Национальные договоры в сфере туризма. Об основных принципах сотрудничества государств - участников снг в области туризма

Операции по международному туризму и путешествиям - это вид деятельности, направленной на предоставление различного рода услуг и товаров туристского спроса.
К видам услуг на туристском рынке относятся:
- размещение туристов и путешественников (в гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах, боатингах и др.);
- перемещение туристов до страны назначения и по стране различными видами пассажирского транспорта;
- обеспечение туристов питанием (в ресторанах, кафе, барах, тавернах, кафетериях и др.);
- удовлетворение рекреационных потребностей туристов или путешественников (посещение театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, природных и исторических заповедников, памятников истории и культуры, фестивалей, спортивных соревнований);
- удовлетворение деловых, специальных научных и технических интересов туристов и путешественников (участие в конгрессах, симпозиумах, научных конференциях, ярмарках, выставках и др.);
- семейный обмен (проживание в семьях), детский и юношеский туризм;
- торговля товарами туристского спроса (продажа сувениров, подарков, путеводителей, открыток, диапозитивов и т. п.);
- предоставление международной оперативной связи;
- оформление туристской документации (паспорта, визы и др.);
- бронирование услуг;
- встречи, проводы и трансфер от аэропорта до гостиницы с услугами гида-переводчика, доставка багажа и др.;
- медицинское обслуживание, страхование;
- охрана (туристская полиция).
Туристу или путешественнику могут быть предоставлены либо отдельные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг.
Как правило, тур является первичной продажной единицей туристского продукта на туристском рынке, однако на рынке находят спрос и отдельные туристские услуги.
В области международных путешествий наиболее распространены следующие виды туров: инклюзив-тур и инсентив-тур. Инклюзив-тур- путешествие, продаваемое туристскими фирмами в виде полного комплекса (пакета) услуг, включающего получение визы, перевозку, размещение в гостинице, питание, трансфер, экскурсионное обслуживание по маршруту путешествия. Инклюзив-туры организуются как для индивидуальных, так и для групповых путешествий. Преобладающей формой путешествия является групповой туризм. Инсентив-туры представляют собой поездки за счет фирмы, организуемые предприятием для своих работников с целью поощрения.
Директива Европейского союза по пэкидж-турам, принятая Советом Европы в 1990 г. и введенная в действие в 1993 г., определяет пэкидж-тур как «пакет услуг, включающий не менее двух из следующих компонентов - перевозку и размещение, а также прочие услуги, не связанные с первыми двумя». В целях защиты прав туристов-потребителей туруслуг в директиве указывается на ответственность организатора тура за предоставление всех предусмотренных договором услуг независимо от того, предоставляются ли они самим туроператором или третьей стороной. Информация о туре должна быть доведена до сведения туриста в полном объеме до заключения договора и соответствовать уровню обслуживания, указанному в нем.
Основные условия контрактов о предоставлении туристских услуг
При осуществлении туристских операций на рынке складываются определенные правоотношения между производителями туристских услуг и туристскими фирмами, с одной стороны, и между туристскими фирмами и клиентами (туристами, путешественниками) - с другой.
Отношения между производителем туристских услуг (транспортная организация, гостиница, ресторан, экскурсионное бюро) и турагентством или туроператором регулируются агентскими соглашениями (контрактами).
Во -первых, до 1996 г. в России весьма популярным был тип правоотношений между туроператорами и турагентами по модели договора купли-продажи.
Договор купли - продажи предполагает передачу в собственность турпродукта (в виде совокупности неимущественных прав на получение потребителем определенного набора туруслуг) от туроператора к тура- генту, то есть турагент при дальнейшей розничной продаже приобретенных у туроператора туров обязан реализовать эти туры как свою собственность и нести перед потребителями ответственность за качество проданных туров.
Поскольку в соответствии с принципами купли-продажи туры, приобретенные турагентом по договорам этого типа у туроператора, становятся собственностью турагента, туроператор не может контролировать ценообразование при последующей реализации проданных туров. С принятием части второй Гражданского кодекса России между туристом и турагентом должен быть заключен договор возмездного оказания услуг,т. к., услуга обладает специфическими свойствами, которые не позволяют ее продавать.
Во—вторых агентские соглашения регулируют правоотношения, при которых одна сторона (агент) совершает в интересах другой стороны (принципала) определенные юридические действия как от своего имени, так и по доверенности от имени принципала, и получает за это определенное агентское вознаграждение.
Турагент, действуя в рамках агентского договора, реализует турпродукты туроператора как от своего имени, так и от имени туроператора, при этом реализуемые турагентом турпродукты не являются его собственностью.
Вознаграждение турагента, как правило, формируется за счет скидок, предоставляемых туроператором. Кроме того, условиями договора может быть предусмотрено возмещение принципалом - туроператором расходов турагента, непосредственно связанных с исполнением обязательств по договору.
Ст. 973 и 992 Гражданского кодекса Российской Федерации допускают контроль туроператора за ценообразованием турагента на турпро- дукты, реализуемые по поручению и в интересах туроператора, путем включения этого положения в существенные условия агентского договора. В соответствии с нормами ст. 1005 ГК, если турагент реализует турпродукты туроператора - принципала от своего имени, то турагент несет ответственность перед потребителями независимо от того, был ли назван туроператор при совершении сделки между турагентом и потребителем. Если турагент реализует турпродукты от имени туроператора - принципала, то и ответственность перед потребителем несет туроператор. Оформленное в письменной форме на специальном бланке агентское соглашение называется лицензией.
Система предоставления лицензий на основе агентских соглашений получила распространение при продаже транспортных услуг. Применяются типовые условия агентского соглашения Международной ассоциации авиационного транспорта.
Договор франшизы (контракт о сотрудничестве в области туризма)
Договоры франшизы и организация бизнеса путем формирования франчайзинговых сетей распространены во всем мире, в частности в сфере гостиничного бизнеса. В нашей стране франчайзинговые сети популярны в компьютерном бизнесе, а также в розничной торговле нефтепродуктами. Правоотношения сторон при франчайзинге или, по российской терминологии, коммерческой концессии регулируются нормами главы 54 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Основным обязательством, определяющим особенности договора, является предоставление правообладателем пользователю (или франчайзи) комплекса исключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности (фирменного наименования, товарных знаков, знаков обслуживания и т. п.), что позволяет рассматривать этот договор как разновидность лицензионного договора.
Как правило, в договорах франчайзинга определяется объем передаваемых прав, в частности, прав на производство работ или услуг. Такая необходимость обусловлена нематериальным характером объектов этих прав, возможностью их одновременного использования неограниченным кругом лиц. Неурегулированность этих вопросов может создать неопределенность в отношениях сторон по поводу предмета договора.
Общие правила о фирменном наименовании и его охране установлены п. 4 ст. 54 ГК. Специальные правила о фирменных наименованиях отдельных видов юридических лиц установлены в статьях ГК, регулирующих образование соответствующих юридических лиц. Не требует особой регистрации только коммерческое обозначение, применяемое предпринимателем, - общеизвестное незарегистрированное наименование. Его охрана не регламентируется российским законодательством. Права на коммерческое обозначение могут быть защищены в России на основе ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности (участником которой является Россия как правопреемник СССР), предусматривающей охрану фирменных наименований во всех странах - участницах конвенции без обязательной регистрации. В силу ст. 15 Конституции РФ, конкретизированного в ст. 7 ГК, предписания международных договоров имеют приоритет перед нормами других актов, в том числе гражданского законодательства.
Туроператор - правообладатель по договору франчайзинга обязан передать турагентам техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую для осуществления прав, предоставленных по договору франчайзинга; проинструктировать турагентов и их работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав, а также выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке (применительно к сфере туризма последнее касается порядка регистрации договоров франчайзинга при передаче прав на товарные знаки и знаки обслуживания). Коммерческая информация и коммерческий опыт, предоставляемые турагенту по договору франчайзинга, включают обычно профессиональное обучение персонала, специальный инструктаж в течение всего периода действия договора по различным аспектам организации хозяйственной деятельности турагента.
Кроме того, законом прямо предусмотрена (если договором франчайзинга не предусмотрено иное) обязанность правообладателя-туропе- ратора оказывать турагенту постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников, а также контролировать качество турпродуктов, реализуемых на основании договора.
Турагент, работающий по договору франчайзинга, в целях надлежащего применения предоставленных ему прав, в свою очередь, обязан использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя - туроператора указанным в договоре образом. Он также должен обеспечивать соответствие качества реализуемых им на основе договора турпродуктов качеству аналогичных турпродуктов, реализуемых непосредственно туроператором, соблюдать инструкции и указания туроператора в этой части. Это касается месторасположения, внешнего и внутреннего оформления помещений, используемых турагентом при осуществлении предоставленных ему по договору прав.
Турагент должен оказывать потребителям все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, если бы они приобретали турпродукт непосредственно у туроператора-правообладателя. Тура- гент обязан соблюдать конфиденциальность коммерческой информации туроператора- правообладателя, надлежащим образом информировать потребителей о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора франчайзинга.
Законом предусмотрены и дополнительные ограничения прав турагента-франчайзодателя. В частности, он обязан не конкурировать с туроператором- правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора франчайзинга, отказаться от получения по договорам франчайзинга аналогичных прав у конкурентов (в том числе и потенциальных) туроператора-правообладателя.
Таким образом, туроператор фактически получает значительные возможности контроля за всеми важными аспектами хозяйственной деятельности турагента. Одновременно туроператору- правообладателю законодательно запрещается ценовой диктат в виде установления фиксированных цен или верхнего и нижнего предела цен на тур-продукты, реализуемые турагентом по договору франчайзинга. Эту норму нельзя считать существенным ограничением возможностей контроля туроператором- правообладателем ценовой политики турагента. Для такого контроля достаточно грамотно использовать допускаемые законом ограничения прав турагента-франчайзодателя.
Что касается конфликтов с потребителями, законом установлена солидарная ответственность туроператора и турагента за качество тур- продуктов, реализуемых турагентом по договору франчайзинга, что, безусловно, должно обеспечить как надлежащий уровень защиты прав потребителей турпродуктов, так и в определенной степени - турагента.
Закон предусматривает, что туроператор-правообладатель по договору франчайзинга может получать от турагента вознаграждение в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену турпродуктов, передаваемых туроператором - правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.
Типовые контракты в области международного туризма Правоотношения между клиентом по покупке туристских услуг и туристским агентством (фирмой) определяются условиями инклюзив- тура, оформленными в ваучере. Ваучер - это обменный ордер, выдаваемый туристским агентством (фирмой) клиенту в подтверждение оплаты конкретных видов услуг и являющийся основанием для получения этого обслуживания на основе программы путешествия с указанием стоимости поездки (тура). После оплаты тура клиент получает статус туриста или путешественника. Унификация ваучера осуществляется на мировом рынке туристских услуг в форме системы «Международный туристский ваучер».
Контракт на путешествие определяется Международной конвенцией по контракту на путешествие 1970 г.
Конвенцией определяется правовой статус контракта на организацию путешествия. Это любой контракт, в котором организатор путешествия выступает от своего имени и обязуется предоставить путешественнику совокупность комбинированных услуг (тур), относящихся к обеспечению путешественника на маршруте или в местах пребывания. Конвенция определяет правоотношения по посредническому контракту на продажу путешествия и закрепляет обязательства организатора путешествия по поручению своему посреднику реализовать контракт на организацию одного либо нескольких путешествий. Путешественник - любое лицо, которое принимает на себя обязательства, закрепленные в контрактах на путешествие.
Типовой контракт о сотрудничестве в области туризма включает следующие основные позиции механизма правового регулирования: предмет договора, обязательства сторон, ответственность при нарушении обязательств. Так, предмет контракта в области развития международного туризма состоит во взаимном приеме туристов на коммерческой или безвалютной основе.
Обязательства сторон:
. Турагент предоставляет туроператору на коммерческих условиях безвалютного обмена пакет туристских услуг для туристских групп, групп профессионального обучения, специалистов туристской инфраструктуры и туристов-индивидуалов.
. Порядок бронирования мест туристского обслуживания.
. Документы обслуживания.
. Условия приема, размещения и обслуживания.
. Медицинское обслуживание.
. Порядок аннуляций и изменений заграничного обслуживания.
. Условия расчетов.
. Ответственность за причинение ущерба.
. Особые условия.
. Порядок разрешения споров (мировым соглашением, в арбитражном суде).
. Порядок вступления в силу, изменение и прекращение контракта.

Договорное и законодательное регулирование отношений в туристской сфере неразрывны, поскольку договорное регулирование может осуществляться только во взаимодействии с законодательным. Соотношение договорных и законодательных элементов регулирования отношений в туристской сфере является различным применительно к отдельным видам договоров. Так, в договорах, заключаемых с туристом, будут преобладать нормы закона, так как закон, защищая более слабую сторону договора, устанавливает условия договора, регламентируемые императивными нормами, не подлежащие самостоятельному конструированию субъектами туристской деятельности. Напротив, договоры между предпринимателями - субъектами туристской индустрии (туроператор и турагент; туроператор и отельер и т. д.) заключаются на условиях, вырабатываемых сторонами с учетом хозяйственных связей, сложившихся между участниками туристской деятельности.

Гражданско-правовой договор служит основой правового регулирования туристской индустрии, именно он способен самостоятельно выполнять главную функцию правового регулирования рыночной экономики - согласовывать интересы субъектов туристской индустрии. Взаимосогласованные сделки различных субъектов индустрии туризма образуют новое качество: они приобретают необходимую системную целостность. Исследование гражданско-правовых договоров в сфере туризма неизбежно ставит вопрос об их систематизации.

Туристская деятельность характеризуется сложной структурой хозяйственных связей. Но далеко не все отношения, возникающие в сфере туризма, законодательно урегулированы, ряд норм туристского законодательства находится в противоречии друг с другом и с гражданским законодательством. Эффективность правового регулирования непосредственно зависит от того, насколько верно выявлены признаки правоотношения, обусловливающие необходимость определенного правового регулирования, и насколько адекватно они отражены в нормах права. Правильно построенная система договоров, опосредующих оказание туристских услуг, позволит обеспечить надлежащее использование понятий и терминов в сфере туризма, устранить неоднозначность различных категорий.

Рассмотрим правоотношения и, соответственно, виды договоров, которые применяются в деятельности туристских организаций.

  • 1. Отношения между туристскими организациями, осуществляющими туроператорскую и турагентскую деятельность по передаче сформированного турпродукта. Нормы ст. 9 Закона о туризме, позволяют квалифицировать данный вид договора как договор агентирования. Согласно данному договору турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора на основании доверенности. В законодательстве ряда зарубежных стран именно этот вид договора и предусмотрен для оформления взаимоотношений между туристскими организациями.
  • 2. Отношения между туристской организацией и перевозчиком. Между контрагентами могут заключаться различные виды договоров.

Договор агентирования. В данном случае агент (туристская организация) за вознаграждение и по поручению перевозчика (принципала) заключает договор перевозки пассажиров и багажа от имени и за счет перевозчика, удостоверяя факт заключения договора перевозки выдачей билета. На стороне перевозчика выступают авиационные, железнодорожные и автотранспортные компании, а агентом может быть как туроператор, так и турагент.

Договор аренды транспортного средства (тайм-чартер). Субъектами договора являются владельцы транспортных средств и туроператоры. Здесь заключаются как договоры аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации, так и договоры аренды без оказания таких услуг. Предметом договора является предоставление транспортного средства во временное пользование арендатора - туроператора (бронирование на время легкового автомобиля для туриста).

Договор перевозки может применяться при оформлении отношений как между туроператором и перевозчиком в пользу туриста, так и между транспортной организацией (перевозчиком) и туристом (пассажиром). В данном случае используется конструкция представительства. Туристская организация (представитель) приобретает билет от имени туриста (представляемого), тем самым заключает договор перевозки от имени туриста.

Договор фрахтования. Предметом договора чартера как разновидности перевозки являются вместимость (либо ее часть) транспортного средства для перевозки туристов и их багажа.

3. Отношения между различными туристскими организациями. Отношения между туристскими организациями могут строиться по модели договора возмездного оказания услуг. Например, в гостинице, которую выбрал турист, нет свободных мест или туристская организация не может сама организовать трансфер (встречу) для туриста. В этом случае она может обратиться в иную туристскую организацию, у которой выкуплены блоки мест в нужной гостинице или которая может организовать трансфер.

Договор простого товарищества в сфере туризма используется в основном при оформлении отношений между туроператором- резидентом (отправляющим) и туроператором-нерезидентом (принимающим). При этом каждая из двух названных сторон может согласно договору осуществлять в своей деятельности и отправляющие, и принимающие функции. Сторонами данного вида договора могут являться только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели (ст. 1041 ГК РФ). По данному договору две или несколько туристских организаций, соединяя свои вклады, обязуются совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли.

Договор коммерческой концессии (франчайзинг) заключается между двумя организациями по поводу предоставления правообладателем комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на коммерческое обозначение, информацию.

  • 4. Отношения между туроператором и гостиницами (и иными средствами размещения). Для организации размещения туристов туроператорами могут заключаться как договоры на гостиничное обслуживание, агентские договоры, так и договоры аренды. Заключая договор аренды, туроператор получает от арендодателя за плату во временное пользование блок гостиничных номеров. Аренда отеля предоставляет туроператору право пользования номерами от своего имени, перенося риск коммерческой деятельности отельера на туроператора. С другой стороны, туроператор получает шанс включать в турпакет арендуемые им номера в отеле по минимальной цене. Что характерно для данного вида договора, персонал гостиницы продолжает выполнять все свои функции, а ответственность и риск убытков лежат на туроператоре. Реализация номеров может осуществляться следующими способами: реализация комнат в составе предлагаемых туристских пакетов; реализация услуг гостиницы другим туроператорам для включения в их туристские пакеты; реализация комнат по договорам гостиничного обслуживания непосредственно при самой гостинице.
  • 5. Отношения между туристскими организациями и страховыми компаниями. Самостоятельно оказывать услуги по страхованию туристская организация не может. Поэтому она должна заключить договор со страховой компанией, имеющей лицензию на осуществление необходимых видов страхования. Туристская организация может выступать в роли страхового агента, то есть осуществлять посредническую деятельность в сфере страхования туристов, либо приобретать страховые услуги и включать их в стоимость путевки. В первом случае туроператор заключает со страховой компанией договор агентирования, в соответствии с которым туроператор становится страховым агентом. Во втором случае - договор страхования в пользу третьих лиц (туристов). Турист вправе сам заключить договор страхования с любой страховой компанией. Ряд норм Закона о туризме регламентирует отношения по страхованию ответственности туроператоров перед туристами.
  • 6. Иные отношения между туроператором и его партнерами - непосредственными исполнителями отдельных видов услуг. Вид договора, заключаемого туроператором со своими партнерами, зависит от характера обязанностей, возлагаемых на последних. Это могут быть договоры на экскурсионное обслуживание, услуги общественного питания и иные, регулируемые нормами ГК РФ, а также правилами оказания соответствующих услуг.
  • 7. Отношения между туристской организацией и туристом. Для регулирования взаимоотношений между туристом и туристской организацией используется договор о реализации туристского продукта в конструкции договора оказания туристских услуг. Следовательно, договор может заключаться как на получение всего комплекса туристских услуг, так и на получение одной какой-либо сопутствующей услуги. Так, например, турагент может заключить с туристом договор возмездного оказания услуг по перевозке к месту начала путешествия или турист вправе заказать дополнительные услуги в стране (месте) временного пребывания у организации, оказывающей эти услуги туристу. Такие услуги не входят в ранее реализованный туристу турпродукт (комплекс услуг), поэтому они носят характер дополнительных.

Возможно говорить о единой системе договоров, опосредующих оказание туристских услуг, имеющих в своей основе единство и взаимосвязь, обладающих целостной внутренней структурой, направленной на достижение общей цели. Общность данной цели - удовлетворение потребностей туриста в качественных туристских услугах - следует считать главным системообразующим фактором.

Задача системы договоров в сфере туризма - объединение работы организаций, осуществляющих туристскую деятельность, и привлекаемых к оказанию туристских услуг организаций туристской индустрии, подчинение всей их работы вышеуказанной общей цели. Первоначальным в договорных связях организаций, осуществляющих туристскую деятельность, следует считать договор оказания туристских услуг, так как именно обязательства, возникающие из этого договора, объективно побуждают их вступать в различные договорные отношения с другими лицами, обеспечивающими выполнение обязанностей по оказанию туристских услуг.

Несмотря на то, что базовым договором в данной системе является договор о реализации турпродукта, заключаемый между туристом и туроператором, его нельзя считать организационным договором .

Построение системы договоров предполагает их классификацию. Классификация договоров служит цели обнаружения существенных черт сходства и различий между ними. Смысл классификации состоит в том, что соответствующее понятие относят к определенной группе. Основная проблема классификации состоит в выборе того единственного основания, которое должно быть положено в основу деления .

Классификацией договоров в сфере туризма занимались многие ученые. Так, по мнению Е. Д. Шешенина, договоры в сфере туризма можно подразделить на две группы: регулирующие отношения по основной деятельности юридического лица; «подсобные договоры», то есть договоры, которые способствуют обеспечению основной деятельности юридического лица . Аналогичной точки зрения придерживался и В. М. Лебедев, который выделял договоры, непосредственно обеспечивающие обслуживание туристов и опосредованно обеспечивающие обслуживание туристов.

Критерием такой классификации является степень связанности договора с главной целью туристской индустрии - удовлетворением потребностей туристов. Для договоров, непосредственно связанных с оказанием услуг туристу, характерны следующие системообразующие признаки : непосредственное участие в них туриста в качестве лица, получающего услуги; контрагентом туриста по таким договорам может являться как профессиональный участник туристского рынка - туристская организация, имеющая посреднический договор с лицами, обеспечивающими оказание туристу конкретных услуг, включенных в туристский продукт, так и услугодатель, непосредственно оказывающий обслуживание (гостиница, перевозчик, экскурсионное бюро и т. д.).

Е. Д. Шешенин, характеризуя обязательства по оказанию услуг, отмечал, что эти обязательства в отличие от некоторых других возникают не только из прямых договоров, где имеются должник и кредитор; такие договоры всегда являются консенсуальными; турист в таких договорах является третьим лицом, в пользу которого осуществляется исполнение должником. Такой договор в силу ст. 430 ГК РФ является договором в пользу третьего лица.

Для договоров, обеспечивающих формирование комплекса туристских услуг, характерно отсутствие прямого участия туриста как стороны договора. В качестве сторон договора выступают туристские организации и юридические лица или индивидуальные предприниматели, имеющие возможности для предоставления услуг, необходимых для формирования целостного туристского продукта (перевозки, прожива- ние, развлечения)" .

Т. Т. Сунарчина считает, что с целью систематизации можно объединить все договоры, заключаемые субъектами предпринимательской деятельности в туризме, в зависимости от участников договорных отношений, в три группы.

  • 1. Договоры между туроператорами, турагентами и туристом о предоставлении туристских услуг (договоры возмездного оказания туристских услуг, договоры о реализации туристского продукта);
  • 2. Посреднические договоры между турагентом и туроператором, согласно которым турагент получает право на реализацию комплекса туристских услуг, сформированного туроператором, туристу (договоры агентирования и др.);
  • 3. Договоры между туроператором и непосредственными исполнителями туристских услуг (разнообразные договоры возмездного оказания услуг) .

Указывая на то, что договоры, заключаемые при осуществлении туристской деятельности, определяются видами взаимодействий туристских организаций с туристами, туристских организаций с другими субъектами предпринимательской деятельности, туристских организаций между собой, А. А. Муталиева представляет систему договорных отношений, возникающих при осуществлении туристской деятельности, следующим образом: 1) туроператор - организации, непосредственно оказывающие туристские услуги; 2) туроператор - страховая организация (кредитная организация); 3) туроператор - турагент; 4)

туроператор (исполнитель) - турист (заказчик) .

Е. А. Батищев говорит о существовании двух групп договоров в сфере туризма. В первую группу входят договоры туроператора, тура- гента с туристом, то есть договоры о реализации турпродукта. Вторую группу образуют различные предпринимательские договоры, заключаемые туроператорами с турагентами, куда относятся договоры агентирования, поручения, комиссии, коммерческой концессии (франчай-

зинга) . Можно говорить о том, что остальные договоры автор относит к смешанным и непоименованным, а также к договорам возмездного оказания услуг.

По мнению Е. Л. Писаревского можно выделить две группы договоров. Первая группа - договоры туроператоров и турагентов с туристами, представленная двумя договорными конструкциями: договоры на возмездное оказание туристских услуг (туристское обслуживание) и договоры о реализации туристского продукта. Вторая группа представлена, прежде всего, договорами туроператоров с турагентами. Представляется, что такие договорные взаимоотношения могут строиться как по типу договора агентирования, так и на основе договоров коммерческого представительства, поручения, комиссии, простого товарищества, а в некоторых случаях и коммерческой концессии .

На наш взгляд, когда законодательно определены различные виды туристских организаций, классификацию договоров необходимо представить следующим образом.

  • 1. Договоры, регулирующие отношения между туроператором (турагентом) и туристом, то есть договоры, направленные на реализацию туристских услуг.
  • 2. Договоры, регулирующие отношения между туроператором и турагентом (договоры агентирования, договоры комиссии, договоры поручения, договоры возмездного оказания услуг) - посреднические договоры.
  • 3. Договоры, регулирующие отношения между туроператором и его партнерами - непосредственными исполнителями отдельных видов услуг, то есть договоры, направленные на формирование комплекса туристских услуг:
  • 3.1. Договоры, обеспечивающие формирование туристских услуг (договор аренды, договор перевозки, договор возмездного оказания услуг, договор оказания гостиничных услуг, договор оказания услуг общественного питания, договор экскурсионных услуг);
  • 3.2. Договоры, направленные на защиту интересов субъектов туристских правоотношений (как финансовых - договор страхования; так и личной безопасности - договор возмездного оказания охранных услуг). Участниками договора могут быть как туристские организации, так и туристы, с одной стороны; с другой стороны, специальный субъект - страховая компания и охранное агентство, обладающие лицензией на осуществление этого вида деятельности.

Таким образом, исследование всех договоров, заключаемых в сфере туризма, в качестве единой стройной системы позволит рассмотреть их не как разрозненную массу отдельных, не имеющих связи между собой видов договоров, а как определенную их совокупность, обладающую внутренней целостной структурой, в основе которой лежат единство и взаимосвязь между отдельными договорами, единой целью которых является удовлетворение потребностей туристов в качественных туристских услугах.

Лебедев В. М. Договор обслуживания на туристских базах профсоюзов СССР:автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридическихнаук / В. М. Лебедев. - Свердловск: СЮИ, 1990.

  • Правовое обеспечение туризма / под ред. Е. Л. Писаревского. - М.: Федеральноеагентство по туризму, 2014. - С. 138, 144
  • Операции по международному туризму и путешествиям - это вид деятельности, направленной на предоставление различного рода услуг и товаров туристского спроса.

    К видам услуг на туристском рынке относятся:

    a размещение туристов и путешественников (в гостиницах, мотелях, пансионатах, кемпингах, боатингах и др.);

    a перемещение туристов до страны назначения и по стране различными видами пассажирского транспорта;

    a обеспечение туристов питанием (в ресторанах, кафе, барах, тавернах, кафетериях, пансионатах и др.);

    a удовлетворение рекреационных потребностей туристов или путешественников (посещение театров, концертных залов, музеев, картинных галерей, природных и исторических заповедников, памятников истории и культуры, фестивалей, спортивных соревнований);

    a удовлетворение деловых, специальных научных и технических интересов туристов и путешественников (участие в конгрессах, симпозиумах, научных конференциях, ярмарках, выставках и др.);

    a семейный обмен (проживание в семьях), детский и юношеский туризм;

    a торговля товарами туристского спроса (продажа сувениров, подарков, путеводителей, открыток, диапозитивов и т.п.);

    a предоставление международной оперативной связи;

    a оформление туристской документации (паспорта, визы и др.);

    a бронирование услуг;

    a встречи, проводы и трансфер от аэропорта до гостиницы с услугами гида-переводчика, подноска багажа и др.;

    a медицинское обслуживание, страхование;

    a охрана (туристская полиция).

    Туристу или путешественнику могут быть предоставлены либо отдельные виды услуг по его выбору, либо полный комплекс услуг.

    Полный комплекс услуг предоставляется путем продажи туров (инклюзив-туров). Пэкидж-тур предоставляется по отдельным видам услуг.

    По методам проведения и организации международных путешествий и туризма различаются организованный, осуществляемый туристскими фирмами (плановый), и индивидуальный (самодеятельный, независимый) туризм.

    Различаются виды туризма по целям поездки, срокам, средствам передвижения и размещения, стоимости поездки, возрастному составу, сезону, интересам (экскурсионный, научный, деловой, этнический и др.).

    Основные условия контрактов о предоставлении туристских услуг. При осуществлении туристских операций на рынке складываются определенные правоотношения между производителями туристских услуг и туристскими фирмами, с одной стороны, и между туристскими фирмами и клиентами (туристами, путешественниками) - с другой.

    Отношения между производителем туристских услуг (транспортная организация, гостиница, ресторан, экскурсионное бюро) и турагентством или туроператором регулируются агентскими соглашениями (контрактами).

    1. Агентские соглашения предусматривают передачу производителем (принципалом) туристскому агенту соответствующих услуг, а также права на продажу как их отдельных видов, так и инклюзив-туров от имени и за счет принципала. В соглашении (контракте) закрепляются определенные полномочия агентов по реализации туристских услуг, территориальные ограничения действий агента, устанавливающие его права и обязанности, порядок выплаты вознаграждения. Оформленное в письменной форме на специальном бланке агентское соглашение называется лицензией.

    Система предоставления лицензий на основе агентских соглашений получила распространение при продаже транспортных услуг. Применяются типовые условия агентского соглашения Международной ассоциации авиационного транспорта.

    2. Договор франшизы (контракт о сотрудничестве в области туризма) предусматривает передачу прав и привилегий на сбыт туристских услуг, охраняемых торговой маркой либо производимых на основе технологии франшизодателя.

    Типовые контракты в области международного туризма. Правоотношения между клиентом по покупке туристских услуг и туристским агентством (фирмой) определяются условиями инклюзив-тура, оформленными в ваучере. Ваучер - это обменный ордер, выдаваемый туристским агентством (фирмой) клиенту в подтверждение оплаты конкретных видов услуг и являющийся основанием для получения этого обслуживания на основе программы путешествия с указанием стоимости поездки (тура).

    После оплаты тура клиент получает статус туриста или путешественника. Унификация ваучера осуществляется на мировом рынке туристских услуг в форме системы «Международный туристский ваучер».

    Контракт на путешествие определяется Международной конвенцией по контракту на путешествие 1970г.

    Конвенцией определяется правовой статус контракта на организацию путешествия. Это любой контракт, в котором организатор путешествия выступает от своего имени и обязуется предоставить путешественнику совокупность комбинированных услуг (тур), относящихся к обеспечению, путешественника на маршруте или в местах пребывания. Конвенция определяет правоотношения по посредническому контракту на продажу путешествия и закрепляет обязательства организатора путешествия по поручению своему посреднику реализовать контракт на организацию одного либо нескольких путешествий. Путешественник - любое лицо, которое принимает на себя обязательства, закрепленные в контрактах на путешествие.

    Типовой контракт о сотрудничестве в области туризма включает следующие основные позиции механизма правового регулирования.

    a Предмет контракта в области развития международного туризма состоит во взаимном приеме туристов на коммерческой или безвалютной основе.

    a Обязательства сторон. Турагент предоставляет туроператору на коммерческих условиях безвалютного обмена пакет туристских услуг для туристских групп, групп профессионального обучения, специалистов туристской инфраструктуры и туристов-индивидуалов.

    a Порядок бронирования мест туристского обслуживания.

    a Документы обслуживания.

    a Условия приема, размещения и обслуживания.

    a Медицинское обслуживание.

    a Порядок аннуляций и изменений заграничного обслуживания.

    a Условия расчетов.

    a Ответственность за причинение ущерба.

    a Особые условия.

    a Порядок разрешения споров (мировым соглашением, в арбитражном суде).

    a Порядок вступления в силу, изменение и прекращение контракта.

    меры по защите туристов и международных путешественников и помощи им (туристская полиция).

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Общая характеристика туристической фирмы. Рассмотрение основных организационных моментов обслуживания туристов. Основы удовлетворения культурных потребностей в сфере туризма. Изучение особенностей заключения договоров с поставщиками культурных услуг.

      курсовая работа , добавлен 21.12.2015

      Создание туристского продукта. Туристская мотивация, планирование тура. Согласование с контрагентом программы обслуживания туристов и условий сотрудничества. Выбор партнеров - поставщиков услуг и заключение с ними договоров. Анализ работы фирмы "Аврора".

      дипломная работа , добавлен 13.12.2009

      Виды договоров в туристской индустрии. Особенности заключения договоров между туроператорскими и турагентскими фирмами. Основные пункты договоров, которые могут послужить основанием для претензий. Способы сотрудничества туроператоров и турагентов.

      реферат , добавлен 11.11.2014

      Изучение характеристики Вьетнама и его туристского потенциала. Анализ потоков российских туристов во Вьетнам и потоков вьетнамских туристов в Россию. Оценка состояния российско-вьетнамских отношений в сфере туризма, дальнейшие перспективы его развития.

      дипломная работа , добавлен 27.11.2017

      Финансовое обеспечение прав и законных интересов субъектов туристских правоотношений. Перспективы развития законодательства о туристских услугах, приоритетные направления туризма и его безопасность. Договор страхования ответственности туроператора.

      контрольная работа , добавлен 13.01.2017

      Классификация туроператоров по виду и месту деятельности, их основные функции. Специфика заключения договоров с поставщиками услуг. Организация сбыта туристского продукта. Необходимые условия агентского соглашения. Общие понятия безопасности туристов.

      шпаргалка , добавлен 05.05.2009

      История развития туризма в Таиланде. Общие требования для туристов. Необходимые документы для оформления визы. Анализ мероприятий, связанных с формальностями и безопасностью туристов. Запрещенные и разрешенные предметы и вещества для перевозки туристами.

      курсовая работа , добавлен 01.03.2016

      Основные характеристики и особенности туристического бизнеса. Определение сущности понятий "обслуживание туристов" и "обеспечение туристов". Разнообразие видов и форм современного мирового туризма. Анализ проблем и перспектив развития туризма в России.

      курсовая работа , добавлен 02.04.2018

    Основы международного правового регулирования туристкой деятельности

    Уч.-изд. л. 2,1. Тираж 250 экз. Заказ.

    Редакционно-издательский отдел ОмГУПСа

    Типография ОмГУПСа

    644046, г. Омск, пр. Маркса, 35

    Правовую основу международного сотрудничества в сфере туризма составляют международные договоры Российской Федерации, заключаемые в соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации".

    В международном праве принято под международным договором понимать результат согласования воли различных государств. Международный договор в туризме - это соглашение государств относительно содержания норм, регулирующих туристскую отрасль, и признания таких норм в качестве юридически обязательных для государств. Государства-участники могут выполнять свои международные обязательства путем прямой инкорпорации международного договора в свое внутреннее законодательство или издания отдельных внутринациональных актов на его основе.

    К многосторонним международным договорам, регулирующим туристскую деятельность, можно отнести соглашения общего характера, закрепляющие базовые принципы всего международного права. К ним в первую очередь относятся: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (далее - МЭСК), Международный пакт о гражданских и политических правах (далее - МГПП).

    Всеобщая декларация прав человека является первым уникальным международно-правовым документом исторического значения о правах человека и его основных свободах. В ней впервые были закреплены основополагающие принципы и права человека, давшие толчок для развития туризма. Так, в ст. 13 провозглашается: "Каждый человек имеет право свободно перемещаться и выбирать себе место жительства в пределах государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну".

    Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах предусматривают следующее:

    государства признают права граждан на отдых и периодический отпуск (ст. 7 МЭСК);

    государства поощряют развитие международных контактов в культурной области (ст. 15 МЭСК);

    для обеспечения своего культурного развития все народы имеют право свободно распоряжаться естественными богатствами и ресурсами (ст. 1 МГПП);

    каждому гражданину принадлежит право на свободное передвижение и право покидать любую страну, включая собственную (ст. 12 МГПП).



    * На региональном уровне общие вопросы регулирования туризма рассматриваются в рамках Совета Европы. В 1975 г. в Хельсинки проводилось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, в результате которого был принят Заключительный акт, определяющий основные направления деятельности государств по развитию международного туризма. В данном Заключительном акте выражено намерение способствовать улучшению условий для развития как индивидуального, так и коллективного туризма, а равно поощрять расширение молодежного туризма путем предоставления соответствующих льгот.

    Необходимо отметить важность Итогового документа Венской встречи представителей государств - участников СБСЕ, содержащего положения, относящиеся к туристским контактам и обменам. В этом документе подчеркивается обязательство государств приложить все усилия к "развитию возможностей для малообеспеченных туристов и молодежного туризма", а также обязательство по разработке "программы подготовки кадров".

    Следующая группа нормативных правовых актов, регулирующих туристскую деятельность, носит специализированный характер. Среди них особо выделяют документы, разработанные и принятые в рамках деятельности Всемирной туристской организации. Назовем лишь основные из них.

    Манильская декларация по мировому туризму была принята на Всемирной конференции по туризму, проходившей в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 г. Глобальной целью конференции было выяснение реальной сущности туризма и той роли, которую туризм призван играть в динамично меняющемся мире. Манильская декларация подтверждает требования уважения и соблюдения прав человека, в том числе:

    соблюдение права человека на отдых, на отпуск и свободу путешествий (п. 3);

    предоставление максимальных возможностей и льгот в сфере молодежного туризма, туризма лиц преклонного возраста и лиц с физическими недостатками (п. 15);

    обязанность государств содействовать развитию национального и международного туризма (п. 23);

    развитие иностранного туризма должно сопровождаться аналогичными усилиями по развитию внутреннего туризма (п. 7);

    социальный туризм является целью, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими права на отдых (п. 10);

    обязанность государственной власти участвовать в развитии туризма, определяя основные направления, связанные с поощрением соответствующих капиталовложений (п. 14);

    удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерба социальным и экономическим интересам населения туристских районов, окружающей среде, природным ресурсам, историческим и культурным местам (п. 18); туристские ресурсы являются достоянием человечества.

    Новые концепции в области туризма, закрепленные в Манильской декларации по мировому туризму 1980 г., с успехом претворяются в жизнь с помощью ряда практических мер, основу которых составляет поддержка не только правительственных кругов, но и политических объединений, профсоюзов, системы образования, ученых, религиозных деятелей и средств информации как на национальном, так и на международном уровне. Если до 1980 г. туризм рассматривался с точки зрения доходности, то Манильская декларация провозгласила новую современную и реалистичную концепцию туризма как способа проведения отпусков, как форму отдыха, путешествий и перемещений лиц с любыми целями.

    Документ Акапулько (1982 г.), принятый на Всемирном совещании по туризму в Мексике, подтверждает принципы Манильской декларации и добавляет к ним следующие:

    обеспечение права граждан на отдых, досуг, оплачиваемый отпуск и на создание законодательных положений для облегчения доступа к проведению отпусков всеми слоями населения;

    оказание содействия туризму всеми средствами массовой информации;

    включение туризма в программу образования;

    выпуск информационного материла и др.

    Особое внимание в Документе уделяется роли национального туризма в развитии мирового туризма, принятию финансовых и технических мер, направленных на увеличение покупательной способности граждан.

    Хартия туризма, Кодекс туриста, являющийся приложением к Хартии (1985 г.), были приняты на Генеральной ассамблее ЮН ВТО, проходившей в Софии (Болгария). В них подтверждаются принципы, провозглашенные в Манильской декларации и Документе Акапулько. При этом Хартия устанавливает основные права и обязанности туристов, которые конкретизированы в Кодексе туриста.

    Гаагская декларация по туризму (1989 г.) провозгласила 10 принципов, на которых базируются отношения в туристской сфере.

    Не все принципы Гаагской декларации имеют правовой характер. Кроме ранее сформулированных в этом документе указывается принцип безопасности и защиты туристов, а также уважения их достоинства; подчеркивается, что туризм должен планироваться государственными властями и требует выработки единой национальной туристской политики.

    Гаагская декларация Межпарламентской конференции по туризму 1989 г. является инструментом международного сотрудничества и партнерства, объединения народов и фактором, способствующим развитию индивидуального и коллективного туризма. Ее основные положения сводятся к следующему:

    1) туризм - форма проведения свободного времени;

    2) туризм - эффективное средство содействия социально-экономическому росту страны;

    3) естественная, культурная и человеческая окружающая среда - основное условие развития туризма;

    4) туризм носит гуманный характер;

    5) каждый человек имеет право на свободные путешествия;

    6) упрощение формальностей путешествий - основа развития туризма;

    7) безопасность и защита туристов, уважение их достоинства - важнейшие условия развития туризма;

    8) государства должны принимать меры по борьбе с терроризмом, совершенствовать качество туристских услуг, планировать развитие туристской инфраструктуры.

    Парламенты, правительства, государственные и частные организации, ассоциации и учреждения, отвечающие за туристскую деятельность, профессионалов в области туризма, а также самих туристов, должны тщательно учитывать принципы Гаагской декларации и постоянно основываться на них в своей работе.

    Глобальный кодекс этики туризма одобрен и принят на проходившей с 27 сентября по 1 октября 1999 в г. Сантьяго (Чили) 13-й сессии Генеральной ассамблеи ЮНВТО. Этот документ определяет основные принципы развития туризма, закрепляет обязательства и права участников туристского процесса, дает рекомендации туристским организациям по реализации принципов международных актов.

    Помимо документов, принятых ЮНВТО, к специализированным актам, регулирующим туризм, относятся многосторонние соглашения, заключенные неправительственными международными организациями в более узких областях. Например, существует ряд международных конвенций по регулированию договорных отношений в туризме.

    Международная конвенция 1970 г. по контракту на путешествие принята в 1970 г. в Брюсселе (Бельгия) на международной конференции по рассмотрению и принятию Конвенции по контракту на путешествие. В этой Конвенции дано понятие двух видов договоров - с организатором путешествий и с посредником на организацию путешествий.

    По контракту на организацию путешествия агент берет на себя обязательства предоставить другому лицу за обусловленную цену комплекс или несколько отдельных услуг по проживанию, перевозкам, пребыванию, а также других услуг, указанных в контракте (тур, ваучер).

    Контракт с посредником на организацию путешествия - это договор, по которому одно лицо берет на себя обязательства в качестве посредника предоставить другому лицу за обусловленную цену либо путешествие, либо право требования организации путешествия в соответствии с заключаемым контрактом.

    Международная конвенция по контракту на путешествие 1970 г. для государств, ее ратифицировавших, служит основой при рассмотрении споров между туристскими агентствами и агентами, с одной стороны, и туристами и международными путешественниками - с другой, по вопросам нарушения условий заключенных контрактов (ваучеров).

    Международная гостиничная конвенция 1970 г. (в ред. 1979 г.). Сторонами этой конвенции являются Международная гостиничная ассоциация (МГА) и Всемирная федерация ассоциации туристских агентств (ФУААВ). Данная конвенция применяется к контрактам, заключенным между владельцами гостиниц и турагентами, предприятия которых зарегистрированы в разных государствах (ст. 4). Она применяется только в тех случаях, если между владельцем гостиницы и турагентом не заключен контракт или если между ними возник спор. Действие этой конвенции ограниченно, поскольку она используется только теми гостиницами, которые входят в МГА.

    Международная конвенция по контрактам между владельцами гостиничных предприятий и Бюро путешествий 1981 г. В 1970 г. Генеральной ассамблеей ФУААВ была принята данная конвенция. Этой конвенцией определены три вида гостиничных контрактов: для индивидуального путешественника, для групп путешественников и на периодические бронирования.

    Большая работа по законодательному процессу в сфере туризма ведется в рамках деятельности Европейского союза. Изучение этой законодательной базы особенно важно для России в связи со стремлением нашего государства выйти на мировой уровень, а также в связи с необходимостью приведения внутригосударственного законодательства в соответствие с международными стандартами.

    В рамках работы и деятельности ЕС было принято много документов, регламентирующих туристскую сферу: Директива ЕЭС "О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все" от 13 июня 1990 г., Типовой контракт, подлежащий подписанию турагентством и клиентом согласно Директиве N 90/314 ЕЭС. Данные документы являются образцом оформления договорных отношений между туристом и фирмой для всего европейского сообщества.

    Очень много международных документов посвящено проблеме упрощения туристских формальностей, связанных с пересечением границы и оформлением документов.

    Международная конвенция 1973 г. по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных процедур (Конвенция Киото). В Международной конвенцией по упрощению и гармонизации (согласованию) таможенных режимов устанавливаются обязательства договаривающихся сторон содействовать упрощению, унификации и гармонизации таможенных режимов, что в значительной степени создает основу для ликвидации протекционистских барьеров.

    Основной целью данной Конвенции является предоставление государствам юридического документа, который служит как для упрощения, так и для согласования таможенных процедур в государствах. Таким путем вносится эффективный вклад в развитие международной торговли и другие международные обмены, включая расширение международных передвижений путешественников, не являющихся иммигрантами.

    К Конвенции приобщены 30 согласованных приложений, касающихся стандартов и рекомендуемой практики таможенных формальностей в международных связях.

    Большой интерес представляют Шенгенские соглашения ЕС "О едином визовом и туристском пространстве", вступившие в силу в 1995 г.

    14 июня 1985 г. в г. Шенгене в Великом Герцогстве Люксембург было подписано соглашение между пятью европейскими государствами - Люксембургом, Бельгией, Францией, Нидерландами и ФРГ - о поэтапной отмене паспортного таможенного контроля на общих границах для граждан этих стран. С 1995 г. уже семь европейских стран (к ним добавились Испания и Португалия) согласно подписанному между ними соглашению начали выдавать визы, действительные для путешествия в каждой из этих стран, так называемые Шенгенские визы. В 1997 г. к ним присоединились Италия и Греция, затем Австрия, а с 25 марта 2001 г. еще пять стран: Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция. Так в центре Европы появилось единое пространство, по которому можно свободно перемещаться.

    С тех пор в Шенгенское соглашение были внесены дополнения и уточнения. На сегодня четко и однозначно определены внешние границы Шенгенского соглашения, введены единые консульские правила, нормы и порядок пересечения внешних границ стран Шенгенской группы. Детально разработан порядок въезда в ее страны лиц, являющихся и не являющихся субъектами права Европейского союза.

    Для туристов, не являющихся субъектами права Шенгенских стран, сохранен визовый порядок въезда. Таких стран определено 126, включая Российскую Федерацию, все страны СНГ, а также Албанию, Болгарию и Румынию. В то же время льготный безвизовый порядок въезда распространен на туристов из Венгрии, Польши, Словакии, Чехии, Латвии, Литвы и Эстонии.

    В Страсбурге создан единый компьютерный банк данных по учету и контролю въезжающих в страны Шенгенской группы иностранцев. В этот постоянно обновляемый список "нежелательных лиц" закладываются полные данные на иностранцев, нарушивших паспортный и визовый режим, либо правила пребывания в стране, а также совершивших какие-либо противоправные действия и т.д.

    Принципы, провозглашенные в названных многосторонних договорах, признаются обязательными при регулировании отношений в туристской сфере. Кроме общих и специальных принципов деятельность в сфере туризма регулируется и договорными нормами. Отдельные вопросы в области развития туризма могут регулироваться на основе двусторонних договоров между конкретными странами. Таких договоров в современном мире огромное количество, и они не поддаются никакой систематизации. Основная их цель - достичь соглашения по отдельным вопросам.

    Сотрудничество государств в области туризма осуществляется в рамках специальных договоров и соглашений: о научном и культурном сотрудничестве, в области международного транспорта, в области медицинской науки и здравоохранения и т.д., заключенных на двусторонней договорной основе.

    В последние годы Российская Федерация тоже заключила ряд двусторонних договоров, в которых регулируются вопросы сотрудничества в области туризма. Это договоры:

    по общим вопросам сотрудничества в области науки, культуры, образования, спорта, в которых содержатся статьи, касающиеся туризма;

    о сотрудничестве в сфере туризма.

    В договорах первой группы обычно содержится всего одна статья, содержащая общие положения о том, что договаривающиеся стороны будут оказывать содействие туристским обменам (туристским поездкам). В частности, такого рода нормы установлены в Соглашениях, заключенных между Правительством РФ и правительствами Республики Мали от 6 февраля 1995 г., Румынии от 27 сентября 1995 г., Монголии от 5 апреля 1995 г., Республики Таджикистан от 19 сентября 1995 г. и др.

    Основой отношений между Европейским союзом (ЕС) и Россией является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), определяющее ЕС и Россию как стратегических партнеров. Соглашение было подписано главами государств или правительств стран - членов ЕС, Председателем Европейской комиссии и Президентом Российской Федерации в июне 1994 г. на острове Корфу. Соглашение вступило в силу 1 декабря 1997 г.

    Соглашение о партнерстве и сотрудничестве основано на базовых принципах, разделяемых обеими сторонами: от содействия международному миру и безопасности до поддержки демократического общества, основанного на политических и экономических свободах. В духе равноправия и партнерства Соглашение нацелено на укрепление политических, торговых, экономических и культурных связей и ставит задачу ведения переговоров о создании в конечном счете зоны свободной торговли. В результате Соглашения начался новый политический диалог между партнерами.

    Ко второй группе договоров относятся соглашения о сотрудничестве в области туризма с правительствами Румынии от 27 сентября 1993 г., Республики Индия от 30 июня 1994 г., Доминиканской Республики от 10 октября 1994 г., Республики Болгария от 14 декабря 1994 г., Турецкой Республики от 24 марта 1995 г., Мальты от 20 июля 1995 г., Республики Куба от 15 октября 1995 г., а также с правительствами государств - участников СНГ: Туркменистана от 18 мая 1995 г., Беларуси от 21 февраля 1995 г.

    Примером одного из таких соглашений является Соглашение о сотрудничестве в области туризма, заключенное в рамках СНГ 23 декабря 1993 г. Этот документ базируется на принципах, провозглашенных Манильской декларацией по мировому туризму и Гаагской декларацией по туризму и направлен на содействие развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в области туризма (ст. 1). Одно из важнейших положений Соглашения зафиксировано в ст. 2: "стороны обязались способствовать формированию общего туристского пространства, сближению нормативных правовых документов по туризму". Данная норма договора представляется важной, поскольку из нее следует, что Россия должна учитывать в своем законодательном процессе законодательство других стран - членов СНГ, и ее законодательство должно быть максимально приближено к законодательству этих стран или, по крайней мере, не противоречить ему, что в конечном счете должно привести к формированию общего туристского пространства.

    В полном соответствии с международными принципами Соглашение предусматривает принятие согласованных мер по восстановлению традиционных и открытию новых туристских маршрутов, расширению социального туризма (ст. 3); по упрощению пограничных, таможенных и иных формальностей, по обеспечению социальной защищенности и личной безопасности туристов в стране пребывания (ст. 4).

    Поделиться