Налоговики зарабатывают больше президента. Дело о продаже должностей в федеральной налоговой службе

77 город Москва

Дата публикации: 30.09.2013

Руководитель УФНС России по г. Москве

Государственный советник Российской Федерации 2 класса

Третьякова Марина Викторовна родилась 26 февраля 1958 года на ст. Кочетовка Мичуринского района Тамбовской области.

Имеет высшее образование по специальности инженер-технолог.

На гражданской службе с 1983 года, в системе налоговых органов с 2003 года.

За время работы на государственной гражданской службе Марина Викторовна Третьякова зарекомендовала себя как опытный, ответственный, грамотный и требовательный руководитель.

В 2003-2005 годах создала и возглавила крупнейшую в стране специализированную инспекцию ФНС России № 46 в Москве по регистрации физических и юридических лиц. За время руководства данной инспекцией создала систему регистрации юридических лиц, решила главную проблему больших очередей, введя в эксплуатацию систему электронной очереди, требуя от своих сотрудников доброжелательного и корректного поведения при общении с налогоплательщиками.

В 2005 года была назначена на должность заместителя руководителя Управления ФНС России по Москве, замещала должность руководителя Управления ФНС России по Москве.

В целях создания новой структуры в системе Федерального агентства кадастра объектов недвижимости («Роснедвижимость») в г. Москве в 2005 году М.В. Третьякова перешла на должность руководителя Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве. Под ее руководством была создана Земельная кадастровая палата по г. Москве, осуществлено внедрение и наполнение базы данных системы ведения кадастра объектов недвижимости по г. Москве, на федеральных принципах начала функционировать система учета земельных участков в г. Москве, была сформирована база данных имущественного налога для г. Москвы.

С июня 2010 года по январь 2011 года занимала должность начальника Межрегиональной инспекции ФНС России по Центральному федеральному округу.

Для решения первоочередных задач по повышению качества и эффективности налогового администрирования 21 января 2011 года приказом Министерства Финансов Российской Федерации № 47 л/с М.В. Третьякова была переведена на должность руководителя Управления ФНС России по г. Москве.

М.В.Третьякова непосредственно координирует и контролирует деятельность отдела обеспечения деятельности Управления, финансового отдела, отдела кадров, отдела безопасности и профилактики коррупционных правонарушений, отдела контроля налоговых органов (в части вопросов внутреннего финансового аудита).

Курирует работу начальников всех налоговых инспекций, находящихся в ведении УФНС России по г.Москве.

Имеет медаль «В память 850-летия Москвы», Юбилейную медаль Федеральной налоговой службы «25 лет налоговым органам России», медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Почетную грамоту МНС России, Почетные грамоты Правительства Российской Федерации, ФНС России и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Благодарность Мэра Москвы.

Ознакомиться с графиком личного приема в разделе
График личного приема граждан руководителем и заместителями руководителя

Вызвала большой общественный резонанс. Спустя всего несколько дней стало известно, что сотрудники Федеральной налоговой службы в экстренном порядке изменили уже принятые решения о выдаче из бюджета нескольких миллиардов рублей мошенникам, а по еще не рассмотренным документам готовят решения об отказе в выдаче бюджетных средств. К несчастью для мошенников и их пособников в налоговых органах, этим щекотливым для многих делом заинтересовалась Федеральная служба безопасности. Мы провели собственное расследование обстоятельств этого покушения и пришли к своим выводам.

Летом 2010 года руководителем ФНС России Михаилом Мишустиным была проведена грандиозная кадровая чистка руководителей ряда московских налоговых инспекций и руководящего состава управления службы по городу Москве. Нет ничего необычного в том, что новый руководитель налогового ведомства доверил ключевые посты тем, кому он может доверять, особенно, если эта замена преследовала благие и государственно угодные цели. Однако к чему в действительности это привело?

Замена команды в ФНС началась с назначения Светланы Андрющенко заместителем Михаила Мишустина - руководителем контрольного блока, Игоря Шевченко - начальником управления кадров, а Ольги Черничук - заместителем руководителя УФНС по г.Москве. Имея прямой доступ к руководителю ФНС России, минуя своего непосредственного руководителя - начальника УФНС г.Москвы Людмилы Воробьевой - Ольга Черничук подобрала на должности ключевых московский налоговых инспекций близких ей лиц.

Так, в течение лета 2010 года в Москве были назначены новые руководители территориальных налоговых инспекций:

№ 1 - Татьяна Царева
№ 2 - Людмила Филимонова
№ 5 - Андрей Гаврилов
№ 6 - Ирина Родионова
№ 10 - Сергей Жемчужников
№ 16 - Наталья Михайлова
№45 - Владимир Носенков
№ 46 - Вадим Гужев
№ 48 - Ольга Махалова

Многие из этого списка, как например, Людмила Филимонова, Наталья Михайлова, Ирина Родионова и особенно Татьяна Царева - являются подругами Ольги Черничук, другие просто присягнули ей на верность. Некоторые руководители инспекций, как например руководители инспекций №7 Елена Никанорова, №25 Елена Химина и №28 Ольга Степанова, сразу согласились работать с новой властью и успешно сохранили свои должности.

Ключевую должность в управлении ФНС по г.Москве - начальника отдела налогообложения юридических лиц - заняла по рекомендации Ольги Черничук её подруга Елена Щетинина. Именно она возглавила легендарную комиссию УФНС по возмещению НДС.

В ФНС существует правило последующих проверок деятельности региональных инспекций,- их периодически проверяет управление ФНС РФ по соответствующему субъекту. Но и сами управления, в том числе и работа комиссии по НДС, подлежат периодической проверке. В отношении управления ФНС г.Москвы такую проверку периодически проводит сама Федеральная служба. Однако, вместо объективно большой и сложноуправляемой процедуры, проверку можно поручить инспекции ФНС РФ по соответствующему федеральному округу, для Москвы - по Центральному федеральному округу. На должность руководителя инспекции ФНС РФ по ЦФО Михил Мишустин назначил одного из самых близких ему людей - Марину Третьякову, которая занимала должность руководителя управления Роснедвижимости по г.Москве, когда этот орган возглавлял Михаил Мишустин.

Чтобы помочь честному налогоплательщику, его вопрос должен быть решен на уровне территориальной инспекции, которая проверяет предоставленные документы, проводит все необходимые проверки, в том числе и встречные проверки его контрагентов. Но чтобы посодействовать нечестному мошеннику, проверочные мероприятия инспекции должна подтвердить вся вертикаль налоговой системы. Именно так возмещается нечестный НДС ().

Конечно, недобросовестные налогоплательщики были всегда, и через это сито проверок периодически проходят незаконные возмещения. Однако их объем стабильно снижался на протяжении 2000-2010 годов. Абсолютное же большинство возмещений НДС получают очень крупные и хорошо знакомые налоговым органам налогоплательщики, имеющие многомиллиардные обороты. Так, в 3-м квартале 2010 года удовлетворены заявления по возмещению НДС по результатам 2-го квартала 2010 года в отношении 28 налогоплательщиков. Из них 26 налогоплательщиков, получивших возмещение на сумму 6,86 млрд руб., являются крупными и уважаемыми компаниями (например, ОАО «ГТ-ТЭЦ Энерго», ЗАО «ДКМ Инжиниринг», ЗАО «Южно-Уральская промышленная компания», ООО «МАН Автомобили Россия», ООО «Касторама РУС», СП «РусВьетПетро», ООО «Руиз Даймондз», ООО «МЗК», ООО «ЭсСиЭй Хайджин Продактс», ООО «ТАРКЕТТ СОММЕР», ООО «АТБ-Лизинг», ООО «ДС-Инвест», ООО «Юг-Нефтепродукт», ООО «Клиентская лизинговая компания», ООО «БизнесПро», ЗАО «Шелл Аэрофьюэлз», ООО «Луис Дрейфус Коммодитиз Восток»), а четыре из них как являющиеся крупнейшими налогоплательщиками России получили возмещение вообще без проверки («СУЭК», «ЦВ Протек», «Альянс Ойл», «ТД Томская нефтегазовая компания»).

Оставшиеся 2 подозрительных налогоплательщика ООО «Инкорпорейтинг» и ООО «Росмикс» получили из бюджета 608,6 млн рублей, что составляет менее 10% от выданного.

Но в сентябре - начале октября 2010 года в несколько московских налоговых инспекций неожиданно обратилось сразу 29 подозрительных налогоплательщиков, попросивших возместить им из бюджета 10,9 миллиарда рублей. Самое удивительное, что все налогоплательщики как будто нарочно подали заявления в полностью контролируемые Ольгой Черничук инспекции №№1,2,6,7,10,25 и 28.

Инспекция Налогоплательщик Сумма к возмещению (руб.)
ИФНС №1 ООО «Информ Связь» 249 000 000
ООО «Оптима торг» 472 000 000
ООО «Интеркорпорейтер» 386 000 000
ООО «Промторг» 513 000 000
ИФНС №2 ООО ООО «Объединение ТД» 224 000 000
228 000 000
ООО «ММСГ» 124 000 000
ООО «Таллин» 249 000 000
ООО «Зодиак» 493 000 000
ИФНС №6 ООО ООО «НьюКом» 270 000 000
ИФНС №7 ООО ООО «Торг экспо» 501 000 000
ООО «Сфера Трейд» 505 800 000
ООО «Стелс сервис» 127 600 000
ООО «Экватор» 147 800 000
ИФНС №10 ООО «Люкс» 486 000 000
ООО «Инвестстройкомпани» 349 929 916
ООО «Обувная фабрика Люкс» 393 719 387
ООО «Трейдинг Инвест» 378 706 548
ООО «Элианс» 270 610 965
ИФНС №25 ООО «Макситек» 348 545 196
ООО «Глобал Консалт» 378 283 693
ООО «Энергия» 380 684 098
ООО «Парис» 387 211 921
ИФНС №28 ООО «Фактор» 299 000 000
ООО «Мистерия» 485 591 578
ООО «Детская независимая кинокомпания» 458 777 351
ООО «Соната плюс» 498 165 166
ООО «Элит Статус» 298 473 843
ООО «Весконт» 379 960 286
ООО «Кантри Плюс» 260 010 753

Все эти организации обосновали свое право на возмещение абсолютно идентичным комплектом документов: каждая из этих организаций купила большое количество какого-нибудь товара, ранее ввезенного из-за границы, из которого смогла реализовать лишь ничтожную часть. В течение октября - начала ноября 2010 года по всем таким заявлениям проводились стандартные мероприятия налогового контроля, которые подтвердили факт ввоза товара из-за границы, аренды налогоплательщиками складов для его хранения и даже нахождения на этих складах неких коробок, в которые вроде бы был упакован некий товар.

Право на возмещение НДС каждая из организаций обосновала комплектом документов, который был изготовлен сотрудниками Александра Удодова, известного своими близкими отношениями с Ольгой Черничук, и близкого друга Михаила Мишустина. Не беспокоя уважаемого начальника, Александр Удодов сам передал сведения о поданных документах Ольге Черничук и вообще по всем текущим вопросам общался с ней напрямую.

В свою очередь, о подаче документов на возмещение Ольга Черничук предупредила каждого из начальников инспекций, передав им название и ИНН интересующего её налогоплательщика, а кроме того, попросила начальников инспекций провести проверку в кратчайшие сроки и не уделять ей слишком много времени, предоставив возможность принять решение по налогоплательщику комиссии по НДС.

Честный и незаинтересованный член комиссии, а уж тем более её руководитель, имеющий практически безграничное влияние на своих подчиненных, несомненно отказал бы в возмещении, однако по многим заявлениям территориальными органами были составлены положительные заключения, а комиссией уже были приняты положительные решения о возмещении. Не смутили комиссию ни явные опечатки в документах, ни совершенно необычная деятельность всех этих налогоплательщиков, ни поразительно похожие документы у всех налогоплательщиков. Удивительно формально подошли к анализу документов и сотрудники 7-го ОРБ ДЭБ МВД России, куда (и только туда!) все территориальные налоговые инспекции передавали материалы для проведения необходимой проверки территориальные налоговые органы.

Формальная мотивация всех этих инстанций вполне очевидна - налогоплательщик купил товар и оплатил его с НДС, причем товар был приобретен у организации, которая заплатила ранее всю сумму НДС непосредственно в бюджет в составе совокупного таможенного платежа, когда ввозила его на территорию России. Но секрет этого возмещения до безобразия прост: никакого товара налогоплательщики не покупали, а предоставленные ими документы - грубая подделка.

Так и был бы выдан из бюджета этот фантастический объем НДС, если бы им не заинтересовалась Федеральная служба безопасности России, а сведения о предстоящем возмещении оказались в СМИ.

В начале ноября 2010 года в ФНС России, УФНС по г. Москве и территориальных инспекциях началась ураганная деятельность. Получив сигнал о серьезной проблеме, Михаил Мишустин поставил перед Ольгой Черничук задачу - заново и немедленно провести проверки поданных документов и заменить уже принятые положительные решения и заключения на отказные.

В настоящее время в инспекциях №№1, 2, 6, 7 идет авральная работа по подготовке отрицательных заключений по нерассмотренным документам, поскольку в этих инспекциях сроки большинства проверок уже подходят к концу, а в инспекциях №№10, 25 и 28, получивших заявления позднее других инспекций, это еще предстоит сделать.

Елена Щетинина с тревогой за свое будущее переделывает заключения комиссии по НДС, а сотрудники 7-го ОРБ ДЭБ МВД России, несмотря на празднование Дня Милиции, срочно составляют материал о выявленном покушении на преступление. Однако, маловероятно, что такая запоздалая профанация в духе постсоветского бюрократизма поможет руководителям ФНС России.

Хотя, подобная профанация свойственна Михаилу Мишустину. Так, например, написав однажды книгу про учет недвижимости и ведение его кадастра, он, перейдя на работу в ФНС, просто заменил её название на «Администрирование имущественного налогообложения в России» и сделал из неё докторскую диссертацию, забыв, правда, исправить и без того весьма спорное содержание. Так что, когда читаешь книгу о налогах, можешь узнать кое-что о системе кадастрового учета, и почти ничего о налогах. Кроме того, очевидно зная дату создания налоговых органов России - 31 декабря 1991 года, Михаил Мишустин пафосно объявил о праздновании в этом году юбилея, 20-летия службы, накинув еще один годик по принципу «Тысячелетия Казани», и пригласив на торжество всевозможных руководителей аналогичных органов из-за рубежа и выделив на это серьезный бюджет. Получается, что согласно летоисчислению Михаила Мишустина, президент России Путин В.В. зря поздравлял коллектив службы с её пятнадцатилетием четыре года назад, тогда надо было праздновать 16-летие. Почему-то никто, кроме самого Мишустина, об этом не знал 4 года назад.

Все это говорит о Михаиле Мишустине как о безусловно талантливом человеке, который способен найти простой выход из любой ситуации. Вот и сейчас, глава ФНС России, нашел способ отмежеваться от внезапно возникшей проблемы. Он сделал толстую подборку документов этих 29 и возмещенных в предыдущем квартале 2 налогоплательщиков и свою неделю начал с визитов в самые разнообразные высокопоставленные кабинеты. Говорят, заходя к очередному своему приятелю, он повествует о том, как он неожиданно обнаружил, сколь много мошенников возмещало НДС до его прихода и объявляет о том, что он смог пресечь этот канал разворовывания бюджета. В подтверждение своих слов он просит ознакомиться с документами компаний, из которых следует, что они были зарегистрированы и поставлены на учет в инспекции еще в 2009 году, то есть до прихода его в службу и до выстраивания им контрольной вертикали. Документы, конечно, никто не читает, но выглядит это - очень убедительно.

При этом, Михаил Мишустин цинично умалчивает о том, что абсолютно все эти компании сменили своих владельцев летом-осенью 2010 года, то есть были «готовыми ООО», зарегистрированными для продажи, и были куплены теми, кому нужно было подать заявления о возмещении налога только лишь в контролируемые Михаилом Мишустиным через Ольгу Черничук инспекции. Нет никаких объяснений тому, что количество поданных в четвертом квартале подозрительных налоговых деклараций превышает число таких же деклараций в 15 раз по количеству и в 18 раз по размеру НДСа, - не рассчитывая на успех ни один мошенник не изготовит и не подаст в инспекции столь большое количество документов одной лишь забавы ради. Конечно же, преступники имели четкие гарантии того, что заявления о возмещении НДС будут удовлетворены и именно поэтому не придавали серьезного значения качеству их изготовления. Это, безусловно, не доказывает, что Михаил Мишустин - соорганизатор этого преступления или просто пообещал за вознаграждение содействовать хищению, но подозрения уж больно серьезные. А почему ФНС России решило разобраться с недобросовестными налогоплательщиками только лишь после скандальных публикаций в прессе и зачем аврально менять уже подготовленные заключения по ним, объяснить вообще невозможно.

Но все удается удачливому главе налоговой службы. В начале скандала, Мишустин пытался свалить вину на руководителя УФНС по г.Москве - Людмилу Воробьеву, но та столь жестко возмутилась этому, заявив, что Мишустин отстранил её от кадровой политики и от контроля за комиссией по НДС, что поневоле признала роль Ольги Черничук во всем этом. Тогда глава ФНС РФ решил «сдать» Ольгу Черничук и Александра Удодова. Так, в ответ на вопрос о своих взаимоотношениях с Александром Удодовым, Михаил Мишустин говорит сейчас, что плохо помнит такого человека, а Ольге Черничук он и вовсе не давал никаких указаний, так что, если подтвердиться, что она действительно причастна к покушению на возмещение НДС, она сделала это по собственной инициативе, либо по просьбе своего бывшего любовника - Александра Удодова. Сложно, конечно, Михаилу Мишустину говорить такие слова после того, как он вместе с Удодовым столько раз летал на частном самолете (оплачивал, естественно, Удодов).

Положение же Ольги Черничук, прямо скажем, незавидное. Если только дело не удастся замять, никто не захочет нести ответственность за чужое, и на допросах все сотрудники налоговых органов конечно же расскажут о данных Ольгой Черничук указаниях. Во только самой Ольге Черничук указать не на кого, поскольку её слову никто не поверит против слова руководителя федерального органа исполнительной власти - члена Правительства России Михаила Мишустина, который, к тому же, как оказывается, совершенно не знаком с предположительным организатором аферы Александром Удодовым, а вот, напротив, Ольга Черничук очень с ним близка.

Вместо заключения: Вот какая мысль не дает покоя, - независимо от степени причастности Михаила Мишустина к хищению, 10 миллиардов рублей было заявлено всего лишь за третий квартал 2010 года. А что было бы дальше в случае успеха? Новые такие же заявления на возврат НДС из бюджета? Такими темпами мошенники за год (за четыре квартала) похитили бы из бюджета более миллиарда евро.

Как возмещается НДС

Все юридические лица покупают товары и услуги, перечисляя своим контрагентам оплату с включенной в неё суммой налога на добавленную стоимость. Когда товар или услуга продается, налогоплательщик тоже получает оплату с включенной в него суммой НДС. В случае, если налогоплательщик получил НДСа больше, чем заплатил, разницу он перечисляет в бюджет. Если же он заплатил НДСа больше, чем получил от своих покупателей, разница возмещается ему бюджетом.

Обычный предприниматель всегда должен НДС бюджету, потому что стоимость материалов и оборудования не может быть больше его выручки, - работающие себе в убыток предприниматели не предусмотрены принципами рыночной экономики. Из этого правила, конечно, бывают исключения, например, когда предприниматель закупил много товара и заплатил за него с учетом НДС, а потом не смог реализовать этот товар. В то же время, закупленный товар наверняка будет реализован позднее. И тогда, имея право на возмещение НДС, предприниматель заплатит его обратно в бюджет после реализации товара.

Чтобы получить возмещение НДС по закупленным, но временно не реализованным товарам, налогоплательщик подает в налоговую инспекцию по месту своего нахождения налоговую декларацию и заявление о возмещении НДС. Получив такую декларацию, налоговая инспекция в течение 3-х месяцев проводит её проверку, чтобы исключить неправомерное возмещение. Уполномоченный налоговый инспектор истребует у налогоплательщика документы, подтверждающие приобретение товара, не распроданного в срок, осматривает этот товар, опрашивает руководителей и сотрудников организации, направляет запрос о проведении встречной проверки контрагента, у которого был закуплен товар, проверяет, был ли перечислен контрагентом НДС в бюджет, на какие средства приобретался товар и многое другое. Почти всегда, документы налогоплательщика также направляются в орган внутренних дел для проведения процессуальной проверки на наличие возможных признаков мошенничества. Нередко налоговые инспекции просят сотрудников милиции провести часть работы за них, в первую очередь, касающуюся опроса сотрудников налогоплательщика и его контрагентов или проведения осмотров.

Результатом работы территориальной инспекции является заключение, которое предоставляется в комиссию по НДС в управление по субъекту федерации. Задача комиссии состоит в том, чтобы оценить результаты проверки и принять решение, оформляемое протоколом. На основании такого протокола, руководитель территориальной инспекции принимает формальное решение о возмещении налога и дает указание казначейству перечислить налогоплательщику возмещаемую сумму НДС из бюджета. Обоснованность возмещения также проверяется впоследствии ФНС России или инспекцией по федеральному округу.

Если территориальная инспекция не обнаружит признаков недобросовестности налогоплательщика, ни комиссия, ни управление, ни ФНС России не могут опровергнуть её доводов, поскольку других документов в их распоряжении попросту нет. Однако, вышестоящие контрольные органы могут признать проведенную проверку неполной. Поскольку сама территориальная инспекция объективно не заинтересована в том, чтобы помогать налогоплательщику, все проверки проводятся очень тщательно и полно.

Дата и место рождения: 3 марта 1966 года, г. Москва
Образование: Высшее. В 1989 году окончил Московский станкоинструментальный институт (СТАНКИН) по специальности «системы автоматизированного проектирования».
Специальность, ученая степень, звание: Инженер - системотехник, инженер-исследователь. Доктор экономических наук.
Действительный государственный советник Российской Федерации I класса.

Трудовой путь:

С 1989 г. по 1992 г. – аспирант Московского станкоинструментального института.

В 1992 – 1995 гг. – директор тестовой лаборатории Международного компьютерного клуба, в 1995-1996 годах - заместитель генерального директора Международного компьютерного клуба, председатель правления Международного компьютерного клуба.
В августе 1998 года назначен на должность заместителя руководителя Государственной налоговой службы России. С марта 1999 года по март 2004 года являлся заместителем Министра Российской Федерации по налогам и сборам.
С марта 2004 года по декабрь 2006 года возглавлял Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
С января 2007 по март 2008 года руководил Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами.
В марте 2008 года М.В. Мишустин стал президентом группы компаний UFG («ОФГ Инвест») - одной из крупнейших работающих в России компаний в сфере управления активами, прямыми инвестициями, а также паевыми инвестиционными фондами совместно с Deutsche Bank.
6 апреля 2010 года Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина № 507-р "О руководителе Федеральной налоговой службы" Мишустин Михаил Владимирович назначен руководителем Федеральной налоговой службы.
М.В. Мишустин – автор монографии об информационно-технологических механизмах государственного налогового администрирования и монографии об информационно-технологических основах администрирования имущественных налогов.

Непосредственно координирует и контролирует деятельность:

  • Управления кадров
Ведёт вопросы:
  • Осуществляет руководство Федеральной налоговой службой, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Федеральную налоговую службу задач и функций, распределяет обязанности и координирует деятельность заместителей руководителя Федеральной налоговой службы.
  • Организует работу по реформированию системы налоговых органов на основе современных методологических подходов и информационных технологий.
  • Решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе.
  • Непосредственно рассматривает вопросы структур центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы, их соответствия решаемым задачам, кадровой политики и государственной гражданской службы, внутренней безопасности.
  • На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Федеральной налоговой службы.
  • Учреждает и награждает в установленном порядке ведомственными наградами, нагрудными знаками и почетными грамотами работников налоговых органов, а также граждан, оказавших им содействие.
  • Координирует вопросы организации обеспечения мероприятий и работ по комплексной защите информации на всех этапах технологических циклов ее создания, переноса на носитель, обработки и передачи в соответствии с единой политикой обеспечения информационной безопасности, контроля за эффективностью предусмотренных мер защиты конфиденциальной информации в налоговых органах.
  • Координирует работу по осуществлению контроля за эффективностью предусмотренных мер защиты налоговой тайны и конфиденциальной информации в налоговых органах.
  • Координирует вопросы защиты сведений, составляющих государственную тайну, организации и контроля безопасности деятельности налоговых органов, осуществлению мероприятий по профилактике правонарушений и проявлений коррупции среди работников налоговых органов, по обеспечению мобилизационной подготовки и гражданской обороны налоговых органов.

В январе этого года столичные налоговые органы оказались в эпицентре крупного скандала, связанного с продажей должностей. В Управлении ФНС сотрудниками ФСБ была проведена спецоперация, в ходе которой был задержан заместитель начальника контрольного отдела Андрей Моросанов. Также под арестом оказались и.о. директора по экономическим вопросам Центра уникального приборостроения РАН Павел Свердлов и его советник, бывший сотрудник налоговых органов Николай Ананьев.

30 августа судьба мошенников решилась: Кунцевский суд Москвы вынес приговор по делу о продаже должностей в Федеральной Налоговой Службе. Все трое обвиняемых были признаны виновными. Моросанов и Свердлов получили по 2 и 2,5 года колонии, Ананьев отделался условным сроком. Дело рассматривалось в особом порядке, так как все трое сразу после арестаприняли решение сотрудничать со следствием , а также полностью признали свою вину и раскаялись в содеянном.

Напомним, уголовное дело было возбуждено в январе 2012 года после обращения в ФСБ сотрудника УФНС по Московской области Александра Кирша, которому мошенники пообещали продвижение по службе за денежное вознаграждение в размере 15 млн. рублей. По информации следствия, Свердлов, Моросанов и Ананьев неоднократно получали деньги за лоббирование интересов тех или иных людей при назначении на различные должности в ФНС.

До прихода на должность замначальника контрольного отдела управления, Моросанов непродолжительное время успел поработать в должности заместителя начальника отдела безопасности в УФНС Подмосковья. Вскоре он уволился, однако 2 года назад вновь вернулся на госслужбу, уже в московское управление. Вероятно, повторное назначение Моросанова было связано с письмом высокопоставленных руководителей ФНС России на имя руководителя московского УФНС с просьбой положительно рассмотреть вопрос утверждения его в должности замначальника отдела.

Подобная схема в налоговых органах широко распространена и применяется давно: на руководящие должности назначаются «свои» люди - проверенные, «лояльные» к руководству. О нескольких наиболее ярких примерах «своих людей» речь и пойдет далее.

Заместитель Руководителя УФНС России по Московской области , В ладимир В ладимирович Григорьев

Свою карьеру Владимир Григорьев начал с должности начальника отдела выездных проверок межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Москве № 45. Так как именно эта инспекция контролирует строительные организации на территории Москвы, не исключено, что Григорьев, возможно, принимал активное участие в схемах по возмещению НДС по строительным работам и экспорту стройматериалов. А такие привилегии полагаются только проверенным, «своим» людям. После работы в 45-ой налоговой Григорьев пошел вверх по карьерной лестнице. В 2009 году молодой, но уже опытный в подобных «своих» делах Григорьев, по результатам специально организованного повторного конкурса, был назначен советником отдела рассмотрения судебных споров с налогоплательщиками федеральных округов Российской Федерации Правового управления центрального аппарата ФНС России. Для «своих» людей подобный стремительный карьерный взлет в ФНС - не редкость. Затем Григорьев был повышен до заместителя руководителя УФНС России по Московской области, где он и работает до сих пор. В настоящий момент в его ведении контрольный блок, ряд налоговых инспекций и межрайонная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам Московской области. Именно Григорьев координирует деятельность отделов УФНС России по Московской области. А это уже символизирует крайнюю степень доверия со стороны руководства ФНС России.

Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы России, Наталья Савельевна Завилова.

Особая роль в назначении налоговиков на руководящие должности Центрального федерального округа отведена Наталье Завиловой. Карьера ее началась в территориальной налоговой инспекции г. Павловский Посад, где она трудилась программистом, но была уволена, как утверждают бывшие коллеги Натальи, «за сплетни, интриги и нездоровый карьеризм».

Возможно именно эти черты характера привели Наталью Завилову в Министерство по налогам и сборам, где состоялось ее знакомство с Михаилом Мишустиным. Впоследствии Мишустин и Завилова вместе были уволены из Министерства, а затем также совместно перешли на работу в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость).

Михаил Мишустин, после назначения на должность руководителя Роснедвижимости, взял Наталью Завилову начальником Управления кадастровых палат. Но и в этом ведомстве отношения с коллективом у Натальи не сложились - после ее ухода коллеги вздохнули с облегчением, утверждая, что бывшая начальница была полностью некомпетентна в вопросах работы землеустроительной службы.

Ушедший впоследствии в Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) Мишустин, не взял с собой давнюю подругу. Однако затем Завилова неожиданно оказалась назначена начальником аналитического управления центрального аппарата ФНС России, что вызвало немало удивления у сотрудников управления. После назначения Завилова принялась устанавливать на вверенной ей территории «свои» порядки. Например, назначила начальником ИФНС по г. Павловскому Посаду свою приятельницу Л. Шуйкову, вероятно, переняв «схему» работы налоговиков: назначать «своих» людей для решения важных ведомственных вопросов в свою пользу. Ведь «свои» не подведут, по крайней мере, до тех пор, пока не попадутся в руки закону.

Бывший заместитель руководителя ФНС России, Янков Кирилл Вадимович

Отметим, что ранее одним из особо «приближенных» к Руководителю ФНС России Михаилу Мишустину был его заместитель - Кирилл Янков, который в феврале этого года, сразу после ареста Моросанова, был уволен из налоговых органов.

В ФНС Янков пришел в мае 2010 года, ранее он работал с Мишустиным в качестве его заместителя в Роснедвижимости и в Федеральном Агентстве по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ).

Источник в налоговых органах сообщил ФИЦ «Аналитика и Безопасность», что, вероятно, не без помощи Кирилла Янкова состоялся переход на работу в налоговые органы Марины Третьяковой, которая с июня 2010 года по январь 2011 года возглавляла МИФНС России по ЦФО. В свою очередь, Третьякова, как утверждает источник, во время работы в налоговых органах, поспособствовала назначению на должность осужденного Моросанова.

Вскоре после ареста Андрея Моросанова, Кирилл Янков также покинул налоговые органы с формулировкой «по собственному желанию». Однако источник ФИЦ сообщил, что увольнение Янкова могло быть связано с некой аферой, в ходе которой состоялась возможная передача крупной денежной суммы, предназначенной Янкову. По словам источника, эта сумма предназначалась от одного из руководителей налоговой инспекции, который был назначен на должность не без вмешательства Янкова.

Одним из возможных протеже Янкова может являться его бывший помощник - Д. Пенкин, который в настоящее время занимает должность начальника Межрайонной ИФНС Росси №10 по Московской области. До работы в налоговых органах Пенкин, у которого отсутствует экономическое образование, также успел поработать в Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) в должности начальника отдела обработки информации № 11 ФГУ «Кадастровая палата» по Московской области в подмосковном городе Коломна.

Вероятно, благодаря протекции Янкова Пенкин сменил место работы, и вслед за Янковым перешел в налоговые органы.

Вот всего несколько примеров кадровой политики, которой руководствуются высокопоставленные сотрудники ФНС при назначении на должность. Исходя из такого подхода к подбору кадров, следует неутешительный вывод, что подобная практика распределения должностей в налоговой службе укладывается в общую «философию», на основании которой руководство ФНС России выстраивает работу всей службы. Вероятно, ее можно свести к нескольким лозунгам, которые не внушат оптимизма гражданам, исправно отчисляющим налоги в карманы преступников.

«УНП» проанализировали доходы 120 высших руководителей ФНС: главы службы, 10 его замов, двух помощников, трех советников, 22 руководителей управлений центрального аппарата и 82 глав региональных управлений службы. Данные по УФНС Чеченской Республики сервис их не выдает из-за ошибки, как и год назад!

В целом доходы налоговиков упали. В прошлом году максимальный заработок составлял 19,5 млн. рублей, теперь - 18,9 млн. рублей в год. Тем не менее у многих руководителей в ФНС доходы выше, чем у Президента РФ. Владимир Путин задекларировал 8,9 млн. рублей. Это в два раза меньше, чем у руководителя ФНС, и даже меньше, чем у его всевозможных замов.

Список лидеров второй год возглавляет руководитель ФНС — Михаил Мишустин, хотя за прошлый год он заработал на 587 тыс. рублей меньше. Доходы его супруги сократились на 3,6 млн. рублей - до 77,3 млн. рублей. Она заняла второе место среди всех причастных к налоговой службе.

На первом месте среди родственников сотрудников ФНС оказалась жена зам. руководителя ФНС Даниила Егорова. Она задекларировала 80,9 млн. рублей. Но она сильно недотягивает до предыдущего лидера - мужа зам. руководителя УФНС по Омской области. В 2015 году он получил 112,5 млн. рублей.

Глава ФНС Михаил Мишустин оказался единственным, кто удержался в списке лидеров. Остальной состав за последний год полностью сменился. Рейтинг покинули заместители руководителя службы Светлана Андрющенко, Даниил Егоров и Алексей Оверчук. Хотя их доход мало изменился и по-прежнему составляет 7–8 млн. рублей.

Не задержался на вершине и глава УФНС Калужской области Сергей Зайцев. В прошлогоднем рейтинге он занимал второе место, но за год его заработок уменьшился на 5,4 млн. рублей. Теперь у него средний доход для руководителя регионального управления - 4,5 млн. рублей.

Многие замы в ФНС зарабатывают больше, чем руководители управлений налоговой службы. Среди заместителей мы выделили пятерку самых обеспеченных:

1) Елена Евдокимова , зам. руководителя УФНС по г. Москве (14,2 млн. руб.);

2) Алексей Могила , зам. руководителя УФНС по г. Севастополю (9,8 млн. руб.);

3) Александр Петрик , зам. руководителя УФНС по Красноярскому краю (6,5 млн. руб.);

4) Юлия Шилова , зам. руководителя УФНС по г. Москве (5,2 млн. руб.);

5) Ирина Платова , зам. руководителя УФНС по г. Москве (5,1 млн. руб.).

Меньше всех из руководства налоговой службы за 2016 год заработала зам. руководителя УФНС Тамбовской области — Яна Хрущевская. Она задекларировала лишь 288 тыс. рублей. Ее доход составлял всего 24 тыс. рублей в месяц. Это даже меньше, чем у прошлогоднего антирекордсмена. Им оказался зам. руководителя управления ФНС по Северной Осетии с доходом 35 тыс. рублей в месяц.

Поделиться