Что такое государственная корпорация определение. Государственные корпорации в российском законодательстве

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация , учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Форма госкорпорации появилась в России в 1999 г., когда было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) для помощи проблемным банкам . Возвращение к этой форме произошло в связи с тем, что существуют сферы, в которые частному бизнесу невыгодно вкладывать свои средства, или прибыль возможна, но только в долгосрочной перспективе. А также потому, что не было иной организационно-правовой формы юридических лиц , подходящей для эффективной деятельности в выполнении функций, осуществляемых госкорпорациями: открытые акционерные общества являются коммерческими организациями и, следовательно, преследуют цель извлечение прибыли, а для государственных унитарных предприятий характерна недостаточная оперативность и гибкость в принятии решений, что не способствует эффективной деятельности.

Государственные корпорации создаются на основании федерального закона. В настоящее время в России ведущими госкорпорациями являются Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Российская корпорация нанотехнологий, Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (Олимпстрой), Государственная корпорация «Ростехнологии», Агентство по страхованию вкладов.

Организационное единство . По своему правовому статусу государственная корпорация ближе всего стоит к государственному учреждению. Но у нее нет учредительных документов . Каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона, устанавливающего особенности ее правового положения. Закон должен определять ее наименование, цели деятельности, место нахождения, порядок управления , в том числе органы государственной корпорации и порядок их формирования, порядок назначения и освобождения должностных лиц корпорации, порядок реорганизации и ликвидации корпорации, порядок использования имущества государственной корпорации в случае ее ликвидации.

Имущественная обособленность . Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В случаях, установленных законом (ст. 18 ФЗ о банке развития), за счет части имущества государственной корпорации может быть сформирован уставный капитал , который определяет минимальный размер имущества государственной корпорации, гарантирующего интересы ее кредиторов .

Государственная корпорация использует имущество для целей, определенных законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Государственная корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Государственная корпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества в соответствии с законом, предусматривающим создание государственной корпорации.

Самостоятельная имущественная ответственность . Государственная корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное.

Государственные компании введены в российскую систему юридических лиц сравнительно недавно, в июле 2009 г.

Государственной компанией признается некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная Российской Федерацией на основе имущественных взносов для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. Государственная компания создается на основании федерального закона (ст. 7.2 ФЗ о некоммерческих организациях).

Как и государственные корпорации, государственные компании создаются на основании имущественного взноса Российской Федерации, а учреждаются на основании федерального закона. Они могут быть признаны несостоятельными (банкротами), только если такая возможность предусмотрена федеральным законом об их учреждении.

Имущество, переданное государственной компании Российской Федерацией в качестве имущественных взносов, а также имущество, созданное или приобретенное государственной компанией в результате собственной деятельности государственной компании, за исключением имущества, созданного за счет доходов, полученных от осуществления деятельности по доверительному управлению, является собственностью государственной компании, если иное не установлено федеральным законом.

Главное отличие государственной компании от государственной корпорации состоит в том, что государственная компания ориентирована на оказание государственных услуг. В настоящее время учреждена Государственная компания «Российские автомобильные дороги».

Государство является крупнейшим акционером российского рынка. Доля компаний с госучастием, раскрывающих свою структуру владельцев, в индексе МосБиржи достигает как минимум 45% и во многих наиболее крупных и ликвидных активах существенной частью акций владеет Российская Федерация.

Под компанией с государственным участием в этой статье подразумевается организация, в которой пакет акций принадлежит государству напрямую или косвенно через зависимые предприятия, институты или субъекты РФ, что предоставляет права на получение части прибыли от деятельности акционерным обществом в виде дивидендов, а также на участие в управлении АО. Для понимания степени влияния субъектов государственной власти на каждую отдельную организацию будем рассчитывать эффективную долю государства.

Эффективная доля государства — это часть голосующих акций эмитента, которая находится в прямом или косвенном владении государственных структур.

Как устроена система

Система управления публичными государственными активами довольно децентрализована. Номинальными владельцами имущества РФ являются Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), подведомственное Правительству РФ, ГК Ростех и ГК Внешэкономбанк, являющиеся некоммерческими организациями, а также Центральный Банк РФ. Также в список компаний включены доли субъектов РФ и муниципальных органов, хотя в чистом виде госкомпаниями их называть, конечно, нельзя.

Самая большая доля федеральной собственности приходится на Росимущество. Под контролем этого органа исполнительной власти находятся более 30 публичных компаний с учетом зависимых обществ.

Компании, акции которых торгуются на Московской бирже

АЛРОСА — Совокупная доля государственного влияния составляет 66%. Из них 33% акций ПАО принадлежит Росимуществу. 25% приходится на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и 8% на администрации районов этой же Республики.

АЛРОСА-Нюрба — на 87,47% принадлежит материнской компании АЛРОСА. 10% находится во владении регионального уровня, эффективная доля государства составляет 67,76%.

Аэрофлот — контрольным пакетом владеет Росимущество (54,7%), также в акционерах присутствует Ростех (3,5%).

Башнефть-ао — самый крупный пакет находится у Роснефти 57,7% от уставного капитала или 69,3% от голосующих акций, которая относится к Росимуществу. Блокирующий пакет принадлежит республике Башкортостан (25,8%). Эффективная доля государства 60,5%.

ВТБ — на сайте банка заявлено, что Росимущество владеет 60,93% акционерного капитала, сформированного обыкновенными акциями, но кроме этого 3,1% голосов приходится на ФК Открытие и 6% на Бинбанк, которые на текущий момент подконтрольны Центральному Банку.

Газпром — контрольный пакет «национального достояния» находится в руках Росимущества через пакеты принадлежащие Росимуществу (38,4%), и контролируемым им организациям: Роснефтегазу (11%) и Росгазификации (1%). Общий пакет составляет чуть более 50%.

Газпром нефть — на 96% принадлежит Газпрому, а следовательно на 47,8% государству.

Интер РАО — 27,6% компании сосредоточено у Роснефтегаза, т.е. Росимущества. 9,2% находится на балансе ФСК ЕЭС. Учитывая квазиказначейский пакет эффективная доля государства составляет 44,3%.

Иркут — авиастроительная корпорация имеет одну из самых высоких эффективных долей государства — 95,7%. 87% Акций компании находятся на балансе Объединенной авиастроительной компании (ОАК), еще 8,7% принадлежит ПАО «Компания Сухой», большая часть которой также контролируется ОАК.

Камаз — 49,9% контролирует госкорпорация Ростех. С учетом квазипакета эффективная госдоля составляет 51,8%.

Корпорация ВСМПО-АВИСМА — 25% акций принадлежит 100%-ой дочерней организации Ростеха ООО «РТ-РАЗВИТИЕ БИЗНЕСА».

Московская биржа — Московская биржа была учреждена крупнейшими банками в 1992 г. С тех пор около 25% акций биржи принадлежат ЦБ, Внешэкономбанку и Сбербанку с долями 11,8%, 10% и 8,4% соответственно.

Мосэнерго — часть Газпром энергохолдинга, принадлежащая ему на 53,5%. 26,5% находятся на муниципальном уровне в собственности г. Москва. Эффективная доля государства — 53,2%.

НМТП — После недавнего приобретения Транснефти, совокупная эффективная доля государства в НМТП составила 80,6%, 20% из которых обеспечиваются акциями порта на балансе Росимущества.

Объединенная авиастроительная компания — 96,8% этой компании контролируется государством. Росимущество сконцентрировало у себя 92,3% ценных бумаг компании, еще 4,5% принадлежат Внешэкономбанку.

Объединенная вагонная компания — 24,3% принадлежат ФК Открытие, которое полностью перешло под крыло ЦБ РФ.

ОГК-2 — эффективная доля государственных структур находится на уровне 38,5%. Такое влияние обеспечивается за счет 77% бумаг компании во владении дочерних обществ Газпрома.

Роснефть — крупнейшая российская нефтяная компания на чуть более чем 50% принадлежит акционерному обществу «Роснефтегаз», которое, в свою очередь, находится в 100% владении Росимущества.

Россети-ао — крупнейший энергетический холдинг России, находится в руках государственных органов на 88,9%. Имеет множество дочерних организаций, которые за счет высокого государственного участия в материнской компании также имеют высокую зависимость от госструктур.

Ростелеком-ао — один из крупнейших телеком операторов РФ, держателями акций которого выступают Росимущество и Внешэкономбанк. Наличие квазипакета на балансе ООО «Мобител» обеспечивает эффективную государственную долю в 54,9%

Русгидро — гидрогенерирующий холдинг, эффективная госдоля в котором составляет 75,4%. 60,6% контролирует Росимущество, 13,3% удерживает ВТБ. Также в структуре акционеров находится дочерняя организация ВСМПО-АВИСМА, контролирующая пакет в 6%.

Сбербанк-ао — банк заявляет о том, что 50% + 1 акция принадлежит ЦБ РФ, но это с учетом привилегированных акций, которые не имеют права голоса. При этом доля ЦБ от голосующих бумаг составляет 52,3%, т.е. влияние мегарегулятора чуть сильнее. Остальные доли самого крупного российского банка находится в свободном обращении.

Татнефть-ао — эту компанию нельзя в полной мере назвать акционерным обществом с госучастием. 34% от уставного капитала общества принадлежит уровню субъекта РФ, республике Татарстан, структуру владельцев голосующих акций эмитент не раскрывает.

ТГК-1 — еще один актив Газпром энергохолдинга. Доля акций генерирующей компании принадлежащей Газпрому составляет 51,8%, соответственно эффективная госдоля — 25,9%.

Транснефть — государственная компания в чистом виде, 100% голосующих акций этой естественной монополии принадлежит РФ через Росимущество. На Московской бирже можно приобрести только привилегированные бумаги эмитента.

Общая картина публичной государственной собственности выглядит примерно так:

Отдельный индекс

Московская биржа выделила отдельный индекс для компании с государственным участием — MOEX SCI. В основе индекса на 2018 г. лежат 16 акций: АЛРОСА, Ростелеком, Газпром, Россети, ВТБ, РусГидро, Роснефть, ФСК ЕЭС, Татнефть, Транснефть, Интер РАО, Башнефть, Аэрофлот, Сбербанк и НМТП.

Примечательно то, что С 2012 по 2017 гг. индекс МосБиржи вырос на 43%, в то время как индекс компаний с государственным участием показал рост в 72%. При этом относительно отраслевых индексов MOEX SCI также выглядит неплохо.

На графике видна довольно сильная корреляция индексов MOEX SCI и MICEX O&G. С учетом того, что более 50% индекса SCI приходится на добывающие компании, нельзя однозначно сказать, что опережающая динамика госкомпаний обусловлена их эффективностью, а не общим ростом в нефтегазовом секторе.

Феномен российских государственных корпораций заключается в поиске средств реализации идеи государственно-частного партнерства. Одним из целевых направлений создания госкорпораций является решение системных стратегических социально-экономических задач, имеющих общегосударственное и общественное значение, для решения которых необходимы огромные капиталы, исключительные организационные усилия, значительные сроки и административные полномочия. Кроме того, решение данных задач, возложенных на госкорпорации, не имеет быстрой коммерческой отдачи. При этом для существующих в настоящее время госкорпораций характерно то, что они, исходя из целей создания и специфики деятельности, отличаются не только от других коммерческих и некоммерческих организаций, но и друг от друга, имеют разный порядок управления, реорганизации и ликвидации, использования имущества и форм отчетности.

Возникновение новой организационно-правовой формы юридического лица – государственной корпорации – связано не только с необходимостью создания оптимальной модели управления государственным имуществом, но и с развитием экономики страны в целом как высокотехнологичной, инновационной, прогрессивной, наукоемкой системы.

В настоящее время особенности правового положения госкорпораций, цели ее деятельности, порядок управления, назначения должностных лиц, использования имущества, полномочия, функции и другие вопросы, касающиеся создания и организации деятельности и ответственности госкорпораций регулируются отдельно принятыми специально для этих целей федеральными законами.

Законы о государственных корпорациях:

  • Федеральный закон от 1.12.2007 г. N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;
  • Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии»
  • Федеральный закон от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» (государственная корпорация «Олимпстрой»);
  • Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
  • Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий»;
  • Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития» (Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк));
  • Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (Агентство по страхованию вкладов);
  • Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28.09.2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».
  • Деятельность государственных корпораций регулируется также принятыми в соответствии с вышеназванными законами нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Общие вопросы, касающиеся имущества, обязательств, ответственности госкорпораций, регламентируются Главой II Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (статья 7.1). В данном законе дается понятие государственной корпорации, под которым понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

В законе также предусмотрено, что имущество, переданное госкорпорации Российской Федерацией, является собственностью госкорпорации. Госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам госкорпорации, если законом, предусматривающим создание госкорпорации, не предусмотрено иное.

Законом о некоммерческих организациях установлено ограничение по использованию имущества госкорпорации: госкорпорация вправе использовать свое имущество исключительно для целей, определенных законом, предусматривающим ее создание.

Госкорпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям.

Госкорпорация обязана ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, проводимому аудиторской организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Годовой отчет публикуется и размещается на официальном сайте госкорпорации с учетом требований законодательства о государственной тайне. На официальном сайте госкорпораций также должна быть размещена стратегия деятельности госкорпорации. Опубликованный и размещенный в Интернете годовой отчет должен содержать информацию о выполнении данной стратегии деятельности госкорпорации.

Законом предусмотрена возможность инвестирования свободных средств госкорпораций на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов (объектов инвестирования). При этом порядок и условия инвестирования временно свободных средств госкорпораций, а также формы отчетов об инвестировании и порядок раскрытия данных отчетов устанавливает Правительство РФ. Предельный объем инвестируемых свободных средств и порядок принятия решения об инвестировании определяется высшим органом управления госкорпораций, который предусмотрен особым законом о конкретной госкорпорации. Так, Законом о «Росатоме» предусмотрено, что высшим органом управления данной госкорпорации является наблюдательный совет, в состав которого входят представители Президента РФ и Правительства РФ. Генеральный директор госкорпорации назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью госкопорпораций. Специальными законами о государственных корпорациях предусматривается, что на госкорпорации не распространяется действие федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Из анализа действующего законодательства усматривается, что под госкорпорацией понимается особый вид юридических лиц, который аккумулирует определенное имущество, переданное ему государством для использования в поставленных целях. Государственная корпорация выступает органом управления денежными средствами, имеющими строго целевую направленность. Кроме того, государственная корпорация при осуществлении экономической деятельности уполномочена увеличивать объем переданных ей государством средств путем эффективного размещения активов фондов. Регулирование деятельностью госкорпораций осуществляется через высший ее орган управления – наблюдательный совет, который принимает все ключевые решения и включает в себя представителей Президента РФ и Правительства РФ.

Таким образом, госкорпорация наделена особым статусом, находящимся на стыке публичного и частного права, поскольку она создается государством в распорядительном порядке, оформленным специальным законом, является носителем прав и обязанностей публичного характера, наделяется властными полномочиями, в результате чего выступает носителем государственной воли, государственных прав и обязанностей. Госкорпорация имеет обособленное имущество для решения публичных задач и реализации общественных интересов, несет публично-правовую ответственность, обладает специальной целевой правоспособностью и предполагает преимущественную направленность на реализацию общественных, общегосударственных интересов, задачи госкорпораций закреплены на законодательном уровне.

Однако на сегодняшний день закрепление особого статуса госкорпорации, обладающего признаками публичного юридического лица, отсутствует в законодательстве Российской Федерации.

Таким образом, на данный момент возникла необходимость реформирования законодательства о госкорпорациях. Принятие одного лишь закона о госкорпорациях не позволит всецело законодательно закрепить их самостоятельный статус. В случае законодательного оформления такого вида юридического лица, госкорпорации должны быть выведены из состава некоммерческих организаций, так как их основные функции не совпадают с их основными критериями.

Вместе с тем, в настоящее время в правотворческой деятельности наблюдаются тенденции к развитию гражданского законодательства в Российской Федерации, предложены некоторые законодательные инициативы. Так, Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства на основании и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18.07.2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» подготовил и опубликовал проект изменений в Гражданский Кодекс РФ (проект был рассмотрен Государственной Думой в первом чтении). В этом проекте предлагается установить закрытый перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций, сохраняется деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие, а также вводится их новое разграничение на корпоративные и унитарные организации. Юридические лица, учредители которых обладают правом на участие в управлении их деятельностью, являются корпоративными организациями (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы. Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными организациями. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, а также религиозные организации. Таким образом, участники корпораций, в отличие от участников унитарных организаций, обладают правом на участие в управлении деятельностью организации (правом членства). Причем деление на коммерческие и некоммерческие для корпораций сохранится, а унитарные организации будут существовать только в форме некоммерческих юридических лиц. Некоммерческим организациям предлагается дать наименование «Некоммерческие корпоративные организации» и «Некоммерческие унитарные организации», к первым из которых предполагается отнести потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы (с подробной регламентацией их статуса), а ко вторым – фонды, учреждения и религиозные организации.

Проектом изменений в ГК РФ упраздняется общество с дополнительной ответственностью (ОДО). Вместо открытого акционерного общества (ОАО) и закрытого акционерного общества (ЗАО) предлагаются: акционерное общество и публичное акционерное общество. Согласно предложенным изменениям в статью 97 ГК РФ, публичным будет признаваться акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) и публично обращаются на условиях, предусмотренных законом о ценных бумагах. К созданию и деятельности таких обществ предъявляются особые требования (к размеру уставного капитала, ведению реестра акционеров и т. д.).

Законы «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах» предлагается заменить законом «О хозяйственных обществах».

При этом, как видим, закрепление института госкорпораций в новом проекте ГК РФ не предусматривается. В закрытом перечне некоммерческих организаций, предусмотренном Проектом изменений в ГК РФ, государственная корпорация как одна из форм некоммерческих юридических лиц отсутствует.

Таким образом, на сегодняшний день наблюдаются две прямо противоположные тенденции: с одной стороны Совет при Президенте РФ разработал «Концепцию развития гражданского законодательства», в которой констатируется необходимость анализа и коррекции таких организационно-правовых форм юридических лиц, как «госкорпорация» и «госкомпания». Однако в Проекте изменений в ГК РФ, направленном Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства в Государственную Думу на обсуждение, данный вид юридических лиц не закреплен. За пределами регулирования гражданского законодательства по-прежнему остаются такие юридические лица, наделенные особым статусом, как «Росатом», «Ростехнологии», «Олимпстрой», фонд «Сколково» и т. д., поскольку разработчики проекта изменений в Гражданский Кодекс РФ обошли вниманием этот вид юридических лиц, наделенных особым статусом. При этом госкорпорации регулируются отдельными законами, принятыми исключительно в целях закрепления особого статуса данных юридических лиц.

Следовательно, сохраняется прежний порядок законодательного закрепления уникального статуса государственных корпораций в законах, специально принятых для этих целей. Так как в окончательной редакции проекта изменений законодательства в РФ не нашлось места для объяснения особого правового статуса госкорпораций. В настоящее время в РФ назрела необходимость официального закрепления статуса госкорпораций в законодательстве на уровне Гражданского Кодекса РФ и принятия федерального закона «О государственных корпорациях»: на сегодняшний день госкорпорации существуют в РФ «де факто» в виде особых форм юридических лиц, функционируют на основании отдельных федеральных законов в форме фондов, инновационных центров, корпораций и т. д. При этом вряд ли они в ближайшее время будут упразднены или преобразованы в более традиционные для гражданского законодательства организационно-правовые формы. Эти формы юридических лиц не вмещаются ни в одну из существующих форм коммерческих или некоммерческих организаций, предусмотренных Гражданским Кодексом РФ.

Которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 1502 "О порядке согласования Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока инвестиционных программ и иных планов по развитию инфраструктуры, реализуемых государственными корпорациями, государственными компаниями и иными организациями с государственным участием" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 1, ст. 221).

2. Рекомендовать организациям по перечню, предусмотренному приложением к Правилам согласования Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 1502 "О порядке согласования Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций" (в редакции настоящего постановления), в течение 60 календарных дней со дня вступления в силу настоящего постановления утвердить порядки согласования плановых и программно-целевых документов с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и согласовывать такие документы с указанным Министерством.

3. Федеральному агентству по управлению государственным имуществом и федеральным органам исполнительной власти в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу настоящего постановления подготовить директивы представителям государства в органах управления организаций с государственным участием об утверждении на очередном заседании органов управления организаций по перечню, предусмотренному настоящего постановления, порядка согласования плановых и программно-целевых документов, предусмотренного пунктом 2 настоящего постановления.

Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 1502

1. В наименовании и пункте 1 слова "инвестиционных программ и иных планов по развитию инфраструктуры, реализуемых государственными корпорациями, государственными компаниями и иными организациями с государственным участием" заменить словами "плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций".

2. Дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. Для целей применения настоящего постановления под плановыми и программно-целевыми документами государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций понимаются долгосрочные программы развития, стратегии, инвестиционные программы и программы инновационного развития государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций.".

3. В Правилах согласования Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока инвестиционных программ и иных планов по развитию инфраструктуры, реализуемых государственными корпорациями, государственными компаниями и иными организациями с государственным участием, утвержденных указанным постановлением:

а) в наименовании слова "инвестиционных программ и иных планов по развитию инфраструктуры, реализуемых государственными корпорациями, государственными компаниями и иными организациями с государственным участием" заменить словами "плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций";

б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Настоящие Правила определяют порядок согласования Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока плановых и программно-целевых документов, поступающих от государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций, включенных в перечень согласно приложению (далее соответственно - государственные компании, программные документы), и порядок согласования изменений, которые вносятся в утвержденные программные документы.";

в) в пунктах 3 - 6 слова "инвестиционных программ" заменить словами "программных документов";

г) в пункте 7:

в абзаце первом слова "инвестиционных программ" заменить словами "программных документов";

в абзаце втором слова "инвестиционная программа" заменить словами "программный документ", слово "согласованной" заменить словом "согласованным";

д) в пунктах 8 - 11 слова "инвестиционная программа" в соответствующих числе и падеже заменить словами "программный документ" в соответствующих числе и падеже;

е) пункт 12 изложить в следующей редакции:

"12. При отсутствии согласованного решения по проекту программного документа по итогам согласительного совещания вопрос урегулирования разногласий рассматривается в Правительстве Российской Федерации с участием Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы федеральных органов исполнительной власти по вопросам государственной политики в области комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.";

ж) в пункте 13:

в абзаце первом слова "утвержденную инвестиционную программу" заменить словами "утвержденный программный документ", слова "инвестиционных программ" заменить словами "программных документов";

в абзаце втором слова "утвержденные инвестиционные программы" заменить словами "утвержденные программные документы", слова "инвестиционной программы" заменить словами "программного документа";

з) дополнить приложением следующего содержания:

"ПРИЛОЖЕНИЕ
к Правилам согласования
Министерством Российской Федерации
по развитию Дальнего Востока
плановых и программно-целевых
документов государственных
корпораций, государственных компаний
и иных организаций

Перечень
государственных корпораций, государственных компаний и иных организаций, согласование плановых и программно-целевых документов которых осуществляется Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока

1. Акционерная компания "АЛРОСА" (публичное акционерное общество)

2. Акционерное общество "Агентство ипотечного жилищного кредитования"

3. Акционерное общество "Газпром газораспределение Дальний Восток"

4. Акционерное общество "Дальневосточная энергетическая управляющая компания"

5. Акционерное общество "Объединенная зерновая компания"

6. Акционерное общество "Объединенная судостроительная корпорация"

7. Акционерное общество "Росагролизинг"

8. Акционерное общество "Росгеология"

9. Акционерное общество "Российский Сельскохозяйственный банк"

10. Акционерное общество "Российская венчурная компания"

11. Акционерное общество "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации"

12. Акционерное общество "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства"

13. Акционерное общество "Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона"

14. Банк ВТБ (публичное акционерное общество)

15. Государственная компания "Российские автомобильные дороги"

16. Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"

17. Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос"

18. Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех"

19. Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"

20. Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства

21. Некоммерческая организация "Фонд развития моногородов"

22. Открытое акционерное общество "Российские железные дороги"

23. Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Дальний Восток"

24. Публичное акционерное общество "Аэрофлот - российские авиалинии"

25. Публичное акционерное общество "Газпром"

26. Публичное акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть"

27. Публичное акционерное общество "Транснефть"

28. Публичное акционерное общество "Государственная транспортная лизинговая компания"

29. Публичное акционерное общество "Интер РАО ЕЭС"

30. Публичное акционерное общество "Объединенная авиастроительная корпорация"

31. Публичное акционерное общество "Российские сети"

32. Публичное акционерное общество "Федеральная гидрогенерирующая компания - РусГидро"

33. Публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы"

34. Федеральное государственное автономное учреждение "Российский фонд технологического развития".

Обзор документа

Правила согласования Минвостокразвития России инвестиционных программ госкомпаний распространены на все их программные документы. Кроме того, речь идет не только об организациях с госучастием.

Под названными документами понимаются долгосрочные программы развития, стратегии, инвестиционные программы и программы инновационного развития.

Уточнен порядок рассмотрения вопроса об урегулировании разногласий по проекту документа.

Утвержден перечень организаций (всего 34), программные документы которых согласует Министерство. Помимо госкорпораций и госкомпаний, в него включены иные организации (АО, ООО, НКО, ФГАУ).

Особенностью статуса государственных корпораций является существенно меньший контроль со стороны государственных органов, слабые требования к раскрытию информации о своей деятельности. В Федеральном Законе о создании Государственной корпорации прописывается, подлежит ли она банкротству.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Кто такие ФССП и как поставить их на место? Казенные учреждения РФ

    ✪ Alternative Media vs. Mainstream: History, Jobs, Advertising - Radio-TV-Film, University of Texas

    ✪ Campaign Finance: Lawyers" Citizens United v. FEC U.S. Supreme Court Arguments (2009)

    Субтитры

Особенности правового статуса

  • запрашивать у органов управления корпорации их распорядительные документы;
  • запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности корпорации у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
  • направлять представителей для участия в проводимых корпорацией мероприятиях;
  • проводить проверки соответствия деятельности корпорации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным её учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
  • в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения корпорацией действий, противоречащих целям, предусмотренным её учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения;
  • устанавливать соответствие расходования денежных средств и использования иного имущества корпораций целям, предусмотренным их учредительными документами.
  • На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» . Но если госкорпорацией используется государственная земля, то формальные основания для осуществления контроля со стороны Счетной палаты имеются. Например: «контроль эффективности и соблюдения целевого использования государственной собственности (земельных участков), находящейся в пользовании ГК…» Кроме того, статья 12 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» в сферу контрольных полномочий включает организации, в части предоставленных им налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ. Порядок формирования госкорпорации, то есть имущественный взнос Российской Федерации и есть то преимущество, на основании которого указанные организации подлежат контролю со стороны Счетной палаты РФ. Предмет контроля - эффективность управления имущественным взносом Российской Федерации.
  • На государственные корпорации не распространяются положения федерального закона № 94-ФЗ о проведении госзакупок, что позволяет госкорпорациям проводить конкурсы и аукционы на закупку товаров, работ и услуг в произвольном порядке.
  • Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации. Любые другие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в деятельность корпораций. ГК не обязана публиковать указанную отчетность.
  • Особенности правового статуса госкорпорации, в том числе порядок назначения руководителя, устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации (согласно большинству такого рода законов руководитель ГК назначается Президентом РФ).

Во второй половине 2007 года ускорился процесс создания различных государственных корпораций; в частности, создавались или планировались к созданию госкорпорации « », «Ростехнологии », «Роснанотех », «Олимпстрой ». В форме ГК создан Банк развития (бывший ВЭБ). В форме госкорпорации создано « ». Ряд чиновников и политиков высказались за создание госкорпораций в сфере рыболовства, жилищного строительства, дорожного строительства, лекарственного обеспечения, станкостроения. В то же время государственные «Объединённая авиастроительная корпорация » и «Объединённая судостроительная корпорация » созданы в форме ОАО, а не ГК.

Список госкорпораций России

Название Федеральные законы,
определяющие правовой статус
Руководитель Судьба
Государственная корпорация - Агентство по страхованию вкладов Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» Генеральный директор - Исаев Юрий Олегович (назначен советом директоров Агентства в феврале 2004 г.)
Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" Федеральный закон от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О банке развития» Председатель - Дмитриев Владимир Александрович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 18 июня 2007 г. № 771)
Государственная корпорация «Роснано ». Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий» Генеральные директора:
  • Меламед Леонид Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. № 1152, освобожден от должности Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1400)
  • Чубайс Анатолий Борисович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 22 сентября 2008 г. № 1401)
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 2287-p Российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года перерегистрирована в открытое акционерное общество «Роснано».
Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Генеральный директор - Цицин Константин Георгиевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2007 г. № 1519-р) Изначально предполагалось завершить работу Фонда к 1 января 2013 года, однако согласно Федеральному закону от 25 декабря 2012 года № 270-ФЗ она продлена до 1 января 2016 года, а согласно Федеральному закону от 23 июля 2013 года № 240-ФЗ она продлена до 1 января 2018 года.
Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта Федеральный закон от 30 октября 2007 г. № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» Президенты:
  • Вайншток Семен Михайлович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2007 г. № 1544-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 508-р)
  • Колодяжный Виктор Викторович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2008 г. № 509-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 764-р)
  • Боллоев Таймураз Казбекович (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2009 г. № 765-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 97-р)
  • Гапликов Сергей Анатольевич (назначен распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2011 г. № 98-р, освобожден от должности распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 1674-р)
Организация прекратила свою деятельность после решения уставных задач по организации и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 210-ФЗ «О ликвидации Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации».
Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех » Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О Государственной корпорации „Ростехнологии“» Генеральный директор - Чемезов Сергей Викторович (назначен Указом Президента Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 1575)
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом » Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» Генеральный директор - Лихачёв Алексей Евгеньевич (назначен Указом Президента Российской Федерации от г. №) В ноябре 2011 года Правление Росатом одобрило стратегию Росатома до 2030 года. Согласно обновленной стратегии взят новый курс. «„Стратегическая цель Росатома - глобальное технологическое лидерство. На это направлены основные ресурсы отрасли“» (Руководитель Блока стратегии и инвестиций Росатома Игорь Караваев).
Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос »

История

указал на целый ряд проблем, связанных с законодательством о госкорпорациях:

«Рассматривая саму сущность понятия „государственная корпорация“, необходимо отметить, что оно не упоминается в Гражданском кодексе РФ , а его появление воспринимается специалистами по гражданскому праву как „размывание“ системы правового регулирования некоммерческих юридических лиц и принципа верховенства права».

По его мнению:

«Вместо отделения государственного аппарата от экономики происходит превращение целых сегментов исполнительной власти в особые виды экономической деятельности, основанной на эксплуатации властных полномочий. Вместо „повышения конкурентоспособности России на мировой арене“ данное направление законотворчества будет означать осознанную попытку архаизации российского государства».

Следует упомянуть о существовании ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации », образованной Постановлением Правительства Российской Федерации для целей обеспечения безопасности и регулярности полетов гражданской авиации, формирования единой хозяйственной системы организации воздушного движения. Иначе говоря, название «государственная корпорация» применимо только к организации, созданной в силу отдельного федерального закона и в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

В июле 2009 года появилась форма «государственной компании», практически идентичная [ ] государственной корпорации (

Поделиться