (его заместителя) налогового органа. Выездная проверка происходит на территории налогоплательщика.

Если налогоплательщик не может предоставить место для проведения проверки, то она осуществляется по месту нахождения налогового органа.

В решении о проведении выездной проверки содержатся следующие сведения:

  • Наименование налогоплательщика (полное и сокращенное, либо ФИО);
  • Налоги, в отношении которых осуществляется проверка правильности исчисления и уплаты (по одному налогоплательщику могут проверяться сразу несколько налогов) – предмет проверки;
  • Периоды деятельности налогоплательщика, за которые будет осуществлена проверка;
  • ФИО и должности сотрудников налогового органа, ответственных за проведение проверки.

Выездная налоговая проверка, может затронуть период не более трех календарных лет, предшествующих году, в котором было издано решение о ее проведении.

По одному и тому же предмету проверки, за один и тот же период, налоговые органы не могут провести более 1 проверки (кроме случаев вынесения решения о проведении повторной выездной проверке). Один налогоплательщик, за один календарный год не может быть проверен более 2 раз посредством выездной проверки. Исключением является вынесение специально уполномоченным органом, решения о проведении дополнительных проверок. Для этого нужны веские основания.

Такой вид проверки не может длиться более 2-х месяцев, но может быть продлен в определенных случаях от 4 до 6 месяцев. Срок проверки исчисляется с момента вынесения соответствующего решения и заканчивается днем составления справки о проверке.

13 июля 2016 года был принят закон, который направлен на значительное упрощение деятельности некоторых предпринимателей и юридических лиц, путем освобождения их от проведения плановых проверок на период с 2016 до 2019 года.

Мораторий на проверки 2017-2019

Судя по заявлениям официальных лиц государства, решение о введении данного моратория было принято для снижения давления на определенные предпринимательские сферы и их стимуляцию в условиях геополитического и экономического кризиса.

От 13.07.2015 года были внесены изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года №294-ФЗ (далее – закон 294 ФЗ).

В частности, в закон 294 ФЗ была добавлена статья 26.1, которая определяет, что на протяжении 3-х лет (2017, 2019 и 2019 годы) от плановых проверок освобождаются ИП и юридические лица, относящиеся к субъектам малого предпринимательства. Кроме ИП и юридических лиц, занимающихся видами деятельности, которые указаны в ч. 9 ст. 9 закона 294 ФЗ (деятельность в сферах: образования, здравоохранения, теплоснабжения, социальной, энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности), а также лиц указанных в ч. 6 ст. 26.1 закона 294 ФЗ.

ИП и юридические лица, попадающие под действие моратория, могут быть включены в план проверок в следующих случаях:

  • Если, ранее, для них было вынесено постановление, предусматривающее административное наказание за грубое нарушение законодательства РФ, и оно вступило в силу, либо административное наказание предусматривающее дисквалификацию или приостановление деятельности;
  • Если в их отношении было принято решение об аннулировании или приостановлении лицензии на основании результатов проверки, с окончания которой прошло менее 3-х лет.

К «арсеналу» методов оценки налоговыми органами налогоплательщиков был добавлен риск-ориентированный подход, который начнет применяться с 1 января 2019 года. Однако Правительство РФ может устанавливать отдельные виды контроля, в которых уже заложен нововведенный подход и до 1 января 2019 года.

Риск-ориентированный подход предполагает определение зависимости между частотой проведения мероприятий контроля (проверок и т.д.) и законодательных нарушений в деятельности ИП и юридических лиц, а также потенциальной возможности совершения нарушений и несоблюдение обязательных требований.

Чем выше будет установленный уровень риска для того или иного налогоплательщика – тем чаще он будет подвергаться проверкам. Соответственно, чем ниже уровень риска – тем реже будут проверки и контрольные мероприятия. Отсюда следует вывод – любой налогоплательщик должен стремиться к минимизации уровней риска.

Несмотря на явный положительный акцент внесенных изменений, некоторые эксперты опасаются, что органы осуществляющие определение уровня риска, могут использовать это право в собственных интересах, таким образом, ущемляя права «избранных» налогоплательщиков. Что будет на самом деле, покажет время, и результаты интеграции системы риск-ориентированного подхода.

От каких проверок освободили малый бизнес

*Данный материал старше трёх лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

От каких проверок освободили малый бизнес

С 1 января 2016 года начнут действовать «надзорные каникулы». Малые компании освободят от большинства плановых проверок на три года.

Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик.

Не работает

Главное в статье

  • Малый бизнес освободят от большинства плановых проверок. И так будет три года подряд. Правда, это не коснется проверок, которые проводят налоговики и фонды.
  • Если чиновники по ошибке включат компанию в план проверок, надо подать заявление и документы, которые подтвердят освобождение.
  • Внеплановые проверки будут проводить, как и раньше. На них новые правила не распространяются.

Каких проверок не будет

С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки в отношении малого бизнеса проводить не будут. Однако запрет касается только тех проверок, которые регулирует Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...». Их проводят трудовые инспекции, санэпидемстанции, органы Роспотребнадзора.

Чтобы воспользоваться льготой, хозяйству не придется собирать документы и обращаться в инстанции. Составляя план проверок, чиновники сами исключат из него компанию малого бизнеса.

Что делать, если вас случайно включили в проверочный план

А если организацию по ошибке все же включили в план? Тогда нужно подать заявление. К нему следует приложить документ, подтверждающий незаконность проверки. Достаточно справки, в которой указаны данные о составе участников компании, годовой выручке и численности сотрудников. Ее должен подписать руководитель предприятия. Заявление и справку направьте в тот орган, который решил проверить вашу компанию. Например, для проверок в сфере рекламы это предусматривает письмо ФАС России от 12 августа 2015 г. № АК/41908/15.

На кого не распространяется освобождение

Проверок не избежать компаниям, которые раньше уже серьезно нарушали закон. И потому есть основание проконтролировать их еще раз.

Организацию проверят, если есть постановление о назначении наказания за грубое нарушение правил. Либо о дисквалификации, приостановке деятельности. Или когда лицензию компании аннулировали или приостановили.

Когда компания относится к малому бизнесу

К малому бизнесу относят компании, которые подходят под следующие критерии (ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»). Первое – доля участия РФ, субъекта или муниципального образования, общественных и религиозных организаций, фондов не превышает 25 процентов. А доля иностранных компаний или юрлиц, которые не являются малыми или средними предприятиями, – 49 процентов. Второе – средняя численность сотрудников за предшествующий год до 100 человек. Третье – выручка от реализации без учета НДС или балансовая стоимость активов не превышает 800 млн руб.

Основание – часть 2 статьи 26.1 Закона № 294-ФЗ. Важное условие: проверка, по результатам которой приняли такие постановления или решения, завершилась в последние три года.

Замечу, что назначаемая проверка по тематике должна совпадать с той, во время которой выявили нарушение. Скажем, недочеты нашел Роспотребнадзор. Трудинспекция на этом основании не может включать компанию малого бизнеса в свой план проверок.

Какие проверки останутся

Внеплановые проверки никто не отменял. Их проводят по заявлениям и жалобам граждан. Либо когда у госоргана есть информация, что компания нарушает закон и это может угрожать жизни и здоровью граждан, безопасности государства. По сути, поводом для проверки может служить любое обращение потребителя, сотрудника компании. Или информация, поступившая из иных источников. Обратите внимание: некоторые плановые проверки останутся в силе. Это проверки налоговой инспекции и фондов. А также, к примеру, валютный или экологический надзор.

Важно запомнить!

Экологический надзор проводят в компаниях, которые эксплуатируют объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду I или II категории.

Что ждать компаниям после 2018 года

Суть «надзорных каникул» – избавить от излишней бюрократии те сферы бизнеса, в которых риск опасных последствий «безнадзорности» не велик. Риск-ориентированный подход, который ввели законодатели, состоит в следующем. Государство отнесет компанию к определенной группе риска или классу опасности. Критерии для этого определит правительство. И уже для каждой группы/класса разработают условия, определят частоту, интенсивность проверок и иных контрольных мероприятий.

Изменения с 2016 года – лишь первый шаг к риск-ориентированному подходу. В полной мере его начнут применять именно с 2018 года.

налоговые проверки, регистрация и реорганизация, регистрация фирм, юридические консультации

Мораторий на проверки малого бизнеса начал действовать первого января 2016 года, а закончится тридцать первого декабря 2018 года. Учитывая, что недавно была пройдена средина отведенного срока, то пора рассмотреть этот закон, особенности его реализации, и то, насколько теория совпадает с практикой.

Общая информация

Как было сказано ранее, закон о моратории проверок малого бизнеса работает в период времени с первого января 2016 по тридцать первое декабря 2018. Что он даёт? Законом вводится запрет на осуществление плановых проверок юрлиц, которые отнесены к представителям малого бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей. Это было сделано с целью создания благоприятных условий для развития небольших экономических субъектов. Но всё же это неполноценная защита. Так, исключение сделано для радиационного, экологического и пожарного надзора, а также в сфере обеспечения государственной тайны и при использовании атомной энергии. Поэтому трехлетний мораторий на проверку малого бизнеса не в полной мере почувствовали те субъекты, что занимаются потенциально опасной деятельностью.

Законодательная база

Что нужно делать, если есть желание ознакомиться с оригиналом? В таком случае можно прочитать федеральный закон под номером N 294-ФЗ от двадцать шестого декабря две тысячи восьмого года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Это конкретная часть. Но опирается она в плане теории на четвертую статью федерального закона под номером N 209-ФЗ от двадцать четвертого июля две тысячи седьмого года "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". Далее в статье будет приведена краткое описание понятным «человеческим» языком о его действии.

Что же в законе написано?

Первоначально давайте обратим внимание на срок. Мораторий на малого бизнеса действует во временном диапазоне с первого января 2016 по тридцать первое декабря 2018. И это закреплено на законодательном уровне, а не является распоряжением правительства, президента или кого-то ещё. Об этом говорится в статье 26.1 N 294-ФЗ этого документа. Следует отметить ещё раз, что запрет не является абсолютным. Так, он не распространяется на внеплановые проверки. Об этом идёт речь в статьях 10 и 26.1 N 294-ФЗ. Внеплановые проверки могут быть проведены без ограничений. От чего он защищает, ясно указывается в частях два и три статьи девять закона N 294-ФЗ. Также существуют определённые ограничения в базе действия. Так, если проверка не подчиняется требованию этого же закона под номером N 294-ФЗ, то она тоже может быть проведена без какого-то ограничения. Со всем списком можно ознакомиться в частях 3 и 3.1 первой статьи. Если кратко, то интерес здесь представляет федеральный закон под номером N 144-ФЗ от двенадцатого августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности". Не остановит закон и государственных служащих, что ориентируются УПК Российской Федерации. Иными словами - налоговые, полицейские, прокурорские, таможенные, страховые, валютные, банковские проверки будут продолжаться. Кроме них, ещё стоит упомянуть о соблюдении законодательства относительно а также при распространении информации или же при её хранении.

Где ещё мораторий не защитит?

Общий интерес представляют подпункты от первого и по восьмой шестой части статьи 26.1 в законе N 294-ФЗ. Как уже ранее писалось в статье (хоть и кратко), не отменены проверки пожарных инспекторов и Госгортехнадзора для производственных объектов, которые относятся к 1 или 2-му классу опасности. Кроме этого, следят за теми, кто имеет доступ к государственной тайне. Не освобождены от лицензионных проверок управляющие организации, что занимаются обеспечением проживания в многоквартирных домах. Не вздохнули и аудиторские компании, ведь внешний контроль над их деятельностью и качеством работы тоже не отменили. Мораторий на проверки малого бизнеса в России не отменён также в сферах образования, здравоохранения, электроэнергетики, теплоснабжения, энергетической эффективности, энергосбережения и относительно субъектов социальной направленности. Об этом говорится в девятой и первой частях соответственно статей 9 и 26.1. Несмотря на то что основные моменты прописаны в законе, определённое влияние оказывает и постановление, выданное правительством Российской Федерации N 944 от двадцать третьего ноября 2009 года. Почему так? Дело в том, что в законе N 294-ФЗ существует довольно много расплывчатых формулировок, поэтому и было принято решение о постановлении N 944.

Ещё меньше защиты

Мораторий на проверки малого бизнеса не действует также в случае соответствия субъекта экономической деятельности целому набору условий. Часть из них, следует признать, являются вполне адекватными и необходимыми. В иных же случаях возникает определённая доля сомнений в плане возможности возникновения манипуляции. Так, не приходится говорить про мораторий на проверки малого бизнеса в случаях, если было выявлено за последние 3 года деятельности такие нарушения, что привели к дисквалификации или приостановке деятельности субъекта экономической деятельности за грубые нарушения. Также должно вступить в свою законную силу решение об аннулировании лицензии или же о назначении административного наказания. И пока этого всего нет, вопрос остается в Данные требования находятся во второй части девятой статьи закона N 294-ФЗ.

Важный момент

Когда формировался план (или будет), то он должен быть подан в прокуратуру не позднее первого сентября текущего года. И со следующего он уже будет действовать. Такое требование предусматривается постановлением правительства РФ N 489 от тридцатого июня 2010 года. Хотя иные ведомства рекомендуют обращаться к ним ещё раньше. Так, в методических рекомендациях, утверждённых Рострудом под номером N 455 от двадцать восьмого октября 2010 года, говорится о том, что вся документация должна быть готова до первого июля. Это сделано с целью обеспечения своевременного реагирования на все запросы. Хотя следует не забывать, что это не требование, а рекомендация.

Изменение реальности

Увы, мораторий на налоговые проверки малого бизнеса не распространяется. И здесь ничего исправить нельзя. Но что, если предприниматель или организация считают, что они подпадают под действие закона, тогда как относительно их уже запланирована проверка? В таком случае изменить реальность вполне под силу. Что же для этого нужно сделать? Первоначально пишется заявление, где просят исключить проверку из ежегодного плана. В нём указывается, что текущее положение дел нарушает статью 26.1 N 294-ФЗ. Все требования и рекомендации к заявлению можно найти в постановлении N 1268 правительства РФ от двадцать шестого ноября 2015 года. В нём имеется перечень документации, которую необходимо подготовить для утверждения положительного решения. Но что делать, если плановая проверка буквально сейчас начнётся? В таком случае необходимо предоставить собранную для заявления документацию и указать на тот факт, что отсутствует нужда в проверке. И если до этого не было административных нарушений или же данных о них, то этот процесс будет прекращен. В этом случае составляют специальный акт, который предусмотрен пятой частью статьи 26.1 рассматриваемого N 294-ФЗ. Если проверка всё же была проведена, то можно подать апелляцию и признать её недействительной. В этом случае на помощь придут первая и седьмая части статей 20 и 26.1 соответственно.

Заблуждения

Иногда можно услышать неверную информацию, которая является или сознательным обманом, или же желанием видеть то, чего нет, но хочется. Так, можно встретить упоминание о том, что был введён мораторий на проверку малого и среднего бизнеса. Это неверно. Хотя подобные предложения и звучали, когда закон только обговаривался, но в конечном результате под его действие попали малые предприятия и индивидуальные предприниматели. Также, как уже рассматривалось, он не даёт 100% неприкосновенности со стороны государственных чиновников. Ещё раз хочется сконцентрировать внимание на том, что мораторий направлен только на плановые проверки. Если же к соответствующим органам обратится заинтересованное лицо, избежать общения с государством в лице его представителей не получится. Таким, например, может выступить гражданин, у которого после питания в кафе заболел живот.

Зачем вводился этот закон?

Мораторий на плановые проверки малого бизнеса направлен на улучшение экономической ситуации в стране и обеспечение деятельности субъектов экономической деятельности. Подразумевается, что он даст возможность предпринимателям развиваться, а не тратить время на бумажки. Насколько эта цель будет выполнена, можно будет судить только после завершения льготного периода. Сейчас же ограничимся Наибольшую пользу от рассмотренного закона получили те предприниматели, которые выбрали белую модель работы и не совершают правонарушений. И это хорошо, ведь они и были главной целью осуществляемого мероприятия.

Заключение

Несмотря на такой довольно неплохой закон, всё ещё есть много работы. Сейчас Российская Федерация переживает не самые лёгкие времена. Поэтому необходимо сконцентрироваться на создании собственной устойчивой экономики. У РФ уже успел закончиться один крупный резервный денежный фонд, ещё два на исходе. И всё активней стоят вопросы о том, что мы будем делать после их истощения. В таком случае можно будет полагаться только на себя. И во главе поезда, который вытянет нас всех, станут предприниматели - люди, которые не боятся брать на себя ответственность и действовать. Нам же следует озаботиться тем, чтобы честные и умелые оказались в самых благоприятных условиях. Для этого важно не мешать им действовать. И став богатыми, они сделают такими же и других людей, что окружают их. Нужно только запастись терпением.

В последние годы в России на уровне властных структур начали поддерживать бизнес, особенно малый и средний. Одной из беспрецедентных мер такой поддержки стало введение моратория на проведение проверок в отношении этой категории предпринимательского сообщества. Запрет на контрольные мероприятия введен с начала 2016 года и продлится вплоть до 2019 года. Есть предпосылки к тому, чтобы продлить его еще на четыре года.

Также хорошей новостью для бизнеса стало применение рискоориентированного подхода при проведении аудита - когда глубина анализа, а значит и размер санкций, зависят от того, к какой категории опасности относится предприятие. Сами бизнесмены оценили это нововведение позитивно. Но все ли так просто? На кого конкретно распространяются эти «каникулы»? По какому принципу проводятся проверки малого бизнеса в 2018 году? Что делать, если налоговики, несмотря на запрет, нагрянули с проверкой?

Главное условие действия мониторинга - предприятие должно относиться к категории малых или средних. По каким критериям это можно определить?

  • Для средних предприятий (заработок за год до 2 млрд. рублей и число работающих сотрудников - порядка 250 человек);
  • Для малых компаний (выручка за год - до 800 млн. рублей, до сотни работников);
  • Для микрофирм (выручка до 120 млн. рублей и штат сотрудников - не больше 15 человек).
Предпринимателям с такими условиями (которые, кстати, являются основанием для включения в единый реестр юрлиц, что также дает определенные преимущества) можно еще на полтора года расслабиться - федеральным законодательством они освобождаются от проверок. Существует также перечень предприятий, которым такой подарок не достался - они входят в список исключений.
  • Фирмы, работающие в медицине, образовании и «социалке».
  • Управляющие компании многоэтажек;
  • Организации в сфере энергоснабжения и электроэнергетики;
  • Аудиторские конторы;
  • Компании, за которыми в последние три года были замечены серьезные нарушения закона.

Какие проверки отменяет мораторий

Владельцам бизнеса стоит понимать, что введение моратория не означает, что налоговики в течение его действия вообще не заинтересуются фирмой. Отменяются только плановые проверки - и выездные, и документальные. В стандартном режиме проведут:
  • Внеплановую проверку на основании поступившей жалобы или после возникновения в компании аварии или ЧС;
  • Проверку на предмет соблюдения налогового законодательства;
  • Прокурорские, страховые, таможенные, валютные контрольные мероприятия;
  • Проверки в отношении объектов первых двух классов опасности (пожарной, экологической и т.д).

Как заявить о правах на действие моратория?

Нередки ситуации, когда предприниматель уверен, что его фирма имеет все критерии, чтобы в ее отношении не проводилась проверка, но мораторий на нее по какой-то причине не распространяется и компания включена в план проверок. Причин такого развития ситуации две: либо произошла досадная ошибка, либо налоговики просто хотят воспользоваться возможной неосведомленностью предпринимателя. В любом случае бизнесмен не должен бездействовать. Что нужно предпринять?

Направить в структуру, которая занималась утверждением плана аудита, заявление с требованием исключить предприятие из него. Обоснованием такой просьбы должен стать пакет документов, в который войдут:

В случае если аудит уже стартовал, владелец бизнеса имеет полное право предъявить инспектору требования о его прекращении, обосновав это документами, подтверждающими принадлежность его фирмы к категории малого и среднего бизнеса (список документов - тот же, что и в первом пункте). При этом, даже если за время аудита налоговик выявил какие-либо нарушения, никаких санкций за это предпринимателю не грозит - вынесенное инспектором решение признается недействительным.

Мораторий действует уже полтора года, и промежуточные экспертные отзывы о нем исключительно позитивные. Такие «каникулы» позволяют во много раз снизить административное давление на бизнес-сообщество, исключить бюрократические препоны и дать возможность развиваться, не боясь необоснованных санкций со стороны заинтересованных структур. Именно эти факты стали основанием для разговоров о продлении срока действия моратория до 2022 года.

Верховная Рада приняла во втором чтении депутатский закон о моратории на проведение государственных плановых проверок малого и среднего бизнеса до 31 декабря 2017 года.

За принятие законопроекта №3153 «Об особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» во втором чтении и в целом проголосовали 235 народных депутатов при необходимом минимуме в 226 голосов.

Глава Комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк, докладывая по законопроекту, отметил, что принятие документа позволит снизить давление на предпринимателей со стороны контролирующих органов.

При этом он подчеркнул, что в период действия моратория могут проходить внеплановые проверки бизнеса, если на это есть весомые причины.

«Это четыре основания: решение суда, по заявлению субъекта хозяйствования при аварии на производстве, при обоснованном обращении физического лица и согласовании компетентного органа Государственной регуляторной службы», - сказал он.

Под действие моратория не подпадают госорганы, работа которых не влияет на малый и средний бизнес. Речь идет, в частности, о Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, Национальном банке Украины, Антимонопольном комитете.

Кроме того, под действие закона не подпадают Государственная фискальная служба и Государственная финансовая инспекция, ограничения на проверки которых регламентируются изменениями в Налоговый кодекс от 28 декабря 2014 года (ограничение на проверки предприятий, доход которых за предыдущий год составил менее 20 млн грн).

Как сообщал УНИАН, также сегодня, 3 ноября, Верховная Рада «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования законодательства в сфере государственного надзора», который предполагает создание единой открытой электронной базы государственных проверок бизнеса и ограничение количества плановых проверок до одной в год.

Закон предполагает формирование списка проверок на год вперед с 1 декабря этого года и запрещает проведение более одной плановой проверки в год.

Также документ вводит материальную ответственность чиновников за внесение недостоверной информации в автоматизированный реестр всех проверок субъектов хозяйствования государственными органами. Кроме того, госорганы будут информировать компании о проверках по электронной почте.

Поделиться