Унитарные фонды. Некоммерческие унитарные юридические лица

Помимо корпораций активными участниками гражданского оборота выступают коммерческие и некоммерческие юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства. Среди них можно выделить унитарные предприятия и некоммерческие унитарные организации.

Фонд - это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Он вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей этим целям. Для осуществления предпринимательской деятельности фонды могут создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Устав фонда может быть изменен его высшим коллегиальным органом, а в предусмотренных уставом случаях - учредителем. Если сохранение устава фонда в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав, решение об изменении устава принимает суд. В уставе, в частности, содержатся сведения о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Реорганизация фонда не допускается (за исключением негосударственных пенсионных фондов в случаях, установленных законом). Фонд может быть ликвидирован в случаях, если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом. Решение о ликвидации принимает только суд. В этом случае имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Учреждением считается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Последнее может быть автономным, бюджетным или казенным. Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на ПОУ имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним собственником этого имущества или приобретенных им за счет выделенных таким собственником средств. Собственник не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на ПОУ имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного за счет выделенных собственником средств, а также недвижимого имущества. Собственник не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности ГК РФ допускает образование автономной некоммерческой организации , не имеющей членства и созданной на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц. Такая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является ее собственностью. Учредители не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность организации. Они не отвечают по обязательствам созданной организации, а последняя не отвечает по обязательствам учредителей. Учредители могут пользоваться услугами организации только на равных условиях с другими лицами.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя). Ее учредительным документом является устав. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей. По единогласному решению учредителей в их состав могут быть приняты новые лица.

Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители, по решению которых может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы) и назначен единоличный исполнительный орган (председатель, генеральный директор и т.п.), в том числе из числа учредителей-граждан. Автономная некоммерческая организация может быть преобразована в фонд.

Религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган. Местная религиозная организация должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке в качестве юридического лица.

Гражданско-правовой статус религиозных организаций, порядок образования и компетенция их органов, а также отношения между организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются нормами ГК РФ, а также Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону. Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Местная религиозная организация создается не менее чем десятью гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация - не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией. Учредительным документом является устав, утвержденный учредителями или централизованной религиозной организацией. Учредители могут выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления.

Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе приобретенного или созданного за счет собственных средств, а также пожертвованного им. На имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов. Учредители не сохраняют имущественных прав на имущество, переданное ими этой организации в собственность. Они не отвечают по обязательствам этих организаций, а организации не отвечают по обязательствам своих учредителей.

7.1. Фонды

Фонд – унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно-полезные цели (ст. 118 ГК РФ).

Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово “фонд”, месте его нахождения, о предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Устав фонда может быть изменен решением суда, принятым по заявлению органов фонда или государственного органа, уполномоченного осуществлять надзор за деятельностью фонда, в случае, если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а высший коллегиальный орган фонда или учредитель фонда не изменяет его устав (п. 1 ст. 123.20 ГК РФ).

Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется ст. 123.18 – 123.20 ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом о негосударственных пенсионных фондах.

Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе, и обязан ежегодно опубликовывать отчеты об использовании этого имущества.

К исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

– определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования имущества;

– образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

– утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

– принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда;

– принятие решений о создании филиалов и (или) открытии представительств фонда;

– изменение устава фонда, если такая возможность предусмотрена уставом;

– одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом.

Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначать коллегиальный исполнительный орган фонда (правление).

К компетенции единоличного и (или) коллегиального исполнительного органа относится решение вопросов, не входящих в исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

Лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, в соответствии со ст. 53.1 ГК РФ возместить убытки, причиненные ими фонду (п. 3 ст. 123.19 ГК РФ).

Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае:

– если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

– если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

– при уклонении фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

– в других случаях, предусмотренных законом.

Попечительский совет фонда является его органом и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах (п. 4 ст. 123.19 ГК РФ).

7.2. Учреждения

Учреждение – унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением или приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с ГК РФ (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).

Учреждение может быть создано любым собственником, однако в нашей стране преобладающее положение заняли государственные и муниципальные учреждения.

В зависимости от категории учредителя учреждения подразделяются на частные, создаваемые гражданином или частным юридическим лицом, на государственные и муниципальные, соответственно создаваемые Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

При создании учреждений не допускается соучредительство нескольких лиц, то есть нельзя, например, образовать учреждение гражданином и муниципальным образованием или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации.

Государственные и муниципальные учреждения в зависимости от порядка финансирования и размера ответственности учредителя по их долгам подразделяются на автономные, бюджетные и казенные. Автономные и бюджетные учреждения создаются публично-правовыми образованиями в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством полномочий соответственно органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Порядок создания и деятельности автономных учреждений регулируется Федеральным законом от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях”, бюджетных учреждений – ст. 9.2, п. 2 ст. 13, ст. 14, п. 2 ст. 15, п. 2.1, п. 2.2 ст. 16, ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях, а также Бюджетным кодексом РФ.

Правовое положение казенных учреждений, порядок их создания и ликвидации, финансовое обеспечение их деятельности на основании бюджетной сметы предусматриваются в Бюджетном кодексе РФ. В нем закреплены особенности правового положения казенных учреждений (ст. 161 БК РФ). Казенное учреждение находится в введении органа государственной власти, органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в уставе учреждения. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Заключение и оплата государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров производится от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств.

Устав бюджетного или казенного учреждения должен содержать наименование учреждения с указанием типа соответственно “бюджетное учреждение” или “казенное учреждение”, сведения о собственнике его имущества, исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано, указание о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.

Устав автономного учреждения содержит перечень обязательных сведений о нем в соответствии с Законом об автономных учреждениях.

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случае и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального органа может избираться его коллегиальным органом, утверждаться его учредителем.

Бюджетные, автономные и казенные учреждения осуществляют свою деятельность на основе государственных (муниципальных) заданий, которые формируются в соответствии с решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Деятельность частных учреждений финансируется его собственником посредством закрепления за ним имущества на праве оперативного управления, включая денежные средства.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных п. 4 – 6 ст. 123.22 и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ, несет собственник.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ). Однако в ст. 161 БК РФ это правило получает уточнение. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия распорядителя бюджетных средств в пределах возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий государственного (муниципального) контракта, иного договора.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества, независимо от того, за счет каких средств и по каким основаниям оно за бюджетным учреждением закреплено или им приобретено, особо ценного движимого имущества, полученного от собственника.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

По обязательствам как бюджетного, так и автономного учреждений, связанных с причинением вреда гражданам, при недостаточности такого имущества субсидиарную ответственность несет собственник бюджетного или автономного учреждения.

Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества.

Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник этого имущества. Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд (ст. 123.23 ГК РФ).

7.3. Автономные некоммерческие организации

Автономная некоммерческая организация – унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ).

В отличие от учреждения, где не допускается соучредительство нескольких лиц, автономная некоммерческая организация может быть создана несколькими соучредителями, как гражданами и юридическими лицами, так и либо гражданами, либо юридическими лицами.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является ее собственностью, а учредители не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей. Учредители автономной некоммерческой организации пользуются ее услугами только на равных условиях с другими лицами. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной организации, в состав учредителей которой могут быть приняты новые лица по решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно.

Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.

Оценку действительности решений учредителей автономной организации следует проводить по правилам гл. 9.1 ГК РФ.

Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них (ст. 123.24 ГК РФ). Названная норма устанавливает принципиально иное правило, чем возможность некоммерческих организаций осуществлять приносящую доход деятельность (п. 3 ст. 50 ГК РФ). Неслучайно, что в части, не урегулированной ст. 123.24 ГК РФ, правовое положение автономных некоммерческих организаций, а также права и обязанности их учредителей устанавливаются законом.

7.4. Религиозные организации

Религиозная организация – добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с Законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

В отличие от ранее действующих положений ст. 117 ГК РФ, в которой общественные и религиозные организации рассматривались как равнозначные добровольные объединения граждан, ныне гражданско-правовое положение религиозных организаций регулируется раздельно. Характерно, что и местные, и централизованные религиозные организации составляют одну организационно-правовую форму юридического лица в отличие от общественных объединений, которые могут входить в организационно-правовую форму общественной организации либо ассоциации (союза). В связи с этим в приведенном выше определении опущена характеристика религиозной организации как унитарной. Тем самым законодатель, по существу, закрепил позицию тех ученых, которые доказывали, что нельзя отождествлять религиозные организации с общественными объединениями, поскольку характер целей и видов деятельности религиозных организаций существенно отличается от тех функций, которые осуществляют общественные объединения граждан и их ассоциации (союзы).

Правовое положение религиозных организаций также определяется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. “О свободе совести и о религиозных объединениях”. Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и не противоречащими закону установлениями, т.е. предписаниями, исходящими от руководящих или координирующих органов религиозных концессий.

Порядок образования органов религиозной организации, их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с Законом о свободе совести и о религиозных объединениях, уставом религиозной организации и внутренними установлениями (другими внутренними документами).

Местная религиозная организация создается в соответствии с законом не менее чем десятью гражданами-учредителями, а централизованная организация – не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.

Учредительным документом религиозной организации является ее устав, утверждаемый ее учредителями или централизованной религиозной организацией.

Устав религиозной организации должен содержать сведения о ее виде, наименовании и месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, оставшегося после ее ликвидации, и иные сведения, предусмотренные Законом о религиозных объединениях.

Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа управления или членов коллегиального органа управления данной религиозной организации в порядке, установленном в соответствии с Законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (п. 3 ст. 123.27 ГК РФ).

Гражданская правоспособность религиозных организаций возникает с момента их государственной регистрации в качестве юридического лица и носит специальный характер, т.е. она может совершать сделки и заключать договоры для достижения целей ее деятельности, осуществляя виды деятельности, составляющие ее предмет.

Религиозные организации являются собственниками имущества, необходимого для обеспечения их деятельности, в том числе приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного или переданного им в собственность иными гражданско-правовыми способами.

На принадлежащее религиозной организации имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям кредиторов. Перечень такого имущества определяется в порядке, установленном Законом о свободе совести и религиозных объединениях.

Учредители религиозной организации не сохраняют имущественных прав на имущество, переданное ими этой организации в собственность. Учредители не отвечают по обязательствам этих организаций, а религиозные организации не отвечают по обязательствам своих учредителей (ст. 123 ГК РФ).

Закон о свободе совести и о религиозных объединениях предусматривает безвозмездную передачу в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Порядок передачи такого имущества регулируется Федеральным законом от 30 ноября 2010 г. “О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности”.

Заканчивая рассмотрение организационно-правовых форм некоммерческих организаций, следует отметить, что деление их на корпоративные и унитарные юридические лица не всегда четко проведено. Как уже объяснялось, в автономной некоммерческой организации, признаваемой унитарной некоммерческой организацией, не определены права и обязанности учредителей, что является непременным элементом корпорации. В главу 4 ГК РФ не включены положения о хозяйственном партнерстве, равно как и о публично-правовых компаниях.

В ГК РФ не разрешена проблема отношений связанности (аффилированности) между юридическими лицами. ГК РФ ограничился воспроизведением ранее существовавшего положения о дочернем хозяйственном обществе (ст. 67.3 ГК РФ).

Таким образом, в ГК РФ представлен перечень организационно-правовых форм юридического лица общей численностью 17, в том числе:

– 6 типов коммерческих организаций, которые являются корпоративными, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий;

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ КОРПОРАТИВНЫЕ И УНИТАРНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

рыночный субъект некоммерческий корпоративный

Введение

1. Некоммерческие организации: понятие, признаки

2. Некоммерческие корпоративные организации

3. Некоммерческие унитарные организации

Список литературы

Введение

Заниматься хозяйственной деятельностью, хозяйствовать может любой человек, гражданин и даже лицо, не имеющее гражданства. Ведь любой из нас ведет личное, домашнее хозяйство, не запрашивая на то разрешения властей и не оформляя официально юридически свой статус хозяина. Но, говоря о таком хозяйствовании, мы обычно подразумеваем простейшие, доморощенные способы деятельности. Они связаны с собственным жизнеобеспечением, с личной и семейной экономикой.

В тех случаях, когда экономическая деятельность приобретает массовый характер, осуществляется не только для себя и семьи, но и для других людей, в общественных целях, ей должны соответствовать определенные, установленные законом и нормами хозяйственного права формы организации и структуры управления. Это организационно-правовые формы хозяйствования. Они дают возможность гражданину, коллективу обрести официальный правовой статус хозяйствующего субъекта, субъекта рыночной экономики.

Большинство субъектов рыночной экономики, такие как предприятия, банки, страховые компании, учебные заведения, театры и т.д., имеют статус юридического лица.

Понятие юридического лица и его признаки определены в ст.48 Гражданского кодекса. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В Гражданском кодексе Российской Федерации впервые в истории российского права содержится подробно разработанная система норм о юридических лицах. При этом Гражданский кодекс вводит отсутствовавший в прежнем законодательстве принцип замкнутого перечня юридических лиц, согласно которому юридические лица могут создаваться и функционировать только в такой организационно-правовой форме, которая прямо предусмотрена законом. Гражданский кодекс допускает существование следующих организационно-правовых форм предприятий: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации.

В соответствии с Гражданским кодексом организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые ставят целью своей основной деятельности извлечение прибыли, вторые предоставляют социальные услуги, содействуют развитию культуры, образования, оказывают благотворительность и осуществляют другие общественно-полезные цели.

1. Некоммерческие организации: понятие, признаки

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческой организации присущи следующие свойства:

Наличие юридического лица;

Основной целью деятельности не является извлечение прибыли;

Возможная прибыль не может быть распределена между участниками некоммерческой организации.

Если некоммерческая организация намерена выступать в дальнейшем как участник гражданско-правовых отношений (приобретать имущественные права и обязанности), то она должна пройти процедуры государственной регистрации для приобретения прав юридического лица, так как только статус юридического лица позволяет некоммерческим организациям защищать свои имущественные права и интересы, и вместе с этим обязывает их нести юридическую ответственность за ущемление прав и законных интересов других юридических и физических лиц.

Особо необходимо отметить, что только приобретение статуса юридического лица позволяет некоммерческим организациям пользоваться налоговыми и прочими льготами.

Следует обратить внимание на два момента:

1) возможность возникновения юридического лица без регистрации оставлена в законодательстве только для общественных и религиозных организаций (объединений) и для некоммерческих партнерств;

2) некоммерческие организации создаются, как правило, с правами юридического лица.

Некоммерческой организации как юридическому лицу присущи следующие характеристики.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.

Учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав либо учредительный договор и устав, либо только учредительный договор. В некоторых случаях некоммерческая организация может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

В учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно - правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные федеральными законами.

Учредительные документы некоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Филиалом некоммерческой организации является ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в том числе функции представительства.

Представительством некоммерческой организации является обособленное подразделение, которое расположено вне места нахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческой организации и осуществляет их защиту.

Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.

Руководители филиала и представительства назначаются некоммерческой организацией и действуют на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией.

Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации, и должны быть указаны в учредительных документах некоммерческой организации, их создавшей.

По решению учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами, некоммерческая организация может быть реорганизована. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Некоммерческая организация может быть ликвидирована. Это может произойти:

По решению ее учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на то учредительными документами;

По решению суда;

В случае признания организации несостоятельной (банкротом). Данный случай относится только к фондам и потребительским кооперативам.

Основной целью деятельности некоммерческой организации не является получение прибыли -- другой важный признак некоммерческой организации.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Возможная прибыль не может быть распределена среди участников некоммерческой организации.

Действительно, некоммерческие организации не ставят главной своей целью извлечение прибыли. Однако законодательства многих стран, в том числе нашей, допускают возможность получения прибыли некоммерческой организацией. Вместе с тем в рамках некоммерческого сектора последняя носит ограниченный характер.

Во-первых, некоммерческая организация может заниматься предпринимательством лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которой она создана; сама бизнес-деятельность должна соответствовать таким целям.

Во-вторых, возможная прибыль полностью направляется на обеспечение основного профиля некоммерческой организации и не может быть распределена среди ее участников. Например, прибыль организаций здравоохранения используется на предоставление населению дополнительных видов медицинских услуг и увеличение объема услуг уже существующих. Прибыль научных организаций расходуется на осуществление новых проектов, приобретение оборудования и сырья. Прибыль общественных организаций и объединений идет на расширение спектра услуг, предоставляемых их участникам, на совершенствование материальной базы и т. д.

В общем, прибыль от предпринимательской деятельности некоммерческих организаций не распределяется среди их учредителей и участников, а полностью реинвестируется на развитие фундаментальных социальных сфер общества (просвещение, наука, культура, здравоохранение), на укрепление социальной защиты населения.

2. Некоммерческие корпоративные организации

Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право членства в них и формируют их высший орган управления -- общее собрание. В некоммерческих корпорациях и производственных кооперативах с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом.

Установлено, что по решению высшего органа управления общественной организации, ассоциации (союза), товарищества собственников недвижимости полномочия ее органа могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения этим органом своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований.

Скорректировано понятие общественной организации. Если по действующей редакции ст. 117 ГК РФ они создаются для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, то в силу новой редакции (п. 1 ст. 123.4) -- для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей. Количество учредителей общественной организации не может быть менее трех. Участник (член) общественной организации несет обязанность уплачивать предусмотренные ее уставом членские и иные имущественные взносы (установление их размера и порядка уплаты относится к исключительной компетенции высшего органа общественной организации). Любой участник по своему усмотрению в любое время вправе выйти из организации, в которой он участвует. При этом членство в общественной организации неотчуждаемо. Осуществление прав участника (члена) общественной организации не может быть передано другому лицу.

Число учредителей ассоциации (союза) не может быть менее двух (в действующей редакции -- пяти).

Новая для законодателя организационно-правовая форма некоммерческой корпоративной организации -- товарищество собственников недвижимости (далее -- ТСН). На сегодняшний день многие авторы выделяют товарищества собственников жилья, дачные некоммерческие товарищества в качестве самостоятельных организационно-правовых форм юридических лиц. По существу, такая форма очень близка к потребительскому кооперативу. ТСН -- это добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

В законе установлены основные положения об имущественных правах такого товарищества. Общее имущество в многоквартирном доме, а также объекты общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах принадлежат членам соответствующего товарищества собственников недвижимости на праве общей долевой собственности, если иное не предусмотрено законом. Состав такого имущества и порядок определения долей в праве общей собственности на него устанавливаются законом. Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме, доля в праве общей собственности на объекты общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе собственника земельного участка -- члена такого некоммерческого товарищества следуют судьбе права собственности на указанные помещение или земельный участок.

В завершение раздела еще две «экзотические» организационно-правовые формы, которые на сегодняшний день закреплены только в Федеральном законе «О некоммерческих организациях».

Казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 05.12.2005 № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества», добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

Общинами коренных малочисленных народов РФ признаются добровольные объединения граждан, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации и объединившихся по кровнородственному и (или) территориально-соседскому признаку в целях защиты исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры.

· Некоммерческие корпоративные организации:

1. Потребительский кооператив

2. Общественные организации

3. Ассоциации и союзы

4. Товарищества собственников недвижимости

5. Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

6. Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации

Общие положения о некоммерческих корпоративных организациях

Статья 123.1. Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях

1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.

2. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50).

3. Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы.

4. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

5. Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

2. Потребительский кооператив

3. Некоммерческие унитарные организации

1. Фонды

Статья 123.17. Основные положения о фонде

Статья 123.18. Имущество фонда

Статья 123.19. Управление фондом

Статья 123.20. Изменение устава и ликвидация фонда

2. Учреждения

Статья 123.21. Основные положения об учреждениях

Статья 123.22. Государственное учреждение и муниципальное учреждение

Статья 123.23. Частное учреждение

3. Автономные некоммерческие организации

Статья 123.24. Основные положения об автономной некоммерческой организации

Статья 123.25. Управление автономной некоммерческой организацией

4. Религиозные организации

Статья 123.26. Основные положения о религиозных организациях

Статья 123.27. Учредители и устав религиозной организации

Статья 123.28. Имущество религиозной организации

Уточнены положения по управлению фондом. Лица, уполномоченные выступать от имени фонда, обязаны по требованию членов его высшего коллегиального органа, действующих в интересах фонда, возместить убытки, причиненные ими фонду. Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

В соответствии с новой редакцией при создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц. Сохранено деление государственных и муниципальных учреждений на казенные, бюджетные и автономные. Несколько расширена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения по его обязательствам: на сегодняшний день собственник имущества автономной организации не несет такой ответственности, а по новой редакции несет субсидиарную ответственность по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам. Автономное учреждение ежегодно обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом. Лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей автономной некоммерческой организации. По решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, лишь создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Религиозные организации, в отличие от общественных (ранее они рассматривались совместно), являются унитарными некоммерческими организациями. Основные положения о таких организациях теперь определены на уровне ГК РФ, однако по большинству вопросов сделана отсылка к Федеральному закону «О свободе совести и религиозных объединениях». В частности, установлено, что на принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов.

Список литературы

1. Социальная рыночная экономика. Учебник для вузов. - М.: Русская Деловая Литература, 1999. - 416 с.

2. Курс экономики: Учебник. - 2-е изд., доп./ Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 716 с.

3. Некоммерческие фонды и организации. Правовые аспекты. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997. - 336 с.

4 Гражданское право: Учебное пособие/Под ред. проф. Гатина А.М.-М.: Дашков и К, 2009. - 384 с..

5. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 5.10.2014 № 51-ФЗ

Крицкая Ю.В. Некоммерческая организация как субъект гражданского права.- Режим доступа: georg-vl.ru.- 2008.

6. Сидоров В.Н. Правосубъектность некоммерческих организаций.- Режим доступа: www.law.edu.ru.-2008.

7. Шекова Е.Л. Правоспособность и предмет деятельности некоммерческой организации.- Режим доступа: www.georg-vl.ru.-2009.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социально-экономические признаки некоммерческих организаций и их роль в развитии общества. Понятие и основные структурные особенности некоммерческих организаций. Корпоративные и унитарные некоммерческие организации, порядок их учреждения и регистрации.

    дипломная работа , добавлен 16.05.2017

    Общественные и религиозные организации. Некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы, учреждения. Автономные некоммерческие организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы. Участники, права, структура и порядок управления.

    презентация , добавлен 01.06.2015

    Понятие, правоспособность юридического лица. Основные признаки коммерческой организации. Государственная регистрация юридических лиц. Представительства и филиалы. Ответственность юридического лица. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.

    курсовая работа , добавлен 14.12.2012

    Общие положения, понятие, признаки и правосубъектность некоммерческих организаций. Порядок и основные этапы создания. Формы некоммерческих организаций. Потребительские кооперативы. Общественные и религиозные организации. Объединение юридических лиц.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2010

    Основные признаки юридических лиц. Корпоративные и унитарные, коммерческие и некоммерческие юридический лица. Хозяйственные товарищества и общества, их учредители и участники. Общества с ограниченной ответственностью, главные условия их функционирования.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2011

    Понятие и признаки юридического лица. Коммерческие юридические лица. Хозяйственные товарищества. Хозяйственные общества. Производственный кооператив. Унитарные предприятия. Некоммерческие юридические лица. Общественная организация, фонд, ассоциация.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2007

    Понятие юридического лица в Гражданском кодексе Российской Федерации. Коммерческие и некоммерческие организации. Основные правовые положения в отношении юридических лиц. Особенности судопроизводства по делам о банкротстве. Порядок процедуры банкротства.

    контрольная работа , добавлен 10.06.2013

    Понятие, признаки и правосубъектность некоммерческих организаций. Порядок и основные этапы их создания. Потребительские кооперативы. Общественные и религиозные организации (объединения). Фонды, учреждения. Объединение юридических лиц (ассоциации и союзы).

    курсовая работа , добавлен 15.03.2016

    Понятие и признаки, возникновение юридического лица; понятия "документ", "управленческий документ". Функции, общие требования к учредительным документам юридических лиц, необходимым при первичной регистрации. Внесение изменений в учредительные документы.

    дипломная работа , добавлен 14.01.2010

    Понятие и общая характеристика юридического лица, его основные права и обязанности, признаки. Учредительные документы, правоспособность и дееспособность юридического лица, порядок государственной регистрации. Организационные типы юридического лица.

Разделены на две своеобразные категории по отдельному признаку: корпоративные и унитарные организации. Об унитарных некоммерческих организациях читайте в предложенном материале.

Федеральным законом от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) изменения внесены в Гражданский кодекс (далее - ГК РФ).

Сразу же оговоримся, что впредь до приведения нормативных правовых актов в соответствие с положениями ГК РФ законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям ГК РФ. При этом специальные законы, регулирующие деятельность некоммерческих юридических лиц, пока не изменены.

Итак, в целом можно сказать, что с 1 сентября 2014 года все юридические лица, как коммерческие, так и некоммерческие будут создаваться только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 ГК РФ. При этом организации, созданные ранее, должны привести свои наименования и учредительные документы в соответствие с новыми требованиями при первом изменении учредительных документов.

Согласно статье 48 ГК РФ в новой редакции юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, относятся корпоративные организации (статья 65.1 ГК РФ).

Статья 50 ГК РФ разграничивает всех юридических лиц на коммерческие и некоммерческие . Классификаций юридических лиц по различным основаниям можно назвать множество, однако данное деление является общеизвестным и общепринятым, даже в какой-то степени основополагающим.

Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Главный критерий разграничения в данном случае - основная цель деятельности и абсолютно не имеет значения ни форма собственности, ни организационно-правовая форма, ни другие обстоятельства.


Обратите внимание, что в статье 50 ГК РФ приведен исчерпывающий перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться некоммерческие юридические лица. Отметим, ранее такого перечня (императивного) не было.

Итак, юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

Потребительских кооперативов , к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

Общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), общественные движения, органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

Ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;

Товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья (совершенно новая форма для российского законодательства);

Казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;

Общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;

Фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;

Учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;

Автономных некоммерческих организаций;

Религиозных организаций;

Публично-правовых компаний.

Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (смотрите пункт 1 статьи 66.2 ГК РФ).

К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства, правила ГК РФ не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Изменился подход к видам учредительных документов. Теперь единственным учредительным документом для всех организаций (за минимальным исключением) является устав.

В силу статьи 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Хозяйственное товарищество действует на основании учредительного договора, который заключается его учредителями (участниками) и к которому применяются правила ГК РФ об уставе юридического лица.

Устав юридического лица должен содержать сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.

В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены уставом также в случаях, если по закону это не является обязательным.

Изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации учредительных документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Однако юридические лица и их учредители (участники) не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом таких изменений.

В силу статьи 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании.

Согласно статье 123.17 ГК РФ фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Реорганизация фонда по общему правилу не допускается.

Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется статьями 123.18 - 123.20 ГК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Законом о негосударственных пенсионных фондах.

Статья 123.21 ГК РФ посвящена такому виду унитарной некоммерческой организации как учреждение.

Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

В силу статьи 123.24 ГК РФ автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.

Религиозной организацией согласно статье 123.26 ГК РФ признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с Законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган.

Правовое положение религиозных организаций определяется также Законом о свободе совести и о религиозных объединениях.

Религиозные организации действуют в соответствии со своими уставами и внутренними установлениями, не противоречащими закону.

Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются в соответствии с Законом о свободе совести и о религиозных объединениях уставом религиозной организации и внутренними установлениями (другими внутренними документами).

Религиозная организация не может быть преобразована в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.

Фонд -унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели (п. 1 ст. 123.17 ГК РФ).

Правовое положение фонда регулируется ст. 123.17-123.20 ГК РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Учредители фонда: физические лица и (или) юридические лица.

Особенности правового регулирования фонда:

  • - отсутствие членства;
  • - имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда;

учредители фонда не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей;

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества (ст. 123.18 ГК РФ).

Учредительный документ фонда - устав, который должен содержать сведения, предусмотренные п. 2 ст. 123.17 ГК РФ, в том числе о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Уставом фонда может быть предусмотрена возможность его изменения либо высшим коллегиальным органом, либо решением учредителя. В противном случае такие изменения могут быть внесены решением суда. С соответствующим заявлением об этом в суд могут обратиться органы фонда или государственный орган, уполномоченный осуществлять надзор за деятельностью фонда (п. 1 ст. 123.20 ГК РФ).

Органы управления фондом:

высший коллегиальный орган, а также назначаемый им коллегиальный исполнительный орган (правление) и избираемый им единоличный исполнительный орган (председатель, генеральный директор и т.д.);

Попечительский совет, осуществляющий свою деятельность на общественных началах.

Компетенция органов управления фондом определена в ст. 123.19 ГК РФ.

По поводу прекращения деятельности фонда в ГК РФ установлены следующие правила:

реорганизация фонда не допускается, за исключением негосударственных пенсионных фондов (п. 3 ст. 123.17);

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 123.20 ГК РФ.

Особенность фонда: имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов при ликвидации, направляется на цели, указанные в уставе фонда. В порядке исключения законом может быть предусмотрен возврат такого имущества учредителям фонда (п. 3 ст. 123.20 ГК РФ).

Учреждение -унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 123.21 ГК РФ).

Правовое положение учреждения определяется ст. 123.21-123.23 ГК РФ, федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 30.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» .

Особенности правового регулирования учреждений: учредителем может быть только одно лицо (п. 2 ст. 123.21 ГК РФ); собственник имущества - учредитель; учреждение приобретает право оперативного управления на имущество, закрепленное за ним собственником и приобретенное по иным основаниям (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ).

Учредительный документ учреждения - устав, а в случаях, предусмотренных законом, для учреждений, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, - единый типовой устав, утвержденный его учредителем или уполномоченным им органом (и. 3 ст. 52 ГК РФ).

В зависимости от того, каким лицом создано учреждение, оно может быть публичным или частным. Частное учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом, публичное - соответственно Российской Федерацией, субъектом РФ (государственное учреждение), муниципальным образованием (муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением. Порядок финансового обеспечения их деятельности определяется законом (п. 2 ст. 123.22 ГК РФ). Такие учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества. В отличие от них частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества (и. 1 ст. 123.23 ГК РФ).

В отношении ответственности учреждений в ГК РФ установлены дифференцированные правила в зависимости от вида учреждения:

  • - казенное и частное учреждения отвечают по всем обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами, при недостаточности которых субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения (п. 4 ст. 123.22, и. 2 ст. 123.23 ГК РФ);
  • - бюджетное и автономное учреждение отвечает

по договорным обязательствам: всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, кроме недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества (закрепленного за учреждением собственником имущества или приобретенного за счет средств собственника);

по обязательствам, связанным с причинением вреда гражданам, субсидиарную ответственность несет собственник имущества учреждения (п. 5-6 ст. 123.22 ГК РФ).

Органы управления учреждением:

руководитель, назначаемый учредителем (в случаях и в порядке, предусмотренных законом, - в государственном или муниципальном учреждении - избираемый его коллегиальным органом и утверждаемый его учредителем);

коллегиальные органы, создаваемые по решению учредителя и подотчетные ему (п. 4 ст. 123.21 ГК РФ).

В ГК РФ установлены следующие особенности прекращения деятельности учреждений в зависимости от вида:

Возможность преобразования государственного или муниципального учреждения в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм в случаях, предусмотренных законом (п. 7 ст. 123.22);

возможность преобразования частного учреждения в автономную некоммерческую организацию или фонд (п. 3 ст. 123.23).

Автономная некоммерческая организация - унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ).

Правовое положение автономной некоммерческой организации определяется ст. 123.24-123.25 ГК РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В ГК РФ закреплены правила об учредителях автономной некоммерческой организации:

в этом качестве могут выступать граждане и (или) юридические

Такая организация может быть создана одним лицом (п. 1 ст. 123.24);

лицо может по своему усмотрению выйти из состава учредителей;

Для принятия новых лиц в состав учредителей требуется единогласное решение учредителей (п. 6 ст. 123.24).

Особенности правового регулирования автономной некоммерческой организации:

имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является ее собственностью;

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей (п. 3 ст. 123.24 ГК РФ).

Учредительный документ автономной некоммерческой организации - устав, который должен содержать сведения, предусмотренные п. 2 ст. 123.24 ГК РФ.

Управление автономной некоммерческой организацией могут осуществлять:

учредители в порядке, установленном ее уставом (п. 1 ст. 123.25 ГК РФ);

постоянно действующий коллегиальный орган (органы), создаваемый по решению учредителей (учредителя), компетенция которого устанавливается уставом организации (п. 2 ст. 123.25 ГК РФ);

Единоличный исполнительный орган (председатель, генеральный директор и т.п.), назначаемый учредителями (учредителем). Им может быть назначен один из учредителей-граждан (п. 3 ст. 123.25 ГК РФ).

Установлено, что автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд (п. 7 ст. 123.24 ГК РФ).

Религиозная организация - добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ граждан РФ или иных лиц, образованное ими в цепях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган (п. 1 ст. 123.26 ГК РФ).

Правовое положение религиозной организации определяется ст. 123.26- 123.28 ГК РФ, федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» .

Учредители религиозной организации: местная религиозная организация создается не менее чем десятью гражданами-учредителями;

Централизованная религиозная организация - не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией (п. 1 ст. 123.27 ГК РФ).

Особенности правового регулирования религиозной организации:

- являются собственниками принадлежащего им имущества;

по требованиям кредиторов не может быть обращено взыскание на имущество богослужебного назначения, перечень которого определяется в порядке, установленном законом;

учредители религиозных организаций не отвечают по обязательствам этих организаций, а эти организации не отвечают по обязательствам своих учредителей (ст. 123.28 ГК РФ).

Учредительный документ религиозной организации - устав. Он может быть утвержден не только ее учредителями, но и централизованной религиозной организацией, и должен содержать, в частности, сведения об источниках образования ее имущества, о направлениях его использования и порядке распределения имущества, остающегося после ее ликвидации (п. 2 ст. 123.28 ГК РФ).

В отношении управления религиозной организацией в ГК РФ предусмотрено, что порядок образования органов организации и их компетенция, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются законом о свободе совести и религиозных объединениях, уставом и внутренними документами такой организации (п. 2 ст. 123.26). Кроме того, установлено, что функции органа управления или членов коллегиального органа управления может выполнять учредитель (учредители) (п. 3 ст. 123.27 ГК РФ).

Особенностью реорганизации религиозной организации является установленный в ГК РФ запрет на преобразование ее в юридическое лицо другой организационно-правовой формы (п. 3 ст. 123.26).

Контрольные вопросы

  • 1. В каком порядке может быть изменен устав фонда?
  • 2. Какие особенности имеет прекращение деятельности фонда?
  • 3. Какие виды учреждений предусмотрены в ГК РФ?
  • 4. Какие правила об ответственности учреждения закреплены в ГК РФ?
  • 5. Какие правила установлены в отношении управления в автономной некоммерческой организации?
  • 6. В чем заключаются особенности правового регулирования религиозной организации?
  • Федеральный закон от 30.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Российская газета. 2006. 8 ноября.
  • Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (послед, изм.) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Российская газета. 1997. 1 октября.
Поделиться