Как без кассового оборудования ккт, ккм работать. Когда нужна касса для ип Кто может не применять кассовые аппараты

Согласно общему правилу, в случае, если оплата за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги осуществляется посредством наличных денежных средств или пластиковых карт, организации и предприниматели, выступающие в роли продавца, обязаны применять ККТ. Применение ККТ регламентирует Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Покупателю в момент оплаты выдается отпечатанный ККТ кассовый чек, который подтверждает факт получения оплаты. На кассовом чеке должны быть обязательные реквизиты, предусмотренные Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 N 745. В частности, к таким реквизитам относятся дата и время покупки. Указанное на пробитом кассовом чеке время покупки не должно отличаться от реального времени наличных денежных расчетов. Расхождение между временем в кассовом чеке и реальным временем оплаты не должно превышать 5 минут (Постановление Верховного Суда РФ от 11.05.2012 N 45-АД12-4).

Перед ККТ все равны

Обязанность применять кассовую технику не зависит от того, на какой системе налогообложения находится продавец - на традиционной или упрощенной. Не может освободить от необходимости применения контрольно-кассовой техники и статус покупателя: организация это, предприниматель (далее - ИП) или обычный гражданин.

ККТ используется независимо от того, является платеж авансом или оплатой уже отгруженных товаров (работ, услуг).

Также не имеет значения, получает ли продавец оплату за свои товары или действует как посредник.

Таким образом, сам по себе расчет наличными денежными средствами в большинстве ситуаций влечет за собой обязанность применения ККТ. Однако из данного правила есть исключения.

Исключения из правил

Если наличные денежные средства получены по операциям, не связанным с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг, ККТ не применяется (Письма МНС России от 02.11.2004 N 33-0-09/691, от 05.05.2004 N 33-0-11/320). В этом случае, в соответствии с Указаниями Банка России от 11.03.2014 N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», прием наличных денег подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру.

ККТ не применяется:

  • при получении наличных денежных средств в связи с возвратом подотчетных сумм,
  • при получении займа наличными,
  • при возврате суммы займа и процентов за пользование заемными средствами, за реализованные имущественные права (например, продажа доли в уставном капитале ООО), в качестве оплаты доли в уставном капитале ООО, в виде неустоек (штрафов, пеней).
Кроме того, кассовая техника не применяется в случае получения наличных денежных средств в качестве благотворительного взноса или в качестве дивидендов.

Не должны применять ККТ комитенты при приеме наличных денежных средств от комиссионеров. Речь идет о выручке, полученной комиссионерами за реализованные товары.

Должен, но не обязан

Существуют ситуации, при которых продавец может обойтись без применения ККТ несмотря на то, что наличные денежные средства были получены в результате продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Перечень таких случаев приведен в статье 2 Закона N 54-ФЗ.

ККТ не применяется:

  • при расчетах за услуги населению при условии выдачи бланков строгой отчетности;
  • при продаже через газетно-журнальные киоски газет, журналов и сопутствующих товаров, если доля газет и журналов в общем товарообороте 50% и более;
  • при торговле с открытых прилавков на рынках, ярмарках и выставочных комплексах, кроме торговли непродовольственными товарами с открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений;
  • при продаже лотерейных билетов;
  • при продаже питания школьникам и работникам школ во время учебных занятий;
  • при разносной торговле с ручных тележек, корзин, лотков, кроме торговли технически сложными товарами и продовольственными товарами, требующими особых условий хранения и продажи;
  • при торговле в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • при торговле из цистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином;
  • при торговле вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • при приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома;
  • при продаже ценных бумаг;
  • при торговле в отдаленных и труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном субъектом РФ. В данном случае ККТ можно не применять и при торговле алкоголем (п. 4 Письма ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@).
Могут не использовать ККТ организации и предприниматели, осуществляющие розничную торговлю при условии применения ЕНВД. Вместо кассового чека по требованию покупателя они выдают документ (товарный чек, квитанция и т.п.), подтверждающий прием денег за товар.

ККТ могут не применять аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, при продаже лекарственных препаратов.

Предельный размер расчетов

Хотелось бы обратить внимание читателей, что, рассчитываясь наличными денежными средствами, необходимо соблюдать предельный размер расчетов.

Согласно Указаниям Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» предельный размер наличных расчетов в рамках одного договора между юридическими лицами или юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем не должен превышать 100 000 руб., либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 руб. по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов.

Однако это ограничение не распространяется на наличные расчеты между организацией и физическим лицом, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя.

Ситуация: выплаты, производимые из кассы организации

Согласно Указаниям Банка России N 3073-У наличные денежные средства, поступившие в кассу за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги), организация может расходовать только на следующие цели:

  • выплаты зарплаты и социальных пособий,
  • оплату товаров, работ, услуг,
  • выдачу наличных денег работникам под отчет,
  • возврат за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары,
  • невыполненные работы,
  • неоказанные услуги.
Производить иные выплаты за счет наличной выручки организация не вправе.

Ситуация: лимит остатка наличных денежных средств в кассе

Лимит остатка денежных средств - это максимально допустимая сумма наличных денег, которая может храниться в кассе после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня. Согласно Указаниям Банка России N 3210-У организации определяют вышеуказанный лимит самостоятельно.

При этом субъекты малого предпринимательства освобождены от обязанности по установлению лимита остатка наличных денежных средств.

Прочим же необходимо установить лимит, в противном случае по умолчанию он считается равным нулю. А значит, наличку, поступившую в кассу, на конец дня необходимо внести на банковский счет.

Существует перечень случаев, при которых накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита допустимо. В частности, лимит может быть превышен в дни выплат заработной платы.

В такой ситуации денежные средства могут храниться в кассе в течение срока, установленного руководителем организации, но не более пяти рабочих дней, включая день получения денег в банке (пп. 6.5 п. 6 Указаний Банка России N 3210-У).

Кроме того, лимит остатка денежных средств в кассе организации может быть превышен в выходные и праздничные дни.

Внимание! Ответственность за неприменение ККТ и за нарушение порядка ведения кассовых операций

Контроль над применением ККТ и проверку порядка ведения кассовых операций осуществляют налоговые органы (ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», Федеральный закон N 54-ФЗ). В Письме Банка России от 15.02.2012 N 36-3/25 отмечено, что обслуживающие учреждения банков больше не проверяют соблюдение организациями порядка ведения кассовых операций и работы с наличными деньгами.

За неприменение кассовой техники в случаях, при которых данная обязанность регламентирована законодательством, или за использование ККТ, не соответствующей обязательным техническим требованиям, предусмотрены административные штрафы: для должностных лиц - от 3000 руб. до 4000 руб. и для юридических лиц - от 30 000 руб. до 40 000 руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). Эти санкции вменяются за отказ выдать покупателю документ, подтверждающий прием наличных денежных средств.

Более значительные штрафы полагаются за неоприходование в кассу денежной наличности, нарушение предельного размера расчета наличными средствами и лимита кассового остатка, за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств: в размере от 4000 руб. до 5000 руб. - для должностных лиц и от 40 000 руб. до 50 000 руб. - для юридических лиц в соответствии с частью 1 ст. 15.1 КоАП РФ

По истечении двух месяцев со дня совершения правонарушений административный штраф не взымается. Это обусловлено тем, что по прошествии указанного срока постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности (ч. 1 ст. 4.5, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Законодательство о применении контрольно-кассовой техники состоит из Конституции РФ, Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и иных федеральных законов.

Для налогоплательщиков, применяющих ПНС и ЕНВД, планируется предоставление налогового вычета до 18 000 рублей за приобретение одной ККТ. Такой законопроект № 18416-7 уже принят Госдумой в первом чтении.

Какими нормативными актами регламентируется порядок применения ККТ?

Законодательство о применении контрольно-кассовой техники состоит из Конституции РФ, Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов и иных федеральных законов.

Порядок применения ККТ также регламентируется:

  • Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 657 «О проведении в 2014–2015 годах эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения»;
  • Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями»;
  • Указом Президента РФ от 16.02.1993 № 224 «Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением»;
  • Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (утв. письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104);
  • Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации (утв. решением ГМЭК от 06.03.1995, протокол № 2/18-95 (доведено письмом Госналогслужбы РФ от 16.05.1995 № ЮБ-6-14/276 «О решениях Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам»).

В этой статье вы узнаете:

  • Последние изменения применения ККТ.
  • В какую сумму обойдется переход на онлайн ККТ.
  • Для кого предусмотрено обязательное применение ККТ.
  • Каковы сроки вступления в силу изменений в законе о ККТ.
  • Кто может продолжать работу без применения ККТ.
  • Какую нужно формировать отчетность при работе с ККТ.
  • Какая предусмотрена ответственность, если нарушен порядок применения ККТ.

Российское законодательство модернизируется, в него вносятся изменения, улучшаются законы и правовые нормы. Коснулись эти процессы и сферы продаж: совсем недавно были приняты поправки в Федеральный закон 54-ФЗ о применении новой контрольно-кассовой техники при осуществлении розничной торговли и оказании услуг. Данный нормативный документ призван модернизировать процессы продажи в магазинах, упорядочить правоотношения между покупателем и продавцом, а также упростить взаимодействие между налоговой службой, торговыми организациями и индивидуальными предпринимателями. Неудивительно, что в современную эпоху цифровых технологий государство решило принять новый закон о применении ККТ и вывести сферу торговли на новый информационный уровень, автоматизировав и модернизировав сбор данных при осуществлении денежных расчетов и платежей с применением электронных средств между покупателем и продавцом, а также между поставщиком и потребителем услуг.

На данный момент нормы применения ККТ организациями и индивидуальными предпринимателями прописаны в Федеральном законе от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Закон о применении ККТ 54-ФЗ обязывает все организации и индивидуальных предпринимателей при взимании платы за товары или оказанные услуги применять контрольно-кассовую технику. В нем также прописаны исключения, при которых предприятие или ИП освобождаются от использования аппаратов.

В данной статье мы рассмотрим, в каких случаях применение ККТ обязательно, обстоятельства, при которых происходит освобождение от установки аппаратов, а также каков регламент их внедрения и санкции при нарушении порядка применения контрольно-кассовой техники.

Закон о применении ККТ подразумевает постепенный переход на использование онлайн-касс, он касается как крупных розничных торговых сетей, так и небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Последние изменения применения ККТ в 2018 году

Для того чтобы улучшить контроль и сделать проще администрирование доходов налогоплательщиков, в Федеральный закон № 54-ФЗ был внесен ряд фундаментальных изменений (Федеральным законом № 290-ФЗ).

Благодаря этим поправкам стало возможным применение контрольно-кассовой техники нового поколения с функцией удаленной передачи данных сразу в фискальные органы. Это позволит Федеральной налоговой службе получать сведения в онлайн-режиме и проводить анализ поступившей информации для выявления риска правонарушений, что в целом поможет более точно проводить налоговые проверки. Для большей части торговых предприятий и индивидуальных предпринимателей нововведение облегчит и упростит процесс продажи, так как проверки должны стать точечными, не затрагивающими большую массу торговых компаний.

Использование подобной автоматизированной интеллектуальной системы сбора информации о деятельности фирм и индивидуальных предпринимателей через применение новой, модернизированной ККТ, несомненно, должно принести положительный результат.

Разработчики новой системы сбора информации, равно как и сотрудники федеральной налоговой службы, говорят о расширении возможностей по контролю над деятельностью фирм и предпринимателей, в том числе:

  • Наличие функции регистрации ККТ через личный кабинет на сайте ФНС, а также удаленное проведение всех юридически значимых операций по документообороту, связанному с применением ККТ, через сеть Интернет и сайт ФНС.
  • Больше не требуется заключать договор на проведение технического обслуживания ККТ.
  • При определенных условиях ККТ можно применять в автономном режиме.
  • Онлайн-торговля должна стать простой и прозрачной.
  • Глубокая интеграция ККТ с современными мобильными устройствами – телефонами, смартфонами, планшетами.
  • Уменьшение налоговых проверок.
  • Переход на новый тип ККТ и ее интеграция в единую систему сбора данных будет проходить поэтапно.

Применение новой ККТ должно позволить предпринимателю работать в более комфортных рыночных условиях, так как усовершенствованная техника минимизирует возможности конкурентов по уходу от налоговых отчислений. К тому же внедрение системы новой ККТ должно понизить расходы предпринимателей и организаций на ежегодное техническое обслуживание данного оборудования, особенно это актуально для небольших предприятий и индивидуальных предпринимателей на таких системах налогообложения, как УСН и ЕНДВ.

В противовес этому высказываются мнения, что переход на новую систему ККТ потребует серьезных финансовых затрат на модернизацию уже существующей техники, а в ряде случаев, при невозможности усовершенствования и приведения оборудования к новому стандарту, его придется заменить на новое, что повлечет за собой серьезные финансовые расходы. К тому же затраты понесут и те, кто до этого был освобожден от применения ККТ, так как им придется покупать новую технику. Также дополнительные расходы коснутся тех, кто вынужден применять бланки строгой отчетности. БСО по новому закону положено формировать в электронном виде или на бумажном носителе в момент расчета за оказанные услуги, этот порядок также должен быть автоматизированным.

Несомненно, для хозяйствующих субъектов внедрение новой системы применения ККТ несет определенные положительные моменты, среди которых автоматизация администрирования и уменьшение количества налоговых проверок. Новая модель использует интернет-каналы связи, но ни для кого не секрет, что еще остаются территории, где стабильность работы сети оставляет желать лучшего. Это также вызывает определенные опасения у предпринимателей, так как раньше для осуществления продаж Интернет не требовался, сегодня же торговля без подключения ККТ к Сети будет невозможна.

Также для покупателей внедрение новой ККТ должно усовершенствовать систему защиты прав потребителей:

  • Покупатели смогут получить чек в электронном виде на свою почту, а также у ОФД.
  • Быстро и без особых усилий самостоятельно проверить легальность кассового чека, используя специальное мобильное приложение: данная программа бесплатная и позволяет при возникновении каких-то сомнений направить жалобу напрямую на серверы ФНС.

Для покупателей получение чека в электронном виде удобно: теперь можно не бояться, что он выгорит на солнце или потеряется. С другой стороны баррикад – предприниматели, опасающиеся, что перекладывание части надзорных функций со стороны государства на простых граждан может развязать последним руки и те начнут использовать контроль торговых операций не по назначению, а во вред порядочным бизнесменам. Делегирование гражданам полномочий проверки деятельности предпринимателей вызывает сомнения.

Подводя итоги, можно сказать, что внедрение новой системы применения ККТ позволит властям вывести из тени часть розничной торговли и вместе с этим увеличить объем налоговых поступлений в бюджет государства. В технической части должен быть упрощен механизм регистрации и администрирования ККТ, количество налоговых проверок планируется уменьшить, а органы ФНС сосредоточатся на проблемных, рисковых зонах розничной торговли. Для покупателя же внедрение онлайн-касс согласно ФЗ-54 о применении ККТ в 2017 г. позволит обрести более удобный и универсальный способ получения информации о совершенных покупках и сохранить эти данные в электронном виде.

  • Роботизация производства: сфера применения, плюсы и минусы внедрения роботов

Какие особенности имеет новое применение ККТ

Имеющийся порядок ведения торговой деятельности предполагает, что в момент оплаты товара происходит фиксация операции и суммы покупки на специальной кассовой ленте, кассовом чеке для покупателя, в памяти кассового аппарата, а также в кассовой книге, которую ведет кассир. При проведении налоговой проверки данные из кассовой книги сверяются со значениями, записанными в память кассового аппарата. Принятые поправки изменяют этот алгоритм и делают его более детализированным и точным. В используемой ранее схеме, помимо покупателя и продавца, появляются еще два действующих лица: ОФД – оператор фискальных данных и ИФНС. У каждого из этих органов свои цели и задачи.

Если ранее кассовая техника комплектовалась только фискальной памятью, то теперь такое оборудование должно в обязательном порядке иметь особый фискальный накопитель, способный не только записывать данные о торговых операциях, но и шифровать их, а также отправлять в зашифрованном виде на серверы оператора фискальных данных.

Давайте рассмотрим на простом примере новый алгоритм работы ККТ. Стандартная ситуация: покупатель пришел в супермаркет, набрал корзину продуктов и подошел к кассе. Продавец-кассир пробивает через новую ККТ все товары, после чего ККТ отправляет всю информацию в зашифрованном виде оператору фискальных данных, он, в свою очередь, на своих серверах обрабатывает этот запрос, сведения о чеке помещаются в базу данных ОФД, после чего ОФД отправляет на кассу уникальный номер, присвоенный чеку. После всего этого информация о совершенной покупке поступает на серверы налоговиков.

Покупателю, как и раньше, выдается продавцом бумажный чек, но если он выразил желание получить копию чека в электронном виде на свой почтовый адрес, то ККТ автоматически отправит данный документ на почту клиента. Заявить о такой необходимости потребитель должен заранее, до того, как чек будет пробит. Соответственно, и реквизиты (электронную почту) покупатель обязан сообщить продавцу заблаговременно.

По новым требованиям внешний вид и данные в чеке также будут изменены: документ должен содержать уникальный QR-код, по которому он может быть идентифицирован на серверах ОФД и ИФНС.

Сведения, которые должны присутствовать в чеке в обязательном порядке:

  • информация об операторе фискальных данных и его сайте;
  • место, дата и время покупки;
  • данные о продавце и его системе налогообложения;
  • тип операции (приходная или расходная);
  • сумма к уплате, включая данные о НДС;
  • сведения о форме расчета: банковские карты, электронные кошельки или наличность.

При внесении поправок в федеральный закон ФЗ-54 о применении ККТ законодатель настаивал, что новая форма применения ККТ позволит вывести из тени часть финансового рынка и повысить эффективность сбора налогов. Удобна такая система и для покупателя – например, при утере бумажного чека его наличие в электронном виде способно помочь при необходимости доказать факт сделки. К тому же законодатель таким образом пытается вывести из тени интернет-торговлю, так как по новым поправкам онлайн-магазины также обязаны выдавать чеки в электронном виде, а все операции проводить через серверы ОФД и налоговиков.

Деятельность оператора фискальных данных является новшеством на российском финансовом рынке. Согласно ФЗ 54 о применении ККТ оператором может стать любая организация, способная вести круглосуточную непрерывную обработку каждого чека в режиме реального времени, при этом оборудование компании должно соответствовать современным стандартам криптографической защиты, а сами сведения должны быть недоступны для третьих лиц. Актуальный список операторов фискальных данных можно найти на сайте налоговой службы.

В какую сумму обойдется переход на ККТ онлайн

Предполагается, что переход на новую систему применения ККТ принесет достаточно много положительных моментов, но есть и отрицательный – необходимость покупки или модернизации уже имеющейся техники, особенно актуальная при применении ККТ индивидуальными предпринимателями.

Наиболее простой способ – приобрести новую ККТ, сразу соответствующую требуемым стандартам, содержащую современный фискальный накопитель и запрограммированную производителем. Данный вариант недешев, и обойдется такая касса в сумму порядка 15–20 тысяч рублей, что для некоторых индивидуальных предпринимателей уже является существенными тратами.

Также есть возможность модернизировать уже существующие кассы, но стоит сразу уточнить, что не все модели ККТ можно усовершенствовать и подключить к новой системе. Само по себе такое обновление предварительно оценивается в сумму около 5 тысяч рублей.

Обязательным, согласно закону ФЗ 54 о применении ККТ, в 2018 г. является договор с выбранным фискальным оператором данных, предварительно называется сумма около 4 тысяч рублей за годовое обслуживание.

  • Что делать, если в компанию пришла проверка УЭБиПК (ОБЭП)

Для кого предусмотрено обязательное применение ККТ

Контрольно-кассовую технику обязаны применять все организации и предприниматели, осуществляющие расчеты как наличными деньгами, так и средствами электронных систем платежей (п. 1 ст. 1.2 ФЗ от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»).

Под расчетами понимаются:

  • прием денег от покупателя в виде оплаты за товары, работы или услуги;
  • выплата денег продавцу за товары, работы или услуги;
  • выплата денежных средств при отказе покупателя от ранее приобретенных товаров, работ или услуг;
  • получение от продавца денег при отказе от ранее приобретенных товаров, работ или услуг;
  • прием ставок и выплата выигрышей при осуществлении азартных игр;
  • прием денежных средств при проведении лотерей и выплате выигрышей в них.

В перечисленных случаях применение ККТ обязательно с 15 июля 2016 года, ранее использовать кассы требовалось только при получении денег при продаже товаров, проведении работ или оказании услуг.

В местностях, отдаленных от сетей связи, ККТ могут применяться в автономном режиме (п. 7 ст. 2 закона № 54-ФЗ).

Согласно приказу Минкомсвязи РФ № 616 от 5 декабря 2016 года, местные органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать такие населенные пункты, используя определенные критерии, список таких местностей должен быть опубликован на сайтах муниципальных образований.

Сроки применения ККТ: основные этапы вступления в силу изменений в законе

Федеральный закон № 290-ФЗ предусматривает переходный период, в течение которого индивидуальные предприниматели и организации обязаны переключиться на новый современный или модернизированный тип ККТ. Полностью все положения закона должны вступить в силу 1 февраля 2021 года.

В таблице приведены сроки начала действия определенных положений закона.

Положения

Срок действия

Примечание

Дата выдачи и номер положительного экспертного заключения экспертной организации о соответствии модели ККТ требованиям законодательства РФ о применении ККТ и сведения, содержащиеся в таком заключении, представляются изготовителем ККТ в налоговый орган

Данные нужны для включения ККТ в реестр ККТ, который ведет ФНС

Дата, номер выдачи экспертного заключения экспертной организации о соответствии технических средств соискателя разрешения на обработку фискальных данных требованиям законодательства РФ о применении ККТ и сведения, содержащиеся в указанном заключении, а также копия самого документа прилагается соискателем к заявлению на получение разрешения на обработку фискальных данных

ОФД должен иметь разрешение на обработку фискальных данных, полученное в установленном порядке

Организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять регистрацию ККТ в ранее действовавшем порядке

ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 1 февраля 2017 г., применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета в ранее действовавшем порядке

Организации и индивидуальные предприниматели, обратившиеся с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ в налоговые органы, обязаны заключить договор с ОФД

С указанной даты передача фискальных данных в налоговые органы в электронной форме осуществляется через ОФД, за исключением установленного случая (удаленная местность). До указанной даты эти положения применяются в добровольном порядке

Регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу ОФД каждого кассового чека или БСО в электронной форме, содержащих фискальный признак, не допускаются, за исключением установленного случая (удаленная местность)

Ведение Государственного реестра контрольно-кассовой техники осуществляется по ранее установленным правилам

Индивидуальные предприниматели, применяющие ПСНО, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя подтверждающего документа в ранее действовавшем порядке

Организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих БСО в ранее установленном порядке

БСО можно выдавать без применения автоматизированной системы

Сохраняется право организаций или индивидуальных предпринимателей не применять ККТ в соответствии с ранее действовавшим порядком

Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие продажи с использованием торговых автоматов, могут не применять ККТ в составе таких торговых автоматов

Специалисты экспертных организаций вправе проводить экспертизу соответствия ККТ и технических средств ОФД (соискателя разрешения) требованиям, предъявляемым к таким ККТ и оборудованию, без полученного дополнительного профессионального образования в указанной области

До утверждения типовых дополнительных профессиональных программ в области оценки

Данные программы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением ККТ

Экспертные организации проводят указанную экспертизу в соответствии с утверждаемой ими внутренней методикой

До утверждения методики проведения экспертизы моделей ККТ и технических средств ОФД (соискателя разрешения), в том числе проверки возможности взаимодействия ККТ со всеми ОФД и всеми моделями фискальных накопителей, включенными в реестр фискальных накопителей, взаимодействия технических средств ОФД (соискателя разрешения) со всеми моделями ККТ, включенными в реестр ККТ, и всеми моделями фискальных накопителей, включенными в реестр фискальных накопителей

Методику утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору за применением ККТ

Ставка НДС указывается в кассовом чеке и БСО в качестве обязательного реквизита

Отдельные группы организаций и индивидуальных предпринимателей применяют ККТ, в том числе с использованием устройств на мобильных телефонах, смартфонах, планшетных компьютерах

Порядок применения специальных устройств будет установлен Правительством РФ

На кассовом чеке и БСО указываются наименования товара (работы, услуги) и их количество. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСНО и УСНО, а также индивидуальных предпринимателей, работающих по спецрежимам в виде ЕСХН, ЕНВД при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, данная норма применяется с указанной даты

Пунктом 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ установлены виды деятельности, в отношении которых применяется спецрежим в виде ЕНВД

Кто может продолжать работу без применения ККТ

Список налогоплательщиков, освобожденных от применения ККТ, определен в федеральном законе № 290-ФЗ от 03.07.2016, также приведен перечень тех предприятий, которым до 1 июля 2018 года не вменяется в обязанность использовать кассы, хотя они и имеют такую возможность.

Без ограничения времени от применения ККТ освобождены следующие организации и индивидуальные предприниматели:

  1. кредитные организации в автоматических системах расчетов;
  2. организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность в следующих областях:
  • торговля газетами и журналами;
  • продажа ценных бумаг;
  • продажа проездных документов кондукторами и водителями в салоне транспортного средства;
  • питание учащихся и работников образовательных учреждений;
  • при осуществлении торговли на ярмарках, в выставочных комплексах, на рынках;
  • разносная торговля;
  • торговля мороженым и безалкогольными напитками в розлив в киосках;
  • торговля молоком, квасом, растительным маслом и живой рыбой из автоцистерн;
  • прием от населения стеклотары и вторичного утильсырья;
  • ремонт и покраска обуви;
  • ремонт и изготовление ключей и металлической галантереи;
  • присмотр и уход за детьми, инвалидами, престарелыми;
  • реализация изготовителем изделий творчества и народного промысла;
  • распиловка дров и вспашка огородов;
  • услуги носильщиков на вокзалах и в портах;
  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду своих жилых помещений;
  1. организации и предприниматели, чья деятельность и расчеты осуществляются в труднодоступных и отдаленных местах;
  2. аптеки, находящиеся в сельских фельдшерско-акушерских пунктах;
  3. от применения ККТ освобождена деятельность по оказанию услуг проведения религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации религиозной литературы и предметов культа.

Полный список организаций, освобожденных от применения ККТ, представлен в статье 2 Федерального закона № 54-ФЗ.

До 1 июля 2018 года от применения ККТ согласно закону освобождены следующие виды компаний и индивидуальных предпринимателей:

  1. предприниматели и организации, ведущие свою деятельность с применением системы ЕНВД, но при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего оплату товара или услуги и прием денежных средств;
  2. индивидуальные предприниматели на патентной системе, но также при условии выдачи по требованию покупателя документа, подтверждающего оплату товара или услуги и прием денежных средств;
  3. выполняющие работы или оказывающие услуги населению компании, но при условии выдачи бланков строгой отчетности

Также освобождена от применения ККТ продажа товара посредством торговых автоматов.

Подробнее об организациях, освобожденных от применения ККТ до 1 июля 2018 года, можно прочитать в частях 7, 8, 11 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ.

Отсрочка по переходу на онлайн-кассы продлена до 1 июля 2019 года Федеральным законом от 27.11.2017 № 337-ФЗ, и распространяется она на следующие субъекты:

  1. предприниматели и организации на ЕНВД, за исключением ведущих торговую деятельность и оказывающих услуги в сфере общественного питания;
  2. индивидуальные предприниматели на ЕНВД, ведущие торговлю и оказывающие услуги в общественном питании, но при условии отсутствия наемных работников;
  3. индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения, за исключением тех, кто осуществляет торговлю и оказывает услуги в общественном питании;
  4. индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения, кто осуществляет торговлю и оказывает услуги в общественном питании, но не имеет наемных работников;
  5. индивидуальные предприниматели и организации, оказывающие услуги населению (за исключением общепита с привлечением труда наемных работников) при условии выдачи ими бланков строгой отчетности;
  6. индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю через автоматы и не имеющие наемных работников.

Расчеты с применением ККТ: какую нужно формировать отчетность

При применении кассовой техники возникает необходимость в оформлении следующих документов:

  • Акт о переводе показаний и регистрации счетчиков (форма КМ-1). Данный акт оформляется при запуске нового аппарата, а также тогда, когда был проведен ремонт кассового аппарата или произведено обнуление или замена фискальной памяти.
  • Акт снятия показаний счетчика (форма КМ-2). Оформляется данный акт при передаче кассового аппарата в эксплуатацию другой организацией, а также после проведенного ремонта.
  • Акт о возврате денежных сумм (форма КМ-3). Он оформляется при возникновении ситуаций, когда нужно вернуть деньги покупателям по неиспользованным чекам. А также при ошибочном пробитии чека.
  • Журнал кассира-операциониста (форма КМ-4). Данный документ оформляется для записи всех операций по кассовому аппарату, журнал заводится на каждый отдельный кассовый аппарат, записи в нем производятся кассиром по Z-отчетам.
  • Журнал по форме КМ-5. Если организация осуществляет деятельность без кассира-операциониста.
  • Форма КМ-6, справка-отчет кассира-операциониста. В ней оформляется отчет о показаниях счетчика ККМ и выручка за день или рабочую смену. Заполняет данный отчет кассир и вместе с выручкой сдает руководителю организации по приходно-кассовому ордеру. Также кассир может сдавать деньги инкассатору банка.
  • Форма КМ-7, сведения о показаниях счетчиков в ККМ. Представляет собой сводный отчет о показаниях счетчиков ККМ и выручке за день и является приложением к справке-отчету кассира.
  • Форма КМ-8, журнал, хранящийся у руководителя организации, содержит сведения о вызовах специалистов по обслуживанию ККМ, ведет данный журнал специалист ЦТО.
  • Журнал о проверке наличных средств (форма КМ-9). Данный журнал оформляется в случае внезапной, незапланированной проверки со стороны контролирующей организации с целью уточнения фактической суммы денежных средств на кассе.

При наличных денежных расчетах, помимо указанных выше отчетных документов, организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо строгое соблюдение кассовой дисциплины.

Если же организация или индивидуальный предприниматель уже перешли на онлайн-кассы, то перечисленные выше документы вести не нужно, это является несомненным плюсом и аргументом к скорейшему началу использования современной ККТ и онлайн-касс.

  • Лимит кассы: расчет, установление, ответственность за превышение

Какая предусмотрена ответственность, если нарушен порядок применения ККТ

Ответственность за торговлю товарами и предоставление услуг без применения контрольно-кассовой техники установлена статьей 14.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Но в связи с нововведениями, касающимися изменения норм применения ККТ, в статью были внесены поправки, которые относятся к случаям несоблюдения закона как предпринимателями, занимающимися расчетами через кассовые аппараты, так и операторами фискальных данных.

Если предприниматель применяет ККТ, не соответствующую современным стандартам, а также с нарушением сроков и порядка регистрации и перерегистрации аппаратов, то на него могут быть наложены следующие санкции:

  • предупреждение либо штраф на должностное лицо от 1,5 до 3 тысяч рублей;
  • штраф для юридического лица составляет от 5 до 10 тысяч рублей.

Данные нормы ответственности применяются с 1 февраля 2017 года. Также если предприниматель или организация не направили покупателю (по его заявлению) электронный чек, то выносится предупреждение либо штраф: на должностное лицо – 2 тысячи рублей, на юридическое – 10 тысяч рублей.

Таблица штрафных санкций

Правонарушение

Наказание для должностного лица

Наказание для юридического лица

Неприменение ККТ

Штраф в размере от ¼ до ½ суммы расчета, но не менее 10 000 руб.

Штраф в размере до ¾ одного размера суммы расчета, но не менее 30 000 руб.

Неприменение ККТ (повторно), если сумма расчетов без ККТ составила более 1 000 000 руб.

Дисквалификация на срок от 1 до 2 лет

Приостановление деятельности на срок до 90 суток

Применение ККТ, не соответствующего требованиям, нарушение порядка регистрации и условий использования ККТ

Непредоставление организацией или ИП информации и документов по запросам ФНС или нарушение сроков их направления

Предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 руб.

Предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб.

Непредоставление организацией или ИП покупателю чека (бумажного или электронного)

Предупреждение или штраф 2 000 руб.

Предупреждение или штраф 10 000 руб.

Мнение эксперта

Последствия неправильного применения ККТ

Павел Тимохин, руководитель службы бухгалтерского консалтинга компании «Фингуру», Москва

Провести модернизацию или закупить соответствующие новому закону ФЗ-54 виды ККТ организации и предприниматели были обязаны до 1 июля 2017 года, однако при этом налоговики перестали регистрировать не подходящие современным стандартам кассы еще с 1 февраля 2017 года.

Санкции за неприменение кассы для директора составляют от ¼ до ½ от объема продаж, а для организации штраф будет от ¼ до полной суммы всех сделок без чеков. Если правонарушение совершено повторно и продажи превысят 1 миллион рублей, то директора ждет дисквалификация на срок до двух лет, а торговую деятельность организации могут приостановить на 90 дней.

При условии несоответствия кассы новым стандартам за невыдачу чека компания получит либо предупреждение, либо штраф от 5 до 10 тысяч рублей, а директора при этом оштрафуют на 3 тысячи рублей.

Информация об экспертах

Павел Тимохин , руководитель службы бухгалтерского консалтинга компании «Фингуру», Москва. Компания «Фингуру» создана в 1999 году и с 2005 года объявилась на рынке электроники. Уже до сегодняшнего дня насчитывается больше 20 тысяч клиентских организаций. Фирма ориентирована только на клиента, чтобы максимально обеспечить его новыми технологиями для работы с информацией. Компания предоставляет услуги: электронной бухгалтерии, офисные приложения в аренду, система для управления предприятиями, проверку контрагентов, система управления отношениями CRM и так далее.

Один из основных вопросов, которыми задаются начинающие индивидуальные предприниматели – при каких условиях и на каких системах налогообложения необходимо применение контрольно-кассовых машин. В данном материале рассмотрим все ситуации, в которых индивидуальным предпринимателям без кассовой техники не обойтись, а также те случаи, когда использование кассовых аппаратов не является для них строго обязательным.

Кассовый аппарат в законе

Как гласит закон, все индивидуальные предприниматели, которые производят продажу товаров или оказание услуг за наличные денежные средства или путем приема оплаты через банковские карты, обязаны иметь и использовать при расчетах с клиентами контрольно-кассовые машины. Это правило распространяется в основном на тех представителей бизнеса, которые ведут свою деятельность с населением, поскольку именно граждане расплачиваются за товары и услуги при помощи налички или банковских карт.

Отсутствие кассового аппарата у предпринимателя возможно в том случае, если финансовые операции он проводит с помощью безналичных перечислений на расчетные банковские счета юридических лиц или других ИП.

Требования к контрольно-кассовой технике

Закон устанавливает ряд требований, которым должны соответствовать контрольно-кассовые машины.

  • все кассовые аппараты, используемые в коммерческой деятельности должны в обязательном порядке пройти регистрацию в налоговой инспекции по месту жительства индивидуального предпринимателя;
  • для применения в работе подходят только те модели кассовой техники, которые перечислены в государственном реестре. Убедиться в том, что та или иная касса имеется в реестре, можно двумя путями: либо проверив при покупке голографическую наклейку с нужной информацией, либо самостоятельно изучив перечень гос. реестра на официальном сайте налоговой службы.

Обратите внимание на файл:

Внимание! Каждая контрольно-кассовая машина печатает чеки с определенными реквизитами, в зависимости от рода деятельности. Поэтому, прежде чем останавливать свой выбор на том или ином кассовом аппарате, нужно убедиться в том, что именно он подходит для работы данному индивидуальному предпринимателю.

Важно! Кроме контрольно-кассовых машин существуют чекопечатающие машинки. Эти устройства не считаются налоговыми органами за контрольно-кассовою технику, поскольку, у них нет . Чекопечатающие машинки в своей работе используют в основном те предприниматели, которые работают по ЕНВД.

Где приобрести кассовый аппарат

Контрольно-кассовые машины не продаются в обычных магазинах. Их продажей и обслуживанием занимаются специальные организации, прошедшие Государственную экспертную комиссию по ККМ. Реализацией кассовых аппаратов эти компании занимаются как в головных офисах, так и через разветвленную розничную сеть. При этом они реализуют не только новые кассовые машины, но и подержанные.

Нужно отметить, что те модели ККМ, которые уже были в использовании, должны быть обязательно сняты с учета налоговой инспекции и иметь новый блок .

Кассовый аппарат ИП при УСН

Индивидуальный предприниматель, остановивший свой выбор на упрощенной схеме налогообложения, при наличных расчетах с клиентами, обязательно должен иметь кассовый аппарат. В тех случаях, если покупатель или потребитель услуг ИП производит оплату через банковские дебетовые или кредитные карты, выдавать кассовые чеки тоже необходимо.

Исключения:

  • контрольно-кассовую технику можно не применять, если индивидуальный предприниматель- «упрощенец» работает только через безналичные банковские переводы на расчетные счета юридических лиц и других ИП;
  • индивидуальный предприниматель работает в отдаленном или труднодоступном районе, где применение кассовых аппаратов по каким-либо причинам невозможно;
  • при оказании некоторых видов услуг населению есть установленное законом право заменять кассовые чеки выдачей бланков строгой отчетности.

Кассовый аппарат ИП при ОСНО

Как и в случае с «упрощенкой» при работе на общей системе налогообложения, индивидуальному предпринимателю необходимо иметь кассовый аппарат всегда, если присутствуют наличные денежные расчеты или расчеты с применением банковских карт.

Исключения по применению кассовых аппаратов ИП, находящимся на общем налогоисчислении также аналогичны тем, что действуют для «упрощенцев».

Кассовый аппарат ИП при ЕНВД

Те индивидуальные предприниматели, которые перешли на ЕНВД имеют право не пользоваться кассовым аппаратом. Вместо этого, если покупатель или потребитель услуг потребует, ему необходимо выдать либо бланк строгой отчетности, либо , либо квитанцию. При этом в каждом из этих документов должны содержаться строго установленные сведения:

  • название самого документа – квитанция, БСО или товарный чек;
  • основные данные: порядковый номер и дата выдачи документа клиенту, инициалы индивидуального предпринимателя; его ИНН;
  • наименование товаров и услуг и их количество;
  • полная сумма оплаты;
  • обязательно: должность и ФИО сотрудника, выдавшего документ с его подписью.

Многие ИП, находящиеся на ЕНВД используют для печати таких документов уже упомянутые выше чекопечатающие машинки. Поскольку их не нужно ставить на учет в налоговые органы, это особенно удобно для предпринимателей, находящихся на ЕНВД.

Внимание! Даже в тех случаях, когда применение контрольно-кассовой техники не является законной обязанностью предпринимателя, он может обзавестись ею на добровольных началах, например, для контроля за продавцами. В этом случае регистрировать кассовый аппарат в налоговой инспекции не надо.

Общие исключения

Независимо от того, на какой системе налогообложения находится индивидуальный предприниматель, в некоторых случаях он имеет право не использовать ККМ. Например, применение кассового аппарата не обязательно, если предприниматель занимается :

  • продажей периодической печатной продукции: журналов и газет;
  • продажей проездных и талонов на общественный транспорт;
  • продажей лотерейных билетов;
  • продажей ценных бумаг;
  • розничной продажей безалкогольных напитков на разлив и мороженого;
  • продажей предметов религиозного толка;

В этих и еще ряде случаев, подробно прописанных в законе РФ, предприниматели имеют право не использовать контрольно-кассовую технику.

Таблица применения ККТ в зависимости от системы налогообложения

Система налогообложения Вид деятельности ККМ обязательна Можно выдать БСО Можно выписать товарный чек или квитанцию
ОСНО Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +
УСН Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +
ЕСХН Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +
ЕНВД Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +
ПСН Торговля и остальное +
Оказание услуг населению +

Штрафные санкции

Внимание! С 15 июля 2016 года введена обновленная редакция штрафов за ККТ (смотрите ст. 14.5 КоАП РФ).

Наличие кассового аппарата требует от индивидуального предпринимателя ведения строгой отчетности по его использованию и соблюдения кассовой дисциплины. В частности, нужно в обязательном порядке вести журнал кассира-операциониста, журнал вызова технических специалистов, писать акты о снятии показаний счетчиков, возврате денежных сумм и т.д.

Поскольку эксплуатация кассовых аппаратов строго регламентирована, законом предусмотрены и наказания за неправильное их использование. Контролируют ИП по этой части представители налоговых органов.

В случае выявления каких-либо нарушений они могут наложить административное взыскание и назначить штраф в сумме 1500-2000 рублей.

В частности, индивидуальный предприниматель может быть оштрафован за следующие правонарушения: нарушение норм регистрации и неправильное использование кассы, отсутствие ККМ в случае необходимости, а также применение кассового аппарата, не соответствующего требованиям закона.

Ниже приведена таблица основных штрафов, которые могут быть связаны с применением или неприменением ККТ.

Нарушение Ответственное лицо Ответственность
Неприменение ККТ в случаях, когда это необходимо (ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ) Должностное штраф от 0,25 до 0,5 от суммы расчета, осуществленного без ККТ (но не менее 10 000 руб.)
Юридическое/ИП штраф от 0,75 до 1 от суммы расчета, осуществленного без ККТ (но не менее 30 000 руб.)
Повторное нарушение предыдущего пункта, если сумма расчетов, осуществленных без применения ККТ, составила 1 и более млн. рублей (ч.3 ст. 14.5 КоАП РФ) Должностное дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет
Юридическое/ИП приостановление деятельности на срок до 90 суток
Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям; нарушение порядка регистрации ККТ; порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения (ч.4 ст. 14.5 КоАП РФ) Должностное
Юридическое/ИП предупреждение или штраф от 5 000 до 10 000 руб.
Непредставление информации и документов по запросам налоговых органов, а также представление информации и документов с нарушением сроков о применении ККТ (ч.5 ст. 14.5 КоАП РФ) Должностное предупреждение или штраф от 1 500 до 3 000 руб.
Юридическое/ИП предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб.
Ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию (ч.6 ст. 14.5 КоАП РФ) Должностное предупреждение или штраф 2 000 руб.
Юридическое/ИП предупреждение или штраф 10 000 руб.

Таким образом, работать с использованием контрольно-кассовых аппаратов обязаны все предприниматели, имеющие дело с наличностью. В некоторых случаях кассовые аппараты можно заменить бланками строгой отчетности и другими документами, подтверждающими оплату. Если же индивидуальный предприниматель использует кассу, то он должен строжайшим образом соблюдать все нормы и правила, установленные законом для ее эксплуатации.

1. Кто обязан применять ККТ
ККТ обязаны применять все организации и ИП при осуществлении расчетов наличными деньгами и (или) в безналичном порядке (ст. 1.1, п. 1 ст. 1.2 Закона о применении ККТ):
при приеме (получении) оплаты, в том числе предоплаты (аванса), за товары (работы, услуги). Такая обязанность возникает и при удержании денежных средств из зарплаты сотрудников в погашение задолженности перед организацией и ИП за приобретенные товары (работы, услуги) (см., например, Письмо ФНС России от 14.08.2018 N АС-4-20/15707).
Если расчеты (наличными денежными средствами или с предъявлением электронного средства платежа) между организациями и (или) ИП за товары (работы услуги) осуществляются через подотчетное лицо, то ККТ применяет организация (ИП), которая продает товары (выполняет работы, оказывает услуги), то есть используется один кассовый аппарат (см., например, Письмо ФНС России от 10.08.2018 N АС-4-20/15566@ (п. 2));
выплате денег за товары (работы, услуги), например:
- в связи с возвратом покупателем приобретенного товара;
- приобретением товара у физических лиц, в том числе с привлечением подотчетных лиц, для перепродажи;
возврате предоплаты (аванса);
предоставлении и погашении займов для оплаты товаров (работ, услуг);
организации и проведении азартных игр и лотерей, например прием ставок, выплата денежных средств в виде выигрыша.
ККТ нужно применять ломбардам:
при кредитовании граждан под залог вещей;
хранении вещей.
Под расчетами понимается также (ст. 1.1 Закона о применении ККТ):
зачет предоплаты (аванса);
предоставление или получение иного встречного предоставления за товары (работы, услуги), например предоставление товара в качестве отступного.
ККТ необходимо применять, в частности, следующим лицам:
комиссионеру (агенту) при реализации товаров комитента (принципала) (Письма Минфина России от 04.07.2018 N 03-01-15/46377, от 11.10.2017 N 03-01-15/66398);
платежному агенту, принимающему оплату от физических лиц, в том числе через платежные терминалы (п. 12 ст. 4, п. 1 ст. 6 Закона о приеме платежей, ст. 1.1, п. 2 ст. 4 Закона о применении ККТ).

Таким образом, в большинстве случаев при расчетах, указанных в ст. 1.1 Закона о применении ККТ, нужно применять ККТ. Однако из этого правила есть исключения.

2. Кто и в каких случаях может работать без кассового аппарата (не применять ККТ)
От использования ККТ освобождены:
1) виды деятельности, перечисленные в п. 2 ст. 2 Закона о применении ККТ;
2) деятельность в отдаленных и труднодоступных местностях;
3) услуги по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также реализация предметов религиозного культа (п. 6 ст. 2 Закона о применении ККТ);
4) деятельность расположенных в сельских населенных пунктах аптечных организаций и обособленных подразделений медицинских организаций (п. 5 ст. 2 Закона о применении ККТ). Такие организации могут отказаться от применения ККТ при соблюдении ряда условий;
5) расчеты в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронного средства платежа с предъявлением) между организациями и (или) ИП (п. 9 ст. 2 Закона о применении ККТ). Например, ККТ не применяется при расчетах платежными поручениями;
6) расчеты по договорам займа, предоставленного для целей, не связанных с оплатой товаров (работ, услуг), поскольку они не отнесены к расчетам в ст. 1.1 Закона о применении ККТ (п. 1 ст. 1.2 этого Закона);
7) реализация товаров (работ, услуг), расчеты за которые с покупателями (клиентами) производит агент (платежный агент) (ст. 1.1, п. 2 ст. 1.2 Закона о применении ККТ, п. 12 ст. 4 Закона о приеме платежей). ККТ в этом случае применяет агент (платежный агент);
8) деятельность на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки (п. 7 ст. 2 Закона о применении ККТ);
9) предоставление за плату права пользования парковками (парковочными местами) при выполнении условий, указанных в п. 10 ст. 2 Закона о применении ККТ;
10) оказание населению платных услуг, связанных с библиотечным делом, в помещениях государственных и муниципальных библиотек, а также библиотек Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций (п. 12 ст. 2 Закона о применении ККТ);
11) деятельность ИП, которые применяют ПСН (за исключением ИП, осуществляющих виды предпринимательской деятельности, установленные пп. 3, 6, 9 - 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 - 48, 53, 56, 63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ), если покупателю (клиенту) выдан (направлен) документ, подтверждающий факт расчета (п. 2.1 ст. 2 Закона о применении ККТ);
12) деятельность кредитных организаций (п. 1 ст. 2 Закона о применении ККТ).
Кроме того, ККТ не применяют организации и ИП (см., например, Письма ФНС России от 14.08.2018 N АС-4-20/15707, от 10.08.2018 N АС-4-20/15566@ (п. п. 1, 3)):
при выплате денежных средств физлицу в рамках обязательств по гражданско-правовому договору (за отдельным исключением), в том числе по договору аренды;
выдаче заработной платы, в том числе если часть ее выдается товаром;
выплате материальной помощи сотруднику;
выдаче денежных средств под отчет;
возврате сотрудником неизрасходованных денежных средств, выданных под отчет.
Также ККТ не применяется организациями и ИП при расчетах исключительно монетой Банка России через автоматы, которые не питаются электрической энергией (в том числе от электрических аккумуляторов или батарей) (п. 1.1 ст. 2 Закона о применении ККТ).
До 1 июля 2019 г. ККТ могут не применять следующие лица:
1) организации и ИП, уплачивающие ЕНВД, а также ИП, применяющие ПСН, при выполнении ряда условий;
2) ИП, которые продают товары через торговые автоматы и не имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры (ч. 11.1 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ);
3) организации и ИП, которые выполняют работы, оказывают услуги населению с выдачей заказчикам БСО. Однако при оказании услуг общественного питания не могут отказаться от применения ККТ (ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ):
- организации;
- ИП, имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры.

Об этапах перехода на применение онлайн-ККТ см. Письмо Минфина России от 18.07.2018 N 03-01-15/50059.

2.1. Виды деятельности, при которых можно не применять ККТ
В п. 2 ст. 2 Закона о применении ККТ поименованы виды деятельности, при которых ККТ можно не применять. При этом не должно использоваться автоматическое устройство для расчетов (кроме торговых автоматов, предназначенных для продажи в розлив питьевой воды) (п. 8 ст. 2 Закона о применении ККТ). К таким видам деятельности относятся следующие.

Вид деятельности, при котором ККТ можно не применять Дополнительные условия для неприменения ККТ
1. Торговля
(кроме торговли подакцизными товарами - п. 8 ст. 2 Закона о применении ККТ)
Продажа газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров 1) доля продажи газет и журналов составляет не менее 50% товарооборота;
2) ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ;
3) учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно
Торговля на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для торговли 1) торговля ведется не в находящихся в указанных местах торговли магазинах, павильонах, киосках, палатках, автолавках, автомагазинах, автофургонах, помещениях контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых местах (помещениях и автотранспортных средствах, в том числе прицепах и полуприцепах);
2) торговля ведется не на открытых прилавках внутри крытых рыночных помещений непродовольственными товарами;
3) продаваемые товары отсутствуют в Перечне непродовольственных товаров, при торговле которыми обязательно применение ККТ
Разносная торговля продовольственными и непродовольственными товарами вне стационарной торговой сети (в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов):
- с рук;
- из ручных тележек, корзин;
- из иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров
Продаваемые товары не относятся:
1) к технически сложным товарам;
2) продовольственным товарам, требующим определенных условий хранения и продажи;
3) товарам, подлежащим обязательной маркировке средствами идентификации
Торговля в киосках мороженым, в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой
Торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином
Сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами
Реализация изготовителем изделий народных художественных промыслов
2. Работы и услуги
Обеспечение питанием обучающихся и работников образовательных организаций 1) образовательная организация реализует основные общеобразовательные программы;
2) обеспечение питанием осуществляется во время учебных занятий
Ремонт и окраска обуви
Изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей
Присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами
Вспашка огородов и распиловка дров
Услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах
Продажа водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте до 1 июля 2019 г.
3. Прочее
Продажа ценных бумаг
Сдача ИП в аренду (внаем) жилых помещений Помещения должны принадлежать ИП на праве собственности
Прием от населения стеклопосуды и утильсырья Принимается от населения не металлолом, не драгоценные металлы и не драгоценные камни

2.2. ККТ при расчетах в отдаленных и труднодоступных местностях
Расчеты в отдаленных и труднодоступных местностях можно вести без применения ККТ при выполнении следующих условий (п. п. 3, 8 ст. 2 Закона о применении ККТ):
1) расчеты ведутся в местностях, отнесенных региональными властями к отдаленным и труднодоступным. Исключения составляют города, районные центры (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселки городского типа;
2) покупателю (клиенту) выдается по его требованию документ, подтверждающий факт расчета. Документ должен содержать обязательные реквизиты, а также подпись выдавшего его лица;
3) не используется автоматическое устройство для расчетов;
4) не ведется торговля подакцизными товарами.

2.3. Условия для освобождения от применения ККТ аптечных организаций и обособленных подразделений медицинских организаций
Для освобождения от применения ККТ необходимо, чтобы соблюдались следующие условия.

Кто освобождается Условия для неприменения ККТ (п. п. 5, 8 ст. 2 Закона о применении ККТ)
Аптечные организации 1) находятся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, которые расположены в сельских населенных пунктах;
2) не используют автоматическое устройство для расчетов;
3) не торгуют подакцизными товарами
Обособленные подразделения медицинских организаций (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики) 1) расположены в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации;
2) у организации имеется лицензия на фармацевтическую деятельность;
3) не используют автоматическое устройство для расчетов;
4) не торгуют подакцизными товарами

2.4. ККТ при оказании услуг населению
До 1 июля 2019 г. не применять ККТ, выдавая вместо этого БСО, можно исключительно при оказании услуг населению, то есть гражданам, включая ИП (ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ, п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин").
Под услугами населению понимаются услуги:
поименованные в Собирательной классификационной группировке "Платные услуги населению" на основе ОКВЭД2;
поименованные в Собирательной классификационной группировке "Платные услуги населению" на основе ОКПД2;
прямо не поименованные в собирательных группировках, но по своему характеру являющиеся услугами населению.
Не могут отказаться от применения ККТ при оказании услуг общественного питания (ч. 8 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ):
организации;
ИП, имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры.
С 1 июля 2019 г. не применять ККТ при оказании услуг населению можно только по общим основаниям.

2.5. ККТ в случае уплаты ЕНВД и при применении патентной системы налогообложения
Порядок перехода на применение ККТ при ЕНВД или ПСН - такой же, как и для других налогоплательщиков.
Однако для указанных лиц предусмотрены особенности применения ККТ.
ИП, которые применяют ПСН, могут не использовать ККТ при выполнении следующий условий (п. 2.1 ст. 2 Закона о применении ККТ).
1. ИП осуществляют виды предпринимательской деятельности, не отнесенные к видам деятельности, установленным пп. 3, 6, 9 - 11, 18, 28, 32, 33, 37, 38, 40, 45 - 48, 53, 56, 63 п. 2 ст. 346.43 НК РФ.
В частности, ККТ можно не применять в отношении таких видов деятельности, как:
- ремонт, чистка, окраска и пошив обуви (пп. 2 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);
- химическая чистка, крашение и услуги прачечных (пп. 4 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);
- услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий (пп. 8 п. 2 ст. 346.43 НК РФ);
- услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству (пп. 15 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).
2. Покупателю (клиенту) выдается (направляется) документ, подтверждающий факт расчета. Документ должен содержать обязательные реквизиты.
С 1 июля 2019 г. все плательщики ЕНВД не могут работать без кассового аппарата.
До 1 июля 2019 г. при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего факт расчета, ККТ могут не применять (ч. 7.1 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ):
1) организации и ИП - плательщики ЕНВД, которые оказывают услуги, за исключением услуг общественного питания (п. 1 ч. 7.1 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ);
2) ИП, которые применяют ПСН в отношении видов деятельности, указанных в п. 3 ч. 7.1 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ;
3) ИП, уплачивающие ЕНВД (применяющие ПСН), которые продают товары в розницу или оказывают услуги общественного питания при отсутствии у них работников, с которыми заключены трудовые договоры (п. п. 2, 4 ч. 7.1 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ).
Об этапах перехода на применение онлайн-ККТ см. Письмо Минфина России от 18.07.2018 N 03-01-15/50059.
Важно! ИП, продающие товары в розницу или оказывающие услуги общественного питания, у которых нет работников, работающих по трудовым договорам, в случае заключения такого договора обязаны в течение 30 календарных дней с даты его заключения зарегистрировать ККТ (ч. 7.3 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ).
При продаже ряда товаров выдавать товарный чек обязательно независимо от того, потребовал его покупатель или нет. За нарушение этого правила предусмотрена административная ответственность.
2.6. Иные основания не применять ККТ до 1 июля 2019 г.
До 1 июля 2019 г. организации и ИП могут не применять ККТ (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ):
1) при безналичных расчетах с физическими лицами, которые не относятся к ИП (кроме расчетов с использованием электронных средств платежа);
2) приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт;
3) зачете и возврате предоплаты (аванса);
4) при предоставлении займов для оплаты товаров (работ, услуг);
5) предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары (работы, услуги).


Дата публикации: 30.08.2018
Поделиться